ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ. методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям
для курсантов, обучающихся по специальностям
030501.65 – юриспруденция и
Белгород-2009
Социология права. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2009. – 22 с.
Составитель:
кандидат социологических наук, доцент, подполковник милиции Максимов И.С.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин БелЮИ МВД России «___» _________ 2009 г., Протокол № __
Обсуждены и одобрены на заседании методического совета БелЮИ МВД России «___» _________ 2009 г., Протокол № __
ВВЕДЕНИЕ
Цель изучения дисциплины:
ознакомить обучаемых с основными понятиями и концепциями социологии права, а также обучение студентов знаниям о предмете, исторической эволюции и содержании современной социологии права.
Основные задачи дисциплины:
показать специфику социологии права как отрасли социологического знания;
обосновать место социологии права в системе политико-социологических и правовых научных дисциплин;
осветить ключевые проблемы правового функционирования и развития российского общества;
вооружить научными представлениями о социальном действии права, механизмах и процессах его воплощения в конкретных правоотношениях, социальных факторах, которые наиболее активно влияют на реализацию современного права;
раскрыть социально-психологические механизмы принятия юридически значимых решений личностью, как частным, так и должностным лицом;
обучить знаниям и навыкам прикладных социологических исследований проблем становления и развития системы правовых институтов и правоотношений современного российского общества.
Междисциплинарные связи:
Социология, Психология, Криминология, Конфликтология, Теория государства и права.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине.
В результате изучения дисциплины курсант и слушатель должен:
иметь представление о:
- о предмете социологии права и месте этой дисциплины в системе обще гуманитарного и правового знания; |
- об основных направлениях развития социологии права; |
- о социальной обусловленности и эффективности права, социальных механизмах правового регулирования; |
- о личности как социальном субъекте правовых отношений; |
- о правовой культуре и ее роли в социальном взаимодействии между личностью и обществом. |
- о социальной норме и отклонениях, их формах и социальной обусловленности; |
- об основных концептуальных подходах в социологии преступности; |
- о социальной природе криминальной личности; |
- о практике уголовного наказания как предмете социологического исследования; |
- о социальной природе юридических конфликтов; |
знать:
- предмет, метод и функции социологии права; |
- социальные функции права; |
- основные научные школы социологии права; |
- механизмы правотворчества и правоприменения как сфер социального действия права; |
- своеобразие процесса правовой социализации личности; |
- основные формы негативной и позитивной девиации; |
- научные концепции социальной природы преступления и криминальной личности; |
- причины, динамику, типологию, механизм разрешения юридических конфликтов; |
уметь:
- формировать представление о содержании, направленности и противоречиях процесса эволюции правовой сферы современного российского общества; |
- применять полученные знания в профессиональной деятельности; |
иметь навыки:
- организации социологического исследования в сфере правоотношений. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «Социология права»
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа (час.) | Послед. изучения | ||
Лекции | Семинары | Контрольные работы | |||||
1. | Предмет и метод социологии права. Основные этапы становления социологии права. | Л-С | |||||
2. | Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования. | Л-С | |||||
3. | Правовая социализация личности. | Л-С | |||||
4. | Девиантное поведение. | Л-С | |||||
5. | Социология преступности. | Л-С | |||||
6. | Социология криминальной личности и уголовного наказания. | Л-С | |||||
7. | Юридический конфликт | Л-С | |||||
8. | Контрольная работа | ||||||
9. | Зачет | ||||||
Итого: | |||||||
Форма итогового контроля - зачет |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты и слушатели учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.
Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, правовыми актами и другими источниками; формирование у курсантов умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения курсантами и слушателями программного материала по темам учебных курсов преподаваемых дисциплин.
Подготовка курсантов и слушателей к семинару подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка предусматривает получение задания, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов и докладов, посещение консультаций. Непосредственная подготовка включает конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступления на семинаре.
Осуществляя подготовку к семинару, следует сначала проанализировать тему занятия, подумать о цели и основных проблемах, которые будут рассмотрены. На втором этапе необходимо основательно изучить записи лекций и рекомендованную литературу, составить необходимые конспекты и развернутый план выступления по вопросам, обсуждаемым на семинаре. Особое внимание следует обратить на новые категории и понятия, определения, выявление причинно-следственных связей в развитии социального процесса. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом в процессе обсуждения на семинаре получить на них ответы. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.
С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Социология права» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей. Опыт организации учебного процесса по предметам социально-гуманитарного цикла показывает значительную эффективность овладения знаниями в результате подготовки рефератов и докладов.
В процессе работы над рефератами и докладами курсантам и слушателям рекомендуется обратиться к учебно-методическим рекомендациям «Как подготовить реферат и выступить с докладом по курсу «Социология права», где содержатся методические рекомендации, примерная тематика рефератов, список необходимой литературы, перечислены основные требования к правильному оформлению работы и устному выступлению в аудитории.
Среди рекомендуемой курсантам и слушателям литературы для подготовки к семинарским и индивидуальным занятиям представлены различные учебные пособия и статьи из периодических изданий.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мыслей и суждений курсантов в процессе работы над предложенной проблематикой. Для этого сейчас складываются достаточно благоприятные условия. Свободомыслие становиться одним из определяющих факторов социально-гуманитарного образования.
Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по курсу «Социология права» курсантам и слушателям рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, хрестоматии, словари, методические пособия, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, теоретические материалы, публикуемые в научных, особенно ориентированных на высшую школу («Социально-политический журнал», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Человек», «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Родина»).
В процессе изучения современной социологии права не обойтись без анализа различных документов, статистических материалов, информации об отношении граждан к тем или иным социальным процессам.
Большой интерес для социологического анализа могут представлять и произведения художественной литературы. Хороший писатель - это не только тонкий психолог, глубокий мыслитель, но и социолог. Произведения Шекспира, Пушкина, Льва Толстого, Достоевского и других литераторов содержат множество глубоких мыслей и оценок, относящихся ко всем сферам человеческой жизнедеятельности.
Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.
По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ