Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений

Несмотря на то, что рыночные структуры в той или иной мере способны сами регулировать экономику, достижение социального прогресса требует увязывания экономических интересов с социальными. Регулирование социально-экономических отношений может осуществляться не только государством, но и с использованием институтов народовластия.

Важнейшим средством социальных преобразований является организация различных форм самоуправления, которые способствуют тем, чтобы учитывать интересы и потребности людей, способствуют реализации их социальной активности и в управлении, функцией которого является обеспечение прогрессивного развития общества, его подсистем и считая социальную составляющую одной из главных направлений общественного прогресса, Становится очевидной важность роли самоуправления в процессах общественных преобразований, так как оно позволяет учитывать многообразные потребности человека и общества и способствует реализации активного участия людей в организации собственной жизнедеятельности.

В Конституции РФ провозглашается демократическое построение общества с использованием народовластия, как основы государственного строя, а также местного самоуправления, которое отделено от государственной власти и действует независимо и самостоятельно - как одна из форм проявления демократии.

Самоуправление в целом предполагает сочетание демократизма со специализацией управленческого труда, причем существенным моментом содержательной его части вправе считаться изменение направленности управленческих процессов на "снизу - вверх" и "от периферии к центру". В более широком смысле под самоуправлением понимают автономное функционирование какой-либо организационной системы (предприятия, организации, учреждения, разного рода поселений) и решение ею внутренних проблем.

Оно включает в себя коллективное управление всех членов данного социального образования, участие их в выработке, принятии и исполнении общих решений - как непосредственно, так и с помощью создания соответствующего выборного органа управления. Местное самоуправление действует в городах, районах, селах или иных территориальных единицах.

В его компетенцию входит утверждение местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и иные социально-экономический вопросы местного значения, которые не исключены из его ведения, не переданы государственным органам. Государственные органы при этом не вправе ограничивать права местного самоуправления, тогда как последнее может делегировать часть своих прав и полномочий первичным территориальным коллективам общественного самоуправления.

Местное самоуправление вправе рассматриваться как одно из наиболее актуальных направлений социальных преобразований нашего общества.

Оно способствует увязыванию интересов субъектов на общем поле их деятельности и уже этим повышает эффективность процесса управления, стимулирует проявление социальной активности вследствие того, что ориентируется на интересы и потребности членов данного территориального образования, использует коллективные формы управленческой деятельности - и в этом соответствует сложившимся традициям и следует принципу преемственности в социальном развитии.

Использование местного самоуправления позволяет считать его в полной мере соответствующим гуманистической направленности общественного развития,признанной в качестве наиболее актуальной в современную эпоху. Оно включает в себя возможности, как прямого волеизъявления, так и участия в управлении через органы выборной власти и при этом основывается на традиционных коллегиальных формах деятельности.

Если целью социального управления в целом, как правило, выступает стремление к повышению благосостояния народа, улучшения их жизни, то само участие народа, в принципе, может позволить сделать данный процесс наиболее эффективным и приближенным к насущным потребностям людей.

Выводы

1. Социальное управление в широком смысле данного термина это органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение её целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. В узком смысле оно выступает как организованное воздействие на общество по упорядочению его социально – деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели.

2. Социальное управление реализуется через воздействие на общественные отношения, складывающиеся по поводу вещей, средств производства, обеспечивая согласование многообразных интересов (территориальных, национальных, коллективных и тому подобное); организует социальное действие, достижение поставленных целей, общих результатов

3. Важной формой оптимального управления социальными отношениями выступает регулирование (в системе) – выработка управляющего воздействия в соответствии с отклонением соотношением регулируемого параметра от заданной величины для приведения системы в постоянное рабочее состояние. Центральное место в регулировании общественных отношений в масштабах общества занимает государственное регулирования.

4. Государственное регулирование, являясь одним из политических основ правопорядка и справедливости, выступает в качестве прямого экономического регулятора, либо как процесс выработки общих правил игры и контроля за их соблюдение.

5. Регулирование социально-экономических отношений осуществляется не только государством, но и разного рода институтами народовластия. В последнем случае оно предстает как процесс самоуправления. Самоуправление при этом может осуществляться как на уровне отдельных организационных систем (предприятие, учреждение и т.п.), так и на уровне различных административно территориальных образований.

Контрольные вопросы.

1. Что такое социальное управление?

2. Как в теории социального управления трактуется соотношение таких понятий, как «субъект управления» и «объект управления»?

3. Как Вы полагаете: социальное управление касается лишь некоторых сторон жизни общества или оно охватывает все стороны социальной жизни людей?

4. Какие компоненты включает в себя система социального управления?

5. В чем состоит смысл и назначение государственного регулирования социальных отношений?

6. Каковы место и роль самоуправления в системе социального управления общественными отношениями?

7. Что представляет собой социальная зависимость? Каким должно быть поведение зависимой и доминирующей систем?

8. Как классифицируется социальная зависимость на основе типа ее функционирования? Чем отличаются структурный и латентный типы зависимости?

9. В чем состоит значение отношений власти для людей, живущих в обществе?

10. Из каких основных компонентов состоят отношения власти?

11. Как связаны между собой отношения зависимости и власти? В чем состоит их основное различие?

12. Проклассификацируйте современное управление по социальным отношениям?

13. Охарактеризуйте регулирование как форму оптимального управления социальными отношениями

14. Сравните между собой этапные модели государственного регулирования развития социальных отношений.

15. Что может выступать как посредник в регулировании социально-экономических отношений?

Литература

Бодди Д., Пэнтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.

Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и

практика. СПб.: Питер, 2000.

Весник В.Р. Основы менеджмента. М., 2000; Кравченко А.И. История менеджмента. М., 2000.

Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. СПб.: Специальная литература, 1999.

Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Учебное пособие. М.: Вильямс, 2000.

Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М., 2000.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.

Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией. 17-модульная программа для руководителя. М., 1999;

Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. М.: Инфра-М, 1998. Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Экмос, 1998. С. 20.

Щекин Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. 1987. № 2.

Щекин Г. Теория социального управления. Киев, 1996.

Наши рекомендации