Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины

Средства обучения включают в себя учебную литературу (рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, монографии, нормативные правовые акты, словари тематические и иностранных слов), наглядные пособия в виде фотографий, схем, графиков, таблиц.

Использование информационных технологий приветствуется при изучении дисциплины. ИТ могут использоваться студентами при прохождении тренировочных тестов по темам дисциплины, при подготовке материалов семинарских занятий с помощью ресурсов Интернет и т.п.

Активные методы обучения- учебный диалог, дискуссии и диспуты на заданные темы позволяют развивать аналитическое мышление, что способствует формированию современных мировоззренческих взглядов, необходимых для человека, получающего высшее образование.

Программное обеспечение - сеть Интернет, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.

Глоссарий

Анкетный вопрос – один из основных видов опроса, применяемых в социологических исследованиях его существенной особенностью является использование анкеты заполняемой респондентами в письменной форме.

Бенефициар, бенефициарий –получатель, лицо которому предназначена социальная помощь в виде пособий, услуг или льгот.

Беседа –как метод. Беседа – это устная форма общения дипломника с объектом информации.

Эффективность беседы зависит от:

- установления доверительных отношений между собеседниками;

- установления цели беседы;

- тщательной разработки плана беседы;

- искусства ведения (реализации) беседы (корректности постановки вопросов, их последовательности, оптимальности по количеству, достаточной четкости в формулировках и пр.);

- продуманности фиксации результатов беседы.

Выборочная совокупность –в статистическом исследовании, в т.ч. при помощи метода массового опроса: часть генеральной совокупности, отражающая основные ее характеристики с учетом статистической погрешности; совокупность опрошенных. Создается при помощи специальных процедур отбора.

Генеральная совокупность –в статистическом исследовании: совокупность объектов, из которых производится выборка.

GRP (Gross Rating Point)— один из наиболее популярных показателей медиа-планирования, позволяющий оценить схему размещения на нескольких медиа-носителях. Вычисляется как сумма произведений рейтингов всех носителей и количества включений в них за определенный промежуток времени трансляции передач и рекламных роликов. Показатель GRP называют также валовым оценочным коэффициентом, валовым рейтингом, суммарным рейтингом, накопленным рейтингом, суммой рейтинговых пунктов. GRP выражается в процентах, хотя сам знак процента обычно опускается, реже — в долях. При расчете суммарного рейтинга (он же суммарный GRP) суммирование происходит вне зависимости от того, что в число потенциальных «контактеров» попадают одни и те же люди. Следовательно, для оценки аудитории рекламной кампании этот показатель непригоден (в отличие от рейтингов), так как показывает завышенные значения.

Gross Impression— GRP-показатель, но выражающий общее количество контактов с многократно размещенным рекламным обращением. При этом GRP, равный 200 000, может означать, что рекламной кампанией было охвачено 100 000 человек, каждый из которых увидел рекламный спот в среднем два раза, или 40 000 человек со средней частотой контактов, равной пяти, и т. д.

Интервью(от англ. interview – беседа с глазу на глаз) – это беседа многологического характера. Как метод оно используется с целью сбора информации. Вопросы задает исследователь, а отвечает объект информации. Использование интервью как метода предусматривает:

- выбор лица, с которым следует провести интервью;

- определение места и времени проведения;

- запись ответов в ходе интервью;

- окончательная обработка и оформление материала.

Качественные методы исследования –сбор данных, наиболее приближенный по своему характеру к естественным условиям коммуникации людей, в т.ч. гибкое интервью, напоминающее беседу, направленное на сбор истории, рассказов; наблюдение не по жестко заданной схеме.

Качественные характеристики услуги –репутация организации, знания (осведомленность о нуждах клиентов), компетентность и мастерство исполнителя услуги; доступность персонала; доверие к персоналу; эффективность коммуникации исполнителя и потребителя, реакция сотрудников (желание и способность быстро предоставлять услуги), обходительность, вежливость, чуткость персонала; надежность, безопасность, внешний вид сотрудников, физическая обстановка, эстетика интерьера, комфортность условий обслуживания.

Качество услуги –степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей.

Кейс стадии(case study) – исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Метод дает возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Метод позволяет работать с конкретным случаем, с конкретным социальным объектом.

Количественные методы исследования – сбор данных по заранее зафиксированной методике, в т.ч. опрос, наблюдение по жестко заданной схеме.

Количественная характеристика услуги -время ожидания услуги; время предоставления услуги; характеристики оборудования, инструментов, материалов; надежность результатов услуги; точность исполнения услуги; полнота услуги; безопасность процессов оказания услуги; уровень автоматизации.

Коэффициент надежности –статистический показатель, указывающий на степень согласованности результатов тестирования одного и того же человека одним и тем же диагностическим инструментом. Согласованность результатов можно измерять коэффициентом корреляции Пирсона. Другие, более практичные, методы оценки надежности теста основаны на однократном применении единственной формы теста (формула Спирмена-Брауна, коэффициент надежности Кьюдера-Ричардсона).

Контент-анализ –перевод в количественные показатели массовой текстовой информации последующей статистической обработкой.

Критерий(от греч. kriterion - средство суждения) - признак, на ос­новании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Для каждого критерия определяются показатели его оценки.Пока­затели - это данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Каждый критерий имеет несколько показателей, и по ним опреде­ляется состояние измеряемой качественной характеристики и ее измене­ние. Динамика иллюстрируется таблицами и графиками.

Экспериментальная работа проводится либо по всей проблеме дис­сертационного исследования, либо по ее основной части. Проведение по основной части должно предусматривать возможность интерпретировать полученный результат на весь диссертационный замысел. Чаще всего экс­периментальная проверка осуществляется на примере педагогической дея­тельности в определенных условиях.

Опрос - метод сбора первичной информации в социологических ис­следованиях, предусматривающий, во-первых, устное или письменное об­ращение дипломника к объекту изучения, группе людей с вопросами, со­держание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпириче­ских индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

В дипломном проектировании применяются письменный или уст­ный опрос. Для его применения необходимо:

- определить цель опроса;

- сформулировать основные вопросы, позволяющие достигнуть цель опроса;

- продумать вступительное слово, побуждающее респондентов включиться в опрос;

- анонимность опроса.

OTS (Opportunity-to-See— возможность увидеть) — вероятная аудитория рек­ламного обращения. Имеет значение для одного рекламного сообщения, так как в любом другом случае равна GRP.

Охват (Coverage, Reach)— реальное количество или доля людей, видевших хотя бы один выпуск регулярной телепрограммы в течение некоторого отрезка вре­мени или видевших рекламный ролик хотя бы один раз за время рекламной кампании.

Оценка результативности — это экспертиза организационного процесса и ре­зультатов выполнения программы, анализ причин отклонений в реализации программы от намеченных изначально целей.

Оценка эффективности — сопоставление результатов программы с намечен­ными целями и с затраченными в ходе ее реализации ресурсами.

Параметры качества услуги: полнота предоставления в соответствии с требо­ваниями (стандартами); доступность; своевременность; эффективность и ре­зультативность предоставления услуги; степень решения материальных или финансовых проблем клиента, оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; степень улучшения эмоционального, физиче­ского состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги, оцениваемая косвенным методом, при этом участии клиента в оценке качества услуги.

Profiles (Affinity)— профильность или соответствие целевой группе выбранно­го рекламоносителя. Профиль-отношение (ПО) — отношение доли ЦА в аудито­рии медианосителя (канала, газеты, радиостанции) к доле ЦА в населении какого-либо города. Значение Affinity, превышающее 1, указывает на более высокую концентрацию представителей целевой группы в аудитории издания по сравнению со всем населением какого-либо города. То есть издание, среди читателей кото­рого доля мужчин составляет 90 % (при 45 % мужчин в городе), более «мужское». Показатель индекса соответствия равен 2 (90 / 45).

Рейтинг (Rating, Rating point) рекламоносителя— часть целевой аудитории, контактировавшая с конкретным медианосителем (смотревшая телепередачу, читавшая конкретный номер газеты и т. п.). Рейтинг измеряется или количеством людей (абсолютное значение), или в процентах к общей численности потенци­альной аудитории (относительный показатель).

Социометрия –метод изучения малых социальных групп, предназначенный для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Система качества учреждения- совокупность его организационной структу­ры, правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг,ресурсов учреждения, обеспечивающая осуществление администра­тивного руководства качеством услуг как основы формирования условий ка­чественной работы и оценивания ее процесса и результатов.

СРТ (Cost-per-Thousand- цена за тысячу) - стоимость 1000 рекламных кон­тактов. Исчисляется как отношение стоимости рекламного объявления к сред­ней расчетной аудитории одного номера. Модификациями этого показателя являются:

• СРТ OTSили СРТ GRP— цена за тысячу рекламных контактов;

• СРТ Reach— цена информирования тысячи различных людей;

CRPили СРР (Cost-per-Rating Point)— стоимость одного пункта рейтинга.

Тестирование -метод, который используется для определения с помощью специально подобранных тестов проявления исследуемых свойств и качеств изучаемой личности. Тест - это стандартизованные за­дания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах инди­видуально-психологических особенностей личности.

Тесты классифицируют по различным основаниям:

- по цели применения (выяснение интересов, предпочтений, сужде­ний, диагностика);

- по форме проведения (индивидуальные и групповые);

- по содержанию (тесты одаренности, диагностические тесты раз­ личных способностей, тесты успеваемости и т.д.);

Требования к тестовым методикам:

- объективность оценки результатов;

- валидность (обоснованность инструментария и результатов заме­ра, получаемых выводов). Выделяются: валидность по критерию - обосно­ванность критерия оценки; валидность по содержанию - выявленные в хо­де тестирования содержательные компоненты достаточно отражают со­ держание исследования; валидность по конструкту - отражает связь полу­чаемых результатов с данными других методик;

- значимость полученных результатов в процессе тестирования (ди­агностическая ценность);

- сравнимость получаемых результатов, возможность их учета и систематизации.

TRP (Target Rating Point)— GRP, рассчитанный для определенной целевой группы рекламного воздействия. Для большинства каналов «определенная» означает «18+».

Фокус-группа (или групповое интервью) - метод социологического исследова­ния, который осуществляется посредством организации круглого стола, где участники разговаривают между собой на заданную тему. Дискуссией руко­водит ведущий, который следует намеченному плану и одновременно анали­зирует комментарии, которые делает каждый участник. Участники активно обсуждают все идеи, которые высказывают члены группы.

Целевая группа, целевая аудитория рекламы (Target Group)- основная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения, потенциальные покупатели рекламируемого продукта. К целевой аудитории могут относиться и представители референтных групп.

Частота (Frequency, Average OTS)— среднее количество контактов рекламной кампании среди людей, охваченных ею. Вычисляется по формуле:

Frequency = GRP / Reach.

Эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономич­ности (efficiency)- экономическое выражение эффективности; показатель эффективности деятельности, отражающий сумму выработки на единицу за­трат; часто выражается в виде процента от идеальной продуктивности. Чем меньше ресурсов затрачено на достижение запланированных результатов, темвыше продуктивность. Говоря об оптимизации системы социальной под­держки населения, подразумевают более эффективное управление ресурсами, которое бы позволило повысить работоспособность системы при уменьшении затрат.

Эффективность в смысле действенности (effectiveness)- способность произ­водить эффект (результат) неких действий, которая не всегда может быть из­мерена при помощи количественных показателей.

Эффективность в смысле результативности (efficacy)- способность произ­водить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к норма­тивному/запланированному (например, в этом смысле говорят об эффектив­ности вакцины или вакцинации). Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижении желаемого эффекта.

Эффективный охват N+ (Reach N+)— количество представителей целевой ау­дитории, которые за период рекламной кампании контактировали с сообщением N и больше раз. Иногда под этим термином также подразумевают эффективный уровень Reach N+. Reach 1 + является просто охватом.

Эффективность услуги- степень успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией ресурсов, т.е. до какой степени услуга способ­ствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиента­ми проблем при меньших затратах разного рода.

Эффективная частота (Effective Frequency)— количество контактов с потре­бителем, необходимое для достижения эффекта от получения сообщения. Счи­тается, что меньшее количество контактов недостаточно для восприятия сообщения потребителем. При поддерживающих кампаниях, идущих постоянно, эффективная частота фиксируется для цикла покупки.

Приложение 1

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 030602.65 «Связи с общественностью»

Наши рекомендации