Глава 4. Личность и общество
Схема 4.9.Структура процесса социализация личности
Схема 4.10.Отличия процессов социализации и формирования
Глава 4, Личность и общество
Первичная социализация.Период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация (ресоциализация).Период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности.
Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации. Социализация— это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии — все это и есть внешние проявления процесса социализации.
Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.11. Средства социализации
Глава 4. Личность и общество
Основные средства социализации,обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, следующие.
Язык— основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.
Ценности,как мы уже выяснили, — это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы— усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
Навыки и умения— образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но и дает новые навыки общения во всемирной сети Интернет.
Социальный статус— это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре. Социальный статус характеризуется социальным положением (принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.
Поведение личности, связанное с определенным социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.
Глава 4. Личность и общество!
Глава 4, Личность и общество
Кроме социального статуса каждый индивид может иметь личный статус,который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.
Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик.
Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом.Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.
Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.
Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами.
Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальные поощрения(престиж, деньги, похвалу); если не соответствует — социальные санкции(штрафы, осуждение общественного мнения, административные наказания, тюремное заключение).
Глава 4. Личность и общество
Схема 4.13. Институты социализации
Глава 4. Личность и общество
Семья— один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесниковвыполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал).
Школадействует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.
Средства массовой информацииформируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Армияосуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности.
Глэвэ 5
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Схема 5.1.Объяснения девиации
Схема 5.2.Криминальные типы по Ч. Ломброзо
Глава 5. Девиантное поведение
Термин «девиация» (лат. deviacia — отклонение) означает отличное от нормы поведение человека или социальной группы.
Биологическое объяснение.Итальянский криминальный врач и социолог Ч. Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Он считал, что так называемый криминальный тип есть результат деградации к более ранним стадиям филогенеза человека. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.