Франкфуртская школа социологии

Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала гро­мадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называ­емая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют «то­тальной диалектической критикой общества».

Влиятельное течение в неомарксизме организационно оформилось в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Института соци­альных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) «Журнала социальных исследований». В 1934—1939 гг. институциональный центр школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормаль­ной школе), с 1939 г. — в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. — во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Главные теоретики — Хоркхаймер, Адор­но, Фромм, Маркузе, Хабермас. Видными представителями Франкфуртской школы считаются также Л. Левенталь и Ф. Поллок — первое поколение, А. Шмидт, А. Вельмер — второе поколение этой школы. К теоретическим ис­токам школы относят марксизм и «левый» фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдомарксизма», а во Франции—сюрреализма (А. Бретон)14. Опре­деляющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Ге­геля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее — герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдегге-ром, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление проти­воречий внутри Франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг.

В одном из самых известных трудов «Диалектика Просвещения» (1947) Т. Адорно и М. Хоркхаймер дали программное изложение социальной фи­лософии неомарксизма и ее своеобразной философии истории, в свете ко­торой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивили-

nith D. The Chicago school. N.Y., 1988.

овременная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 374; Давыдов Ю.Н. Крити-i социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Социальная философия 'ранкфуртской школы. М., 1978.

зации», усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуаль­ной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось букваль­но все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состо­яние культуры и искусства, а главное — положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях «высокоорганизованного» общества. По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистичес­кого облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая дегра­дации сознания людей. В 30—40-е гг. представители Франкфуртской школы активно выступали против фашизма, участвовали в дискуссии о «молодом» Марксе-гуманисте, писали гневные эссе против дегуманизации культуры. Маркузе выступил против попыток использования нацистами философии Гегеля в защиту своей античеловеческой идеологии. Большой общественный резонанс получила защита ими классического культурного наследия челове­чества. В 60-е гг. Фромм, Маркузе, Адорно, Хабермас выступили с крити­кой «высокоразвитого» индустриального общества, глубоко и всесторонне проанализировав многочисленные формы социальной патологии, иррацио­нальных проявлений заорганизованного (по терминологии Маркузе — «од­номерного») общества, которые губительны для человека, его подлинно че­ловеческих потребностей. Научно-технический прогресс оценивался франк-фуртцами как институт репрессивного подавления культуры. Культура и искусство в сфере господства технократического мышления утрачивают свою сущность: сфера технического подавляет сферу духовного.

Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хор-кхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины са­моотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и пове­денческих структур, приводящую к «бегству от свободы». Восходящее к М. Веберу понятие «рационализация» трансформируется в одно из централь­ных понятий философии культуры: анализ внутренних противоречий «про­свещения», отождествляемого с рациональным овладением природой вооб­ще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, в частности массовой культуры и массового общества («Диалектика просве­щения»). Оба последних понятия, введенные в научный оборот именно пред­ставителями Франкфуртской школы, стали общемировым достоянием соци­ологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории «отчуждение», впервые выдвинутой Марксом, но получившей обстоятельное приложение к современному обществу у Маркузе и Фромма. Идеи Франкфуртской шко­лы сыграли большую роль в становлении идеологии «новых левых» (в 1968 г. они выдвинули знаменитый лозунг «Мао—Маркс—Маркузе»), хотя сами фи­лософы отринули насильственные действия и экстремизм.

Оказывается, тесно был связан с Франкфуртской школой знаменитый советский разведчик Рихард Зорге. В 1918 г. он стал студентом факультета общественных наук Кильского университета, где изучал философию и эко­номику. К сожалению, Вторая мировая война не дала Зорге возможности закончить университетское образование. Знакомство с марксизмом он начал

с самостоятельного изучения работ К. Маркса и Ф. Энгельса. С ленински­ми работами Зорге познакомился позже — после переезда в Советский Союз. Помимо классиков марксизма Зорге интересовался философией Гегеля и работами германских социал-демократов. С весны 1918 г. Зорге начал зани­маться активной партийной работой, став функционером Независимой со­циал-демократической партии (НСДП). В октябре 1919 г. он перешел из НСДП в только что созданную Компартию Германии. В университетах, где учился Зорге, он создавал из революционно настроенных студентов группы по изучению марксизма. С 1922 г., переехав во Франкфурт-на-Майне, он принял участие в создании Франкфуртского института социальных иссле­дований и начал работать в нем15. Финансовую поддержку этому начинанию оказал предприниматель-меценат Вейль. Сотрудники этого института, заду­манного как центр изучения марксизма, и составили впоследствии знамени­тую в социологии Франкфуртскую школу.

ард Зорге — марксистский исследователь//11Нр://\у\улуоарап1ос1ау.ги/Ьоок5/Ь1ЬНоГека/2огве/ html

франкфуртская школа социологии - student2.ru

ОСНОВНЫЕ

ПАРАДИГМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В СОЦИОЛОГИИ

Современный этап в развитии мировой социологии принято рассматри­вать не столько в персоналиях и школах, сколько в перспективах и па­радигмах. Первые два термина более или менее понятны: персоналии означают выдающихся социологов, а школы — группу их последователей, разделяющих сходные идеи. Сложнее обстоит дело с двумя другими тер­минами. Попробуем в них разобраться, так как в специальной литерату­ре то и дело приходится с ними сталкиваться.

Наши рекомендации