Жанровые формы представления результатов
Жанровые формыпредставления результатов исследования также многообразны. «Выход» исследователя с полученными в ходе работы материалами «на аудиторию» происходит как в устном, так и в письменном вариантах предлагаемого текста.
Устныевыступления по результатам исследования имеют своей основой, разумеется, какие-то письменные тексты различного характера.
Сообщения, выступления, доклады родственны между собой, хотя каждый имеет свои особенности. Сообщения делаются в кругу коллег по относительно частному вопросу исследования — по его теме или замыслу, источникам (историографии) или подходам, собранным эмпирическим данным или разрабатываемым идеям. Как и другие устные формы, чаще всего сообщение рассчитано на «отчетное» информирование коллег и их замечания и оценки, чтобы продолжение работы шло с их учетом. Для работников, принадлежащих к кругу общения исследователя (и вообще специалистов данной сферы), важны даже такие «частные» сообщения, в которых обсуждается использование (тут часто царит произвол) и определяется хотя бы «рабочее» содержание терминов. Например, «модным» понятием стала «интеграция», но используется оно без определения и произвольно. То же касается понятий «манипуляция», «коммуникация», «пропаганда», даже «информация» и мн. др. Доклады имеют более широкую базу и завершенный характер — это краткое изложение (экспозе) всех сторон проделанной работы — от постановки темы и проблемы до концептуальных выводов и рекомендаций. Они делаются как «в своем кругу» (на заседании кафедры, отдела, лаборатории, совета), так для более широкого круга аудитории — на конференциях, симпозиумах, других ученых собраниях. Доклады при хорошей организации работы собрания вызывают вопросы, реплики, замечания, предложения, и в результате как позитивные наработки, так и нерешенные проблемы, обозначенные докладчиком и выступавшими в ходе обсуждения, оказываются достоянием научного сообщества, полезными как исследователю, так || и коллегам, работающим в этой или близких сферах исследований журналис- i-1 тики. Обязательны доклады (разных уровней) при подготовке курсовых --J и дипломных работ, диссертаций. Выступления, основанные на накопленных II
оо оо
знаниях исследователя, чаще всего связаны с «вмешательством» в обсуждение докладов других исследователей и содержат вопросы, критические и позитивные замечания, конструктивные предложения по обсуждаемой теме. Впрочем, выступления могут носить и самостоятельный характер (близкий сообщению и докладу). Особенно часто выступления оказываются своего рода «предисловиями» и «послесловиями» при защите дипломных и диссертационных работ, рукописей книг и монографий. Выступления всех участников в таких ситуациях учитываются при итоговой оценке защищаемой работы, поэтому и требуют особенно обдуманного характера.
К устным формам относятся и выступления в ходе дискуссий (лат. discus-sio — рассмотрение, исследование) — внутриорганизационных и публичных обсуждений актуальных и недостаточно проясненных проблем журналистики. «Нужно ли журналистам геополитическое мышление и в чем оно заключается?» «Какова сущность и как определить пути оптимизации информационного пространства?» «Что такое "диалогическое взаимодействие" в журналистике и каковы теоретические, логические, психологические основы и трудности ведения диалога?»
Дискуссии могут быть спонтанными, возникать в ходе обсуждения докладов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, если участники заседания наталкиваются на непреодоленные трудности и неартикулированно представленные проблемы и их решения. Хорошо организованные дискуссии обычно начинаются со специально подготовленных и полемически выстроенных докладов и содокладов, дающих пищу участникам для размышления, сопоставления со своими представлениями и целенаправленного обсуждения на базе вопросов, реплик, выступлений. Ход такой дискуссии есть своего рода brain attack — «мозговой штурм» участников. При этом не только допустимы, но и приветствуются «вольные» суждения, фантастические предложения, идеи от «адвоката дьявола», лишь бы они способствовали раскованности и активности мыслительного процесса у дискутантов, вынужденных ввязываться в полемический «бой», и стимулировали поиски решения поставленной проблемы. Важна открытость мысли и слова участников, настроенность на конструктивный исход, а не на утверждение своего мнения «во что бы то ни стало».
Далеко не часто дискуссии заканчиваются «завершенным» решением, но всегда (при хорошей организации, активно-конструктивном ведении со стороны руководителя-модератора и толерантной настроенности дискутантов на поиск решения) продвигают к большей определенности в понимании проблемы и путей ее решения. Разумеется, бывает и так — «поговорили и разошлись». Но поскольку решения нет, а проблема «висит в воздухе», дискуссия неизбежно возобновится — ведь настроенные на поиск решения (а можно ли думать о подлинных исследователях иначе) будут «поодиночке» думать над проблемой. И когда-то «сойдутся» для нового обсуждения. Хотя после незавершенной дискуссии один из участников может взять на себя
труд подвести предварительный итог и в одиночку двигаться дальше, учитывая сказанное в ее процессе.
Конечно, хорошая подготовка к устному выступлению предполагает создание каких-то «заготовок» в письменной форме.
Наиболее просто подобрать совокупность листков кумулятивного конспекта по теме как опору для сообщения или доклада. Но там оказывается обычно много «лишнего» и не всегда есть все «необходимое». Поэтому лучше составить тезисы (греч. thesis — положение, утверждение) или конспект (лат. conspectus — обзор) будущего выступления.
Тезисы — основные концептуальные и фактические утверждения (притом не только позитивные, но и критические, полемические, проблемные), построенные по строгому порядку и потому обычно пронумерованные. Они формулируются кратко, порой в явно гипотетической форме, требующей последующих доказательств. Тезисы задают логически выверенный порядок устного выступления. Конечно, в ходе дебатов возможен и часто необходим отказ от одних, изменение других, внесение дополнительных по ходу обсуждения. Тезисы до выступления (а также и — в уточненном виде после него) часто распространяются как отдельными текстами, так и в сборниках тезисов. Таким образом, тезисы — едва ли не первоначальная публикация по результатам исследования (иногда с учетом суждений и предложений участников обсуждения, если тезисы публикуют после дискуссии).
Конспект — также чаще всего «материализованная» в письменном тексте подготовка к выступлению. Но отличается от тезисов связным характером с указанием и обоснованием перехода от одного утверждения к другому и акцентом на заключительные обобщения и выводы. Конспекты этого рода надо отличать от подготовительных материалов — в учебных заведениях в ходе обучения конспектируют лекции, учебные пособия, рекомендуемые книги и статьи. А на собраниях, конференциях, симпозиумах конспектируют основные положения выступлений, делая по ходу различные маргиналии (заметки на полях) — вопросы, замечания, выделяя тезисы, которые слушатель хотел бы поднять в ходе дискуссии. В ходе изучения исследователем над «литературой вопроса» также ведутся конспекты. Иногда это «связное» изложение наиболее важного для него материала книги, статьи, диссертаций и т.д. Но наиболее полезной формой такой «обработки» прочитанного — кумулятивный конспект. Конспекты (даже «учебные») нужны не только как подготовка к занятиям и отчет перед преподавателем и не только как материал для будущего выступления, но и как «накопление информации» для своей дальнейшей работы (+, -, =, ? и т.д.).
Конспекты своих выступлений и личные кумулятивные конспекты часто служат основой для подготовки статей.
Реферат (лат referre — докладывать, сообщать) также одна из первоначальных и «простых» жанровых форм, изначально письменная, хотя написанный
со
реферат может докладываться устно. К этому жанру прибегают исследователи самого разного уровня — от студента до сложившегося ученого.
Простейшая форма — обзорный реферат, предполагающий в большей или меньшей степени систематизированное изложение; творческая компиляция полученных из «литературы вопроса» сведений по заданной теме. В аналитическом реферате «добавляются» критические пометки с подведением итогов «от автора» с возможной постановкой требующих решения вопросов.
Студенческие и аспирантские рефераты имеют самые разные виды. Это и комментированный обзор определений терминов в разных справочных изданиях (энциклопедиях, этимологических и толковых словарях, словарях иностранных слов и т.д.) с выбором, притом возможна и часто необходима контаминация, наиболее соответствующих исследователю значений терминов и с объяснением выбора и принимаемого «своего» значения с учетом его специфического применения в журналистике. Это и реферат по заданной преподавателем/руководителем теме, для подготовки которого используется предложенный список «литературы вопроса» и — желательно — дополненный самостоятельно разысканными книгами и статьями. Реферативный характер носят различные «письменные работы» и «курсовые сочинения». И «дипломные работы» содержат много реферативного материала. Однако в ходе обучения (от первых письменных работ до дипломного сочинения) нарастает количественно и качественно материал собственных творчески-исследовательских наработок.
Целенаправленный отбор материала при этом все более сопровождается комментирующим, критико-аналитическим све'дением обнаруженных в «литературе вопроса» фактов, суждений, определений, и изложение «чужого» материала превращается в «свой» целостный текст со все большим объемом оригинальных разработок по теме работы.
В этой связи стоит иметь в виду, что в любой исследовательской работе (от «промежуточного» доклада по результатам исследования вплоть до докторской диссертации и монографии) в той или иной мере присутствует реферативный материал — творчески использованные «заимствования» (разумеется, с точным цитированием и/или отсылками к источникам).
Третий тип — реферат по результатам собственного исследования. В такой работе обычно требуется характеристика темы и проблемы, «литературы вопроса», методы получения эмпирических данных и обоснование интерпретаций, определение нерешенных задач и трудностей, постановка новых вопросов «на будущее». Такого же типа пишется и рассылается автореферат по законченной диссертации (и кандидатской, и докторской).
Статья (этимологически слово восходит к «стать», «статный», «стройный») — законченное, структурно цельное произведение, представляющее научному сообществу совокупность разработанных исследователем взаимосвязанных вопросов (или даже один вопрос) по четко определенной теме.
Статья может «вырастать» из сообщения, выступления, доклада, тезисов, конспекта, реферата, а также, разумеется, представлять данные отчета по еще публично не представленному исследованию. Результаты масштабного исследования могут быть основой для ряда (даже серии взаимосвязанных) статей. При этом материал для статей может быть взят из любого его «блока» — от описания проблемной ситуации и обоснования темы до представления эмпирического и концептуального итога, разработанных выводов и рекомендаций. Важно только, чтобы соблюдалось требование структурной целостности и законченности. При этом, конечно, если для статьи берется, скажем, структура проблемы или совокупность гипотез, читателю должны быть раскрыты основания того и другого в данном исследовании.
В статьях используются все возможные способы изложения стилей. Особо стоит выделить статьи постановочно-проблемные, критико-полемические, позитивно-концептуальные, а также обзорно-реферативные. Разумеется, вариантов, а тем более акцентов при использовании тех или иных способов изложения может быть множество. Все зависит от имеющегося у автора материала, конкретной ситуации в данной сфере науки, состояния научного сообщества. Но при всех обстоятельствах важен конструктивный «заряд» в предлагаемом тексте. Полезно статьи, тем более крупные (а бывает, что одна статья печатается в двух, а то и трех-четырех номерах) снабжать подзаголовками, другого рода выделениями наиболее важных положений.
Сборник статей (включающих нередко также рефераты, сообщения, доклады и др. типы научных текстов как фактологических, так и концептуальных) — совокупность материалов, подобранных для публикации по ясно заявленной теме. Чаще всего в сборниках излагаются в относительно разработанном виде позиции и мнения одного или нескольких исследователей. Сборники часто выпускаются, чтобы познакомить более широкий круг специалистов с «рабочими документами» и потому в подзаголовке указывается — «материалы» (конференции, семинара, дискуссии и т.д.). Состав сборника как бы «мозаично» представляет разработки (иногда предварительные) относящихся к теме проблем, притом часто несовпадающих по использованному фактическому материалу и его интерпретациям. Те или иные публикации сборников — своего рода препринт (англ. preprint — оттиск) — материалы по исследованию, часть книги, статьи, опубликованные «предварительно», до выхода в свет основного издания.
Брошюра (от фр. brocher — сшивать) — небольшого объема книжка (до 48 страниц печатного текста), в которой исследователь в более или менее системном виде представляет результаты своего исследования. Содержанием брошюры может быть и совокупность ранее опубликованных статей, связанных единым замыслом, и имеющая самостоятельное значение часть отчета по исследованию (допустим, обзор «литературы вопроса», разработки концептуальных подходов или материалы эмпирической части исследования) и т.д.
В виде брошюры публикуются авторефераты диссертаций или развернутые обобщающие доклады по результатам разноплановых опубликованных и неопубликованных работ, соединенных единым замыслом и представляемые в диссертационный совет соискателем докторской степени. Брошюра обычно снабжается вводящим в проблему предисловием и часто оглавлением.
Брошюра — это своего рода промежуточная форма от статьи (серии, сборника статей, автореферата диссертации) к монографии. Брошюра — это как бы «малая» монография.
Монография (от греч. monos — один и grapho — пишу) — книга, в которой в структурно-целостном виде представлены результаты исследования крупного тематического пласта взаимосвязанных проблемных ситуаций в науке. Автором монографии может быть и один исследователь, а если работал коллектив, то это уже коллективная монография (но не сборник статей по отдельным сторонам проблемы). Причем объем монографии может быть различным —■ она может состоять из нескольких томов, а может поместиться и в небольшой брошюре.
Отличительная особенность монографии заключается в том, что она представляет научному сообществу рассчитанный (что важно иметь в виду) как на «узких» специалистов, так и на специалистов смежных областей, полный отчет по проделанному исследованию. Монографией «с большой буквы» называют работы, которые вносят не только серьезные изменения в сложившиеся представления по поднятым проблемам, но и активно влияют на перестройку знания в связанных с ее проблематикой областях. Если теоретическое или историческое знание о журналистике системно, то преобразования, особенно крупные, в одном звене должны вести (по логике «расходящихся кругов») к трансформации знания в других подсистемах. Отсюда роль серьезных монографических работ в развитии науки в целом. Правда, бывают и «проходные» монографии, но и они играют свою роль сводного знания, если обобщаются как собственные частные наработки, часто при использовании сделанного другими исследователями. Таковы, в частности, компилятивные (в хорошем смысле) работы аналитико-рефератив-ного характера. Но случаются и quasi-монографии, авторы которых либо лишь на словах, используя новую «модную» терминологию при описании уже известного, либо совершают «переворот в науке» введением «в научный оборот» недостоверных и/или субъективистски подобраннных фактов, создающих фундамент для необоснованных концептуальных построенией. Такие «монографии» либо игнорируются, либо обоснованно отвергаются научным сообществом.
Своеобразный тип монографии — диссертации (магистерские, кандидатские, докторские, порой и тщательно отработанные дипломные сочинения). К диссертации и автореферату по ней предъявляются строго определенные ВАКом требования по содержанию и форме (см. Библиографию).
С ролью монографии связана и организация ее текста. Действительно вносящая вклад в науку монография системно «закрывает» ясно определенное проблемно-тематическое поле. А это предполагает полное описание проблемной ситуации, методологических средств ее разработки на основе четко представленной научной парадигмы, использованной исследователем, изложение тщательного анализа «литературы вопроса», строгое формулирование гипотез и демонстрацию «шагов» по их проверке, приведших к всесторонне обоснованным концептуальным выводам, в том числе прогнозно-рекомендательного характера, а также предположениям о роли полученных данных для развития научного знания в данной и смежных сферах. При этом «рабочие» материалы часто переводятся в приложения (среди которых — и предметный указатель, указатель авторов, библиография и др.).
Аннотация (лат. annotatatio — примечание, пометка, заметка) — обязательная составляющая печатного издания (монографии, сборника, брошюры), краткая заметка рекламно-рекомендательного характера, предваряющая «основной текст» и сообщающая о его содержании и читательском назначении, иногда об авторе (авторах). Аннотации может быть и самостоятельной публикацией — новые издания часто аннотируются в журналах, на ТВ и РВ, в интернете.
Рецензия (лат. recensio — рассмотрение) — небольшого объема произведение исследователя, в котором рассматривается одно или несколько родственных по теме научных публикаций. При этом рецензия может носить либо характер расширенной аннотации, либо содержать критический разбор и оценки произведений.
Обозрение (обзор) дает сводную характеристику недавно появившейся части «литературы вопроса», которая кажется исследователю существенно значимой для научного сообщества. Это своего рода системная рецензия на привлекшие его внимание работы. В обозрении развертываются представления его автора о состоянии научных разработок в данной сфере исследований, отмечаются соответственно его подходам достижения, ошибки и имеющиеся лакуны. В обозрениях бывает важно определить и пути дальнейших разработок в обозначенной сфере научного знания.
Учебное пособие, учебник создаются в соответствии с учебными планами учебных заведений разных типов и действующими в них учебными программами по тем или иным журналистским курсам. Создание таких произведений — особый тип труда исследователя, работающего также в педагогической сфере. Чаще всего учебное пособие исследователя-преподавателя являет собой сводку всех, с его точки зрения, позитивных наработок, систематизированных в соответствии с положениями программы. Но бывают и «авторские» учебные пособия, где излагаются только им разработанные темы и его собственные взгляды на их преподавание. «Между» этими типами находятся учебные пособия, которые предоставляют обучающимся разные
и>
подходы и решения с предложением самостоятельного выбора. Конечно, такой «плюралистический» подход явно или латентно сопровождается руководящей идеей «от автора». И если такой преподаватель-исследователь находится, что называется, на переднем крае науки и вместе с тем внимателен и толерантен, то такой «срединный» тип учебного пособия оказывается наиболее пригодным к демократическому стилю преподавания. Более того, такие учебные пособия оказываются необходимыми и для научного сообщества как итожащие сводки исследовательских усилий в этой сфере, притом изложенные популярно и потому легко доступные тем, кто даже отдаленно связан с предметной областью, разрабатываемой в учебном пособии.
Разумеется, исследователь не только может, но и даже обязан входить в сферу научной популяризации. У нее есть три адреса — это и молодые люди, думающие о выборе профессии, это и журналисты разного уровня знаний и придерживающиеся разных профессиональных позиций, это, наконец, — хотя может быть это как раз первый адресат — наши читатели, зрители, слушатели, которым крайне нужны ориентиры в мире журналистики. Однако проблема научной популяризации в сфере журналистики или, как теперь принято говорить, медиаобразования — область специфическая, о которой здесь можно только упомянуть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда читаешь хороший исследовательский труд, хочется вслед за Пушкиным воскликнуть: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность!»
Это высказывание преследует меня десятилетия. Ведь когда-то рецензия на первую мою большую книгу (содержание которой мне казалось мне доказательно и ясно изложенным, а структура строго выстроенной) называлась «Как ясное сделать непонятным». Справедлива ли она была и в какой мере по отношению к содержанию и форме — вопрос другой. Пушкинская строка бередит душу и посейчас, но уже преимущественно по отношению к тем, кому по поводу их работы могут сказать нечто подобное. Потому и хочется пожелать современным и будущим исследователям журналистики глубины разработки проблем при ясности формулирования смелых концептуальных решений и стройности изложения. И никогда не удовлетворяться достигнутым, а тем более не останавливаться в своем развитии. Ведь настоящий исследователь, решив одну проблему, неизбежно обнаруживает как бы попутно несколько новых, «скрытых» за ней. Да и бурная жизнь журналистики порождает новые проблемные ситуации, требующие внимания. Честь и достоинство исследователя требуют от него мужественно откликаться на запросы времени и по мере сил способствовать развитию демократической, а потому гуманистически ориентированной журналистики.
ю
(Л
Литература
Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. Алма-Ата, 1977
Абрамова Н.Г. Несловесное мышление. М., 2002 Абульханова К.А. и др. Акмеология. Уч. М., 2002 Автономова Н.С Рассудок, разум, рациональность. М., 1988 Андерсон Д. Р. Когнитивная психология. СПб., 2002 Андреев И.Д. 0 методах научного познания. М., 1964 Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000
Андрусенко В.А., Пивовалов Д.В. Методология научного познания (альтернативность и правильность научной экстраполяции). Оренбург, 1995 Анисимов О.А. Методологическая культура и принятие решений. М., 2003 Баженов Л.Б. Основные вопросы научной гипотезы. М., 1961 Балашов Л.Е. Ошибки и перекосы категориального мышления. М., 2002 Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984 Баскакова А.Г. и др. История мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону, 2004 Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М., 1965 Бенсон Г. Как стать гением. Аутотренинг творческого потенциала. М., 2004 Березина В.Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999 БерковА.Н. Библиографическая эвристика. М., I960 Бврков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983 Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования. М., 1955 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973 Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003 Больцано Б. Учение о науке. СПб., 2003
БоноЭ. Де. Рождение новой идеи. 0 нешаблонном мышлении. М., 1976 БройльЛуи де. По тропам науки. М., 1962
Брушлинскип А.В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970 Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967
Бут У.К. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004 Вапнцванг Н. Десять заповедей творческой личности. М., 1990 Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999 Вартгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
Вахтомин Н.К. Практика — мышление — познание. К проблеме творческого мышления. М., 1978
Воблый К.Г. Организация труда научного работника. Киев, 1969 Воробьев Г.Г. Документ. Информационный анализ. М., 1973 Ворожцов В.П., Москаленко А.Г. Методологические установки ученого. Природа и функции. Новосибирск, 1986 Ворошилов В.В. Журналистика. Уч. СПб., 2002
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1998
Гидлевский А.В. Синергетика интеллектуальных систем. Омск, 2004 Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965 Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественные и количественные подходы.
Методология и исследовательская практика. Самара, 2002 Грани научного творчества. М., 1999 Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987 Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967 Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961 Грязное Б.С. и др. Теория и ее объект. М., 1973
Гусев Б.Н. Магистерская диссертация. Характеристика содержания, оформления и защиты. Иваново, 1999
Девятко И.Ф. Основы социологического исследования. М., 2002 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмелология. Уч.пос. СПб., 2003 Дмитриева Е.К. Синтез. Понятие, структура, функции. Саратов, 2001 Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989
Долокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. М., 1999 ДэннисЭ., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1977
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2002 Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. Уч. М., 2003 Жариков Е.С., Золотое А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990 Желенина И.А. Историческая ситуация. Методологический анализ. М., 1987 Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Интеллектуальная визуализация сущности. Красноярск, 1988
Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2004
ЗемляноваЛ.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995 Зимняя И.А. Исследовательская работа как специальный вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001
Иванов Г.М. и др. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981 Иванова-Георгиевская Н.А. Воображение как основа продуктивной деятельности сознания. Астрахань, 1999
Иоселиани А.Д. Место и роль гипотезы в становлении современного научного знания. М., 1999
Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978 История русской журналистики XVLU—XIX веков. Уч. М., 1963 Казаков СП. и др. Основы научных исследований. Уч. пос. Новокузнецк, 2003 Калошина И.П. Психология творческой деятельности. Уч. пос. М., 2003 Капица СП. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997 Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. Философско-методологи-ческие проблемы. М., 1986
Карпович В.Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск, 1989 Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980 Кириллов В.И. Логика познания сущности. М., 1980 Князева Е.Н., Курдюмов СП. Основания синергетики. М., 2002
ю
оо
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987 Комаревич Л.В., Чарушин Е.Б. Введение в системный анализ. Уч. пос. Омск, 2000 Конверский А.Е. Проблема обоснования в логике и методологии науки. Киев, 1985 Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963 Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004
Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов-на-Дону, 2002
Косолапое В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1977 Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988 Коршунов A.M., Шаповалов В.Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1989
Краевский В.В. Методология научного исследования. Пособие... СПб., 2001 Кублицкая М.Н., Мослаков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 2004
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1997
Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики. Ростов-на-Дону, 2000 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001 Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Майданов А.С. Искусство открытия Методология и логика научного творчества. М., 1993
Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 2003 Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971 Масленников В.Г., Теслунов А.Г. Теория и практика диалектического мышления. Жуковский, 2002
Масленников М.М. Методологическое значение сравнения в научном познании. Воронеж, 1968
Матвеева Л. В и др. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002 Мерзон Л.С. Проблемы научного факта. М., 1972
Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). М., 2003 Методика изучения периодической печати. М., 1977 Методологические основы научного познания. М., 1972
Методы исследования журналистики. Сб. Ростов-на-Дону, 1974,1979,1981,1984, 1987
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989 Морохова Е.И. Исторический источник, исторический факт в историческом познании. Саратов, 2001
МосионжникЛ.А. Синергетика для гуманитариев. СПб., 2003 Москвитин А.И. Типология в социальном познании. Философско-методологический анализ. Владивосток, 2001
Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. М., 1972 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследования. М., 2003 Никитин Е.П. Объяснение — функция науки. М., 1970
Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема. Генезис, структура, функции. Рига, 1988 Носков А.П. Деление понятий. Классификация. Новосибирск, 1996 Основные понятия теории журналистики. М., 1993 Памятка студенту. М., 2003
Перспективы синергетики в XXI веке. Сб., т. 3. Белгород, 2004 Петров Ю.А., ФеизовЭ.З. Общая методология мышления. Чебоксары, 2001 Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М., 1999 Подкорытов Г.Н. 0 природе научного метода. Л., 1988 Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач. М., 1976 Полани М. Личностное знание М., 1985 Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
Попова Н.Л. Экстраполяция как средство научного познания и интегративный фактор в науке. Киев, 1985
Поппер К.Р. Логика научного исследования М., 2004 Поппер К.Р. Объективное знание. М., 2002 ПоркА.А. Историческое объяснение. Таллин, 1987 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2003 Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979 Прогнозирование в социологических исследованиях. М., 1978 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Уч., М., 2003 Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984 Психология науки. М., 1998 Пуанкаре А. 0 науке. М., 1990
Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1976 Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972 Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 1—4, СПб., 2001—2002 Радиожурналистика. Уч, М., 2002 РакитовА.И. Историческое познание. М., 1982 Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971
РакитовА.И. Статистическая интерпретация факта и роль статистических методов в построении эмпирического знания. М., 1964 Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 2000 Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону, 1972 Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ. М., 1999 Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1991
Рочев С.С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. Пермь, 1998 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Уч.пос. М., 1999 Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002 Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым. М., 1987
Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Уч.пос. М., 1983
VO
о о см
Синергетика социальной коммуникации в современном мире. Йошкар-Ола, 2001 Синергетика и методы науки. СПб., 1998 Синергетическая парадигма. М., 2002 Славская К.А. Мысль в действии. М., 1968
Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. Логико-гносеологический анализ. Л., 1980
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996 Социология журналистики. М., 1981 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. СПб., 2000
Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в.— 60-е rr.XIX в). Ростов-на-Дону, 1986 Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000
Суминова Т.Н. Аннотирование, реферирование и обзорно-аналитическая деятельность. М., 2001
Тавокин Е.П. Социологическая информация: роль, методы, получение и обработка. М., 2001
Тележурналистика. Уч. М., 2004
Типпервайн К. Суперинтуиция для начинающих. М., 2002 Тихомиров O.K. Психология мышления. Уч. пос. М., 2002 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций... М., 2004 Трофимова М.Ф. и др. Основы научных исследований. Уч. пос. М., 1993 Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970 Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994
Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. М., 2003
Философия и методология познания. Уч. СПб., 2003
Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001
Финогеев А.Г. Моделирование и исследование системно-синергетических процессов в информационных средах. Пенза, 2004
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004 Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. М., 1972 Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1991 Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004 Чернов А.П. Мысленный эксперимент. М., 1979
Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический поход). Вып. 1—2. Белгород, 1995 Шрагина Л.И. Логика воображения. М., 2001 Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л., 1969 Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1955
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.