Теория «Анимизма» Тайлора.
Анима – душа, дух.
Анимизм это вера в духовные существа, минимум религий.
· Многобожие – политеизм. (Греция, Рим, Египет)
· Единый бог – монотеизм. (Христианство, Ислам)
Анимизм возник в следствие того, что первобытный человек пытался ответить на две группы вопросов:
· Что составляет разницу между живущим и мёртвым телом?
· Что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях
В результате у Тайлора появляется представление об индивидуальной душе или духе.
С точки зрения древнего человека: душа – тонкий, невещественный человеческий образ вроде пара или тени. Кроме того душа составляет причину жизни и мысли.
В древней греции был филосов Демокрит, который объяснял отличие живого от неживого наличием «души». Душа «способна» покидать тело и переноситься с места на место. Кроме того, она обнаруживает физическую силу и является людям спящим и бодрствующим. Таким образом, с помощью понятия души он отвечает на две группы вопросов. С помощью понятия души, человек объяснял отличие живого от мёртвого и объяснял явление образов во сне. Их этой первичной идеи души развились более поздние представления религиозного характера. Например, о духах природы и растенипй, о загробном мире, о множестве богов и о едином верхновном боге.
Таким образом, анимизм это первая религия, появишаяся вместе с выделением человека из царства природы и возникновением культуры.
Анимизм представлет собой основу и первоисточник древних и современных религий.
Работа тайлора «О первобытной культуре» получила мировую известность и вызвала оживленные споры в научной среде и оказывала существенное влияние на научные представления, касающиеся человека и культуры и на представление о развитии ранних форм релгии и духовной культуры.
Дискуссии вокруг анимизма привели к критике этой теории.
Критиковали: Р. Маррет и Дж. Фрэзер.
С точки зрения Маррета существовал более древний слой религиозных верований и представлений, который он назвал пре-анимизм.
Джеймс Фрэзер (1854 – 1941).
Фрэзер был представителем эволюционизма и «интеллектуального» направления критики анимизма.
Это шотландский антрополог, который так же занимался изучением духовной культуры. Многие считают его наиболее последовательным сторонником Тайлора.
Работы Фрэзера:
· «Золотая ветвь» 1890г.
· «Фольклор в Ветхом Завете» 1918г.
Фрэзер так же использовал сравнительный, историко-сравнительный метод и сопоставил сюжеты Ветхого Завета с мифологией других народов. Кроме того, он был одним из основателей исторического подхода к Библии.
Суть этого историческго подхода это рассматривание событий Ветхого Завета как реальных, имевших место в истории.
Эволюционисты стремятся выделить стадии общечеловеческого развития культуры.
Стадии развития по Фрэзеру:
· Магия
· Религия
· Наука
Магия à Религия à Наука
На стадии «Магии» человек верил в свои сверхестественные способности, например вызвать дождь посредством магического ритуала, или нанести врагу вред на расстоянии.
Однако, в силу каких-то причин человек начал наделять этими способностями духов или богов. Так возникла религия как следующая стадия человеческого самосознания.
Однако, на более высокой стадии развития человек ставит на место богов законы, и, в первую очередь, законы природы.
Считается, что магия существует и в наше время в этносах Африки, религиозность присуще Исламскому миру, а научная присуща в большей степени пост-индустриальному Западу.
Герберт Спенсер. ( гг.)
Это выдающийся английский философ, который был биологом, психологом и одинм из родоначальников социологии.
Основная работа «Основы социологии» 1896г.
После смерти был издан его труд, посвященный социологии.
Так же он писал об основах биологии.
Именно им было разработано поняие «Эволюция» ещё до Дарвина.
Эволюция – интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящее материю из неопределённой однородности в однородную разнородность.
Центральным термином для него выступает не культура, а общество. Его интересовал анализ развития общества, как социолога, в первую очередь.