Модернистский нигилизм versus классическая метафизика
Рорти присуще нигилистическое и прагматически ориентированное стремление освободиться от инерционного воздействия интеллектуальных традиций классической метафизики, всегда претендовавшей на построение всеобъемлющих картин миропорядка. Равным образом необходимо отказаться от традиционного смыслообраза человеческого разума как зеркала, отображающего реалии действительности, и того духовного опыта, который накоплен на этом пути и обременяет современное философское сознание устаревшими и непродуктивными стереотипами. Современному человеку, рационалисту и прагматику, чтобы быть творцом, созидателем, не нужны ни метафизические абсолюты, ни метафизические системы. Ему необходимы позитивные знания антропологического и социологического характера, а также адекватные представления о конструктивных возможностях языка как средства социогуманитарного мышления и орудия освоения мира. Следует отказаться от наследия европейского рационализма, пронизанного уверенностью в разумность сущего, всемогущество разума, доступность и аутентичность реалистических отображений действительности при помощи рационалистической схематики. Это наследие дискредитировало себя тем, что служило в XX в. идейно-философской опорой для целого ряда авторитарных и тоталитарных политических режимов. Оно внушало иллюзию, будто бы абсолютное большинство морально-политических проблем разрешимо сугубо рациональными методами и что среди многообразия возможных решений всегда имеется единственное, являющееся в свете рациональных критериев наилучшим.
Концепция солидарности
Для Рорти характерна своеобразная гуманитарная прагматика в подходе к науке, знанию, истине, заставляющая считать истиной все то, что позволяет людям успешно существовать в социальном мире. Человеку важнее всего не объективность имеющихся знаний, а солидарность как возможность поместить свое социальное существование в широкий общественный, культурный контекст, состоящий из коммуникативного опыта нынешних и прошлых поколений, ощутить прочность связей с ним и тем самым обрести смысл своего присутствия в мире.
Рассудочный прагматизм Рорти окрашивается в этические тона: в его рассуждения входят темы всеобщей связи всех людей, коммуникативных диалогов, взаимопонимания, духовного преображения. Ему ближе всего герменевтическая функция философии, позволяющая направлять информацию в логическое русло социогума-нитарного дискурса и интерпретировать смыслы в соответствии с практическими коммуникативными интересами людей, нуждающихся в атмосфере солидарности.
Ценность неклассического, «иронического» либерализма
На вершине ценностной иерархии пребывают либерально-демократические идеалы, противостоящие моделям авторитарной власти и стереотипам социальной унифицированности личностных качеств. Рорти признает лишь одну модель сосуществования государства и гражданского общества, которая ставит во главу угла солидарность ненасильственных соглашений между равноправными субъектами-собеседниками. Утверждению гражданского согласия не препятствуют ни религиозный, ни культурный, ни идеологический плюрализм. Только насильственная унификация воззрений и позиций может воздвигнуть труднопреодолимые барьеры у него на пути.
Пестрота духовно-практической жизни гражданского общества, бесчисленное множество разнообразных, часто случайных комбинаций из ценностно-нормативных фигур служат доказательством того, что невозможно создать универсальную теорию либерализма, пригодную для всех времен и всех типов общества. Семантическая жесткость
' 284'
такой теории будет идти вразрез с исходными принципами либерализма, ставящими во главу угла свободу индивидуального самоопределения. Компромиссной формой, смягчающей диктат общей теории и соединяющей ее с неповторимым росчерком индивидуальной духовной жизни, может служить концепция «иронического либерализма». Она позволяет уравновесить идеалы цивилизованной коммунитарности и личностной автономии, ценности солидарности и самоуважения, нормы взаимной адаптации и потребность в самосовершенствовании, склонности к публичной и приватной жизни.
Особенность такого либерализма состоит в том, что он позволяет сохранять самокритичную открытость для всего, что исходит от противоположных ценностных полюсов, пребывать в состоянии колеблющегося внутреннего равновесия, быть всегда готовым к взвешенным избирательным предпочтениям, избегать оков догматизма, ригоризма, максимализма. Ирония (самоирония) интеллигента-либерала становится действенным духовно-практическим средством в социальном мире, являющимся свидетелем крушения бесчисленного множества идеалов, оказавшихся неосуществимыми утопиями и прожектами. Ирония позволяет противостоять демагогии государственной бюрократии, систематически использующей в своих целях лексику классического, т. е. серьезного, неироничного либерализма.
О. ШПЕНГЛЕР: