Американская школа социологии

Американская школа социологии сформировалась несколько позднее, чем европейская, поэтому ее основоположники поначалу следовали за европейскими учеными, перенося на свою национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу развивающейся страны. Последовавший на рубеже Х1Х-ХХ вв. переход от теоретической социологии к эмпирической в США был обусловлен необходимостью решения конкретных проблем, связанных с индустриализацией, урбанизацией, возникновением мегаполисов, что привело к появлению теорий деструктивного поведения (девиации), «человеческой экологии» и т.д. Тогда из Европы в США прибывала масса эмигрантов, что породило необходимость их адаптации к новой социокультурной среде. Отчасти поэтому тогда американская социология ориентировалась на узкий практицизм — детальное изучение, например, проблемных областей семьи, преступности. Вследствие этого американская социология обрела свой особый стиль. Характерны заголовки социологических работ того времени: «Шайка», «Гетто», «Неприкаянная девушка» и т.п.

Уильям Самнер (1840-1910) является одной из главных фигур в американской социологии. Профессор Йельского университета, он одним из первых представил студентам систематизированный курс лекций по социологии.

По мысли Самнера, общество — это группы людей, живущих с желанием победить в борьбе за самосохранение и выживание. При этом нравы и традиции общества являются первичными факторами развития. «Социальность» и «цивилизованность» группе придает система социальных институтов, которые регулируют жизнь и деятельность общности по реализации своих интересов. Институты выполняют множество функций в социальной системе, а главная из них — закрепление социального опыта, его передача от поколения к поколению и тем самым поддержание общественного равновесия. Самнер выделял следующие социальные институты:

§ самоподдержания общества (индустриальная организация, собственность, война за распределение богатства, удовлетворение голода и половой потребности);

§ брака и семьи (самосохранение через воспроизводство);

§ самоутверждения (мода, этикет, игры);

§ религии (связан с инстинктом страха).

9. становление и основные этапы развития социологии в россии

Развитию социологии в России способствовали следующие факторы:

§ все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;

§ бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;

§ развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.

§ В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.

§ Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили:

§ 1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов;

§ 2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма;

§ 3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса;

§ 4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;

§ 5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина;

§ 6) позитивистские воззрения русского социолога Е. Роберти – последователя О. Конта.

§ В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца XIX в. испытала на себе влияние идей К. Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

§ Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден.

§ Первое десятилетие (1918–1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки. Создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыты Социологический институт (1919 г.) и первый в России

§ факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

§ В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук. Социологические эмпирические исследования получили «право гражданства», однако признавались только те результаты, которые не шли вразрез с «политикой партии» и содержали позитивный аспект социального развития страны, в то время как тревожные сигналы о состоянии советского общества игнорировались и даже осуждались.

§ В 1970—1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой – всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Но организационное становление социологии продолжалось. В 1968 г. был создан Институт социологических исследований, в 1988 г. – Институт социологии АН, появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов. Стали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 г., выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е гг. XIX в. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

§ Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

10. развитие эмпирической социологии в первой половине 20 века
Эмпирическое направление, возникшее в рамках западной социологии в XX в., явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX в.

Становление эмпирической школы было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социальной философии XIX в., а также с необходимостью решения новых практических задач по управлению общественными процессами в разработке средств социального контроля и регулирования общественной жизни.

С 1920 по 1950 гг. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители Чикагской школы, сформировавшейся на базе первого в мире социологического факультета Чикагского университета. Основатель и руководитель этого факультета А.В. Смолл одновременно возглавил Американское социологическое общество. Уже с первых эмпирических исследований социологи Чикагского университета существенно разошлись в понимании сути программы социологического исследования и ее значения как для проведения таких исследований, так и для выводов, получаемых из анализа собранного эмпирического материала.

Начало американской эмпирической социологии было положено с выходом в 1919 г. двухтомной работы У. Томаса (1863 – 1947) и Ф. Знанецкого (1882 – 1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которая целиком основывалась на эмпирическом материале. Таким материалом стали для авторов работы преимущественно документы личностного характера: письма, дневники, биографии, – позволившие при изучении проблемы адаптации иммигрантов в новых для них социальных условиях сосредоточить свое внимание на раскрытии важнейших вопросов организации жизни в обследуемых семьях.

Томас и Знанецкий попытались учесть зависимость мотивации деятельности того или иного обследуемого от его принадлежности к определенной социальной, религиозной и культурной общности и организации. Исследователи социальных последствий процессов индустриализации и урбанизации в Чикаго Э. Берджес (1886 – 1966) и Р. Парк (1864 – 1944) разработали положения социально-экологической теории, изложив их в учебнике «Введение в науку социологии».

При изучении локальных сообществ в рамках городского агломерата (поселения) Э. Берджес выдвинул гипотезу о существовании «концентрических зон». Каждая такая «зона» принадлежала определенной социальной группе. Методом картографирования Берджес выделил в Чикаго 75 таких «зон». После исследования он убедился, что с изменением соотношения сил между социальными группами происходил передел городской территории. Образование новых социально-территориальных общностей вызывало необходимость выработки новых норм взаимоотношений между людьми, совершенствование законодательства и сопровождалось иногда некоторым усилением антисоциальных действий.

Одним из направлений эмпирической социологии стала индустриальная социология – прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.

Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством профессора Э. Мэйо в Вестерн Электрик Кампании близ Чикаго в 1924 – 1932 гг. Он включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы:

1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения;

2) открытие явления неформальной организации.

Эти исследования положили начало важнейшему направлению западной социологии – теории человеческих отношений» – и внесли значительный вклад в развитие индустриальной социологии.

Чикагская школа, или «движение социальных исследований», доминировала в американской социологии в период 1915 – 1935 гг. Ее отличительными чертами являются широта теоретических исследований и ориентаций, сочетание различных методов исследования, соединение теоретических исследований с эмпирическими.

В 20-е годы XX в. практически во всех университетах и колледжах США возникли факультеты социологии и читались социологические курсы лекций, создавались различного рода социологические службы и вне стен университетов, непосредственно на предприятиях и в организациях. То, чем стали заниматься многие социологи вне стен университетов, называлось «социальной работой

Макросоциологические теории

В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). П Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биоло­гическим организмом. Общество тоже является еди­ным целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимо­связаны органы и их системы, которые функционируют сла­женно.

Сравнивая исторические события разных эпох и просле­живая этапы развития общества, Спенсер уподоблял обще­ство организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процес­се эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).

Спенсер считал естественным существующий ход раз­вития и потому не считал нужным

вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, ре­форм, государственной поддержки общества, так как не ви­дел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.

Карл Маркс проанализировал современное ему со­стояние общества. Он впервые рассмотрел обще­ственное развитие как результат длительного истори­ческого процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, опреде­ляются способом общественного производства. Для измене­ния этой ситуации необходимы радикальные преобразова­ния общества. На определенной стадии общественного развития воз­никает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна про­изойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.

Следует отметить, что для своего времени теория Маркса была применима, но на современном этапе предпринята по­пытка разрешить это противоречие с помощью создания та­ких структур, которые позволяют одновременно быть соб­ственником средств производства и наемным работником (акционерные общества).

Эти две наиболее значимые теории и сейчас имеют своих последователей. Зародившись в Европе, они — получили дальнейшее развитие на американском кон­тиненте, но в США социология имеет, можно сказать, прак­тическую направленность. Каждый год проводилось и про­водится большое количество конкретных исследований, благодаря чему социология получила импульс к развитию.

Микросоциологические теории

Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

Главной проблемой микросоциологии, таким образом, можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами.

Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.

Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.

Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения.

Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.

Теории обмена. «Назад к человеку» - таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.

Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.

Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

13. общество как объект научного познания. Походы к изучению

Социологические подходы к изучению общества
Каким образом социология изучает общество? Обычно мы разделяем мир на три различные группы фактов. Есть биологические факты: дыхание, питание, сон и т.д. Психологические факты, например, эмоции любви, ненависти, или же восприятия, скажем, доставляющие удовольствие от созерцания красивых природных пейзажей. И социологические факты, связанные с социальными отношениями и обществом. Мы с кем-то дружим, сотрудничаем на работе, входим в различные группы. Если смотреть на мир таким образом, то по логике вещей каждая область науки должна изучать определенную группу фактов и не касаться других. Но в действительности этого не происходит. Один и тот же факт может представлять интерес для целого ряда наук. Рассмотрим простой пример поведения: женщина покупает четыре туристические путевки в Южную Корею, где она и ее семья проведут летний отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Южную Корею. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как эта женщина могла бы по другому потратить деньги. Социолог же заметил бы, что три других пассажира – это муж и дети женщины, купившей путевки. Он задался бы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение. То есть разные научные дисциплины по разному объясняют один и тот же элемент поведения. Следующий этап анализа – выявление именно социологического, а не психологического, экономического или какого-нибудь иного характера интерпретации действительности. Профессор Калифорнийского университета в Беркли, один из патриархов современной американской социологии Нейл Смелзер определил пять основных подходов используемых социологами при изучении и объяснении различных фактов: Первый подход – демографический (демография – от греческого слова demos – народ). Демография – изучение населения, процессов рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. (Например, демографический анализ мог бы объяснить экономическую отсталость стран третьего мира тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население). Второй подход – психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Третий подход – коллективистический. Он применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Например, этот подход можно использовать при изучении таких групп, как семья, армия, спортивная команда, поскольку они являются коллективами индивидов. Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, ожидаемое от человека, который занимает определенную позицию в группе. В обществе существуют сотни ролей: политик, служащий, потребитель, милиционер, студент. И поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей. Пятый, последний подход – культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения или нормы рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование, ограбление считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы: не указывай пальцем на людей, не жуй с открытым ртом и т.д.
3. Предмет и объект социологии
Таким образом, при анализе различных общественных явлений социологи используют пять подходов. То есть социологи изучают общие родовые свойства общественных явлений. Эти наиболее общие свойства и закономерности, характерные для всех социальных явлений, являются одним изобъектов социологии. Непосредственный же объект социологии – общество, но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т.п. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняются действиям определенных закономерностей или тенденций. Таким образом, мы можем сказать, что предметом социологиивыступают общие и специфические законы, закономерности и тенденции развития и функционирования исторически определенных социальных систем, механизмы действия и формы проявления этих законов в деятельности отдельных индивидов, социальных общностей и социальных групп и организаций.

Наши рекомендации