Интегральная социология П. Сорокина
Результатов мирового признания в социологии добился Сорокин. Он создал интегральную социологию. Она изучает общество, его явления, взаимоотношения индивида и групп с обществом с позиций сосуществования множества социокультурных систем. Они движутся при этом по горизонтали, вертикали, совершают флуктации (колебания).
Сорокин разработал интегральную социологию на основе представлений как известных российских социологов Петражицского, Ковалевского, Де-Роберти, так и западных – Дюркгейма, Вебера. Его теория – принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество. Суть его сам автор характеризовал как интегрализм.
Сорокин признавал, что нет общепризнанного понимания социологии, ибо «сколько социологов – столько и социологий». Он делал акцент на содержательном элементе социальных явлений. Они (социальные явления) состоят из человеческих взаимодействий. Взаимодействия включают три основных элемента:
- людей (субъектов действий);
- мысли и нормы (значения действий). Кусок дешевой материи на палке, благодаря смыслу превращается в национальный флаг;
- предметы (материальные носители значений). Через них значения выражаются и переносятся.
Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт. Его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. Культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, на нее влияют некоторые социальные факторы.
При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Социокультурные его характеристики приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образовании. Интегральное существо человека проявляется в том, что он не только эмпирический наблюдатель и экспериментатор, рациональный мыслитель, но и активный участник создания творческого начала во вселенной.
В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этого есть три социокультурные суперсистемы. Они характерны для всей истории человеческой цивилизации: религиозная или идеальная, чувственная и интегральная.
До XVI века была религиозная цивилизация. С XVI в. и до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура. Она акцентирует такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажду власти и славы. Это определяет преобладающий тип личности, образ групп, характер институтов. С XX века на смену чувственной идет интегральная культура. Ее доминирующая ценность – бесконечное разнообразие.
Сорокин обосновал «основной закон истории»: происходит перманентная флуктация (колебание) как социокультурных суперсистем, так и обществ и их конкретных сфер. Они качаются между полюсами тоталитаризма и строго свободных режимов. С переходом от чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление нынешнего кризисного состояния. Новый тип общества (интегральный) объединит большинство позитивных идей капитализма и социализма, освободится от серьезных дефектов каждого типа.
По Сорокину, революции и соответствующие им войны усиливают дезинтеграцию чувственного общества. Повышается смертность, падает рождаемость, резко качественно меняется состав населения. В такие периоды флуктуируют тоже ценности и идеалы.
Ценности и идеалы революционного периода иллюзорны. Сорокин сформулировал особый «закон социального эволюционизма». Тоталитарно-коммунистическая власть по Сорокину не является случайной. Ее истоки во флуктации обществ. Народ, участвующий в войне, испытывающий дефицит средств к существованию, выступает за авторитарную власть. С прекращением войны и ростом сытости населения, прогнозировал Сорокин, коммунистический режим падет. Революции, по Сорокину, биологизируют поведение людей, культивируют вражду, злобу, ненависть, разрушение, обман.
Возможность выхода из кризиса Сорокин связывал с интегральной сущностью человека. Его историческое назначение творить истину, красоту и добро, трансформировать общество.
Реформы по Сорокину не должны препятствовать базовым инстинктам человека. Для этого необходимо, чтобы:
- сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ;
- государство стимулировало творческую активность населения;
- утвердился морально правовой порядок, единый для власти и населения.
Должен быть личный интерес, право собственности, налоги должны гарантировать права на результаты хозяйственной деятельности. Государство не должно подавлять субъективность индивида. Реформы призваны обеспечить и надлежащий правовой порядок. Нужен независимый суд, уважение чужих, исполнение своих личных прав и обязанностей, соблюдение общественного мира.
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Назовите факторы, обусловившие развитие социологической мысли в России.
2. Какие основные направления социологии получили развитие в России до начала ХХ века?
3. Что характерно для марксистского направления в социологии в России конца ХIХ - начала XX века?
4. В чем суть субъективистского направления в российской социологии? Кто его основные представители?
5. Каковы основные концептуальные моменты интегральной социологии П. Сорокина?
6. Охарактеризуйте развитие социологии в СССР и в современной России.