Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
Средства обучения включают в себя учебную литературу (рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, монографии, нормативные правовые акты, словари тематические и иностранных слов), наглядные пособия в виде фотографий, схем, графиков, таблиц.
Использование информационных технологий приветствуется при изучении дисциплины. ИТ могут использоваться студентами при прохождении тренировочных тестов по темам дисциплины, при подготовке материалов семинарских занятий с помощью ресурсов Интернет и т.п.
Активные методы обучения- учебный диалог, дискуссии и диспуты на заданные темы позволяют развивать аналитическое мышление, что способствует формированию современных мировоззренческих взглядов, необходимых для человека, получающего высшее образование.
Программное обеспечение - сеть Интернет, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.
Глоссарий
Анкетный вопрос – один из основных видов опроса, применяемых в социологических исследованиях его существенной особенностью является использование анкеты заполняемой респондентами в письменной форме.
Бенефициар, бенефициарий –получатель, лицо которому предназначена социальная помощь в виде пособий, услуг или льгот.
Беседа –как метод. Беседа – это устная форма общения дипломника с объектом информации.
Эффективность беседы зависит от:
- установления доверительных отношений между собеседниками;
- установления цели беседы;
- тщательной разработки плана беседы;
- искусства ведения (реализации) беседы (корректности постановки вопросов, их последовательности, оптимальности по количеству, достаточной четкости в формулировках и пр.);
- продуманности фиксации результатов беседы.
Выборочная совокупность –в статистическом исследовании, в т.ч. при помощи метода массового опроса: часть генеральной совокупности, отражающая основные ее характеристики с учетом статистической погрешности; совокупность опрошенных. Создается при помощи специальных процедур отбора.
Генеральная совокупность –в статистическом исследовании: совокупность объектов, из которых производится выборка.
GRP (Gross Rating Point)— один из наиболее популярных показателей медиа-планирования, позволяющий оценить схему размещения на нескольких медиа-носителях. Вычисляется как сумма произведений рейтингов всех носителей и количества включений в них за определенный промежуток времени трансляции передач и рекламных роликов. Показатель GRP называют также валовым оценочным коэффициентом, валовым рейтингом, суммарным рейтингом, накопленным рейтингом, суммой рейтинговых пунктов. GRP выражается в процентах, хотя сам знак процента обычно опускается, реже — в долях. При расчете суммарного рейтинга (он же суммарный GRP) суммирование происходит вне зависимости от того, что в число потенциальных «контактеров» попадают одни и те же люди. Следовательно, для оценки аудитории рекламной кампании этот показатель непригоден (в отличие от рейтингов), так как показывает завышенные значения.
Gross Impression— GRP-показатель, но выражающий общее количество контактов с многократно размещенным рекламным обращением. При этом GRP, равный 200 000, может означать, что рекламной кампанией было охвачено 100 000 человек, каждый из которых увидел рекламный спот в среднем два раза, или 40 000 человек со средней частотой контактов, равной пяти, и т. д.
Интервью(от англ. interview – беседа с глазу на глаз) – это беседа многологического характера. Как метод оно используется с целью сбора информации. Вопросы задает исследователь, а отвечает объект информации. Использование интервью как метода предусматривает:
- выбор лица, с которым следует провести интервью;
- определение места и времени проведения;
- запись ответов в ходе интервью;
- окончательная обработка и оформление материала.
Качественные методы исследования –сбор данных, наиболее приближенный по своему характеру к естественным условиям коммуникации людей, в т.ч. гибкое интервью, напоминающее беседу, направленное на сбор истории, рассказов; наблюдение не по жестко заданной схеме.
Качественные характеристики услуги –репутация организации, знания (осведомленность о нуждах клиентов), компетентность и мастерство исполнителя услуги; доступность персонала; доверие к персоналу; эффективность коммуникации исполнителя и потребителя, реакция сотрудников (желание и способность быстро предоставлять услуги), обходительность, вежливость, чуткость персонала; надежность, безопасность, внешний вид сотрудников, физическая обстановка, эстетика интерьера, комфортность условий обслуживания.
Качество услуги –степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей.
Кейс стадии(case study) – исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Метод дает возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми. Метод позволяет работать с конкретным случаем, с конкретным социальным объектом.
Количественные методы исследования – сбор данных по заранее зафиксированной методике, в т.ч. опрос, наблюдение по жестко заданной схеме.
Количественная характеристика услуги -время ожидания услуги; время предоставления услуги; характеристики оборудования, инструментов, материалов; надежность результатов услуги; точность исполнения услуги; полнота услуги; безопасность процессов оказания услуги; уровень автоматизации.
Коэффициент надежности –статистический показатель, указывающий на степень согласованности результатов тестирования одного и того же человека одним и тем же диагностическим инструментом. Согласованность результатов можно измерять коэффициентом корреляции Пирсона. Другие, более практичные, методы оценки надежности теста основаны на однократном применении единственной формы теста (формула Спирмена-Брауна, коэффициент надежности Кьюдера-Ричардсона).
Контент-анализ –перевод в количественные показатели массовой текстовой информации последующей статистической обработкой.
Критерий(от греч. kriterion - средство суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Для каждого критерия определяются показатели его оценки.Показатели - это данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Каждый критерий имеет несколько показателей, и по ним определяется состояние измеряемой качественной характеристики и ее изменение. Динамика иллюстрируется таблицами и графиками.
Экспериментальная работа проводится либо по всей проблеме диссертационного исследования, либо по ее основной части. Проведение по основной части должно предусматривать возможность интерпретировать полученный результат на весь диссертационный замысел. Чаще всего экспериментальная проверка осуществляется на примере педагогической деятельности в определенных условиях.
Опрос - метод сбора первичной информации в социологических исследованиях, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение дипломника к объекту изучения, группе людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.
В дипломном проектировании применяются письменный или устный опрос. Для его применения необходимо:
- определить цель опроса;
- сформулировать основные вопросы, позволяющие достигнуть цель опроса;
- продумать вступительное слово, побуждающее респондентов включиться в опрос;
- анонимность опроса.
OTS (Opportunity-to-See— возможность увидеть) — вероятная аудитория рекламного обращения. Имеет значение для одного рекламного сообщения, так как в любом другом случае равна GRP.
Охват (Coverage, Reach)— реальное количество или доля людей, видевших хотя бы один выпуск регулярной телепрограммы в течение некоторого отрезка времени или видевших рекламный ролик хотя бы один раз за время рекламной кампании.
Оценка результативности — это экспертиза организационного процесса и результатов выполнения программы, анализ причин отклонений в реализации программы от намеченных изначально целей.
Оценка эффективности — сопоставление результатов программы с намеченными целями и с затраченными в ходе ее реализации ресурсами.
Параметры качества услуги: полнота предоставления в соответствии с требованиями (стандартами); доступность; своевременность; эффективность и результативность предоставления услуги; степень решения материальных или финансовых проблем клиента, оцениваемая непосредственным контролем результатов выполнения услуги; степень улучшения эмоционального, физического состояния клиента, решения его правовых, бытовых и других проблем в результате взаимодействия с исполнителем услуги, оцениваемая косвенным методом, при этом участии клиента в оценке качества услуги.
Profiles (Affinity)— профильность или соответствие целевой группе выбранного рекламоносителя. Профиль-отношение (ПО) — отношение доли ЦА в аудитории медианосителя (канала, газеты, радиостанции) к доле ЦА в населении какого-либо города. Значение Affinity, превышающее 1, указывает на более высокую концентрацию представителей целевой группы в аудитории издания по сравнению со всем населением какого-либо города. То есть издание, среди читателей которого доля мужчин составляет 90 % (при 45 % мужчин в городе), более «мужское». Показатель индекса соответствия равен 2 (90 / 45).
Рейтинг (Rating, Rating point) рекламоносителя— часть целевой аудитории, контактировавшая с конкретным медианосителем (смотревшая телепередачу, читавшая конкретный номер газеты и т. п.). Рейтинг измеряется или количеством людей (абсолютное значение), или в процентах к общей численности потенциальной аудитории (относительный показатель).
Социометрия –метод изучения малых социальных групп, предназначенный для диагностики эмоциональных связей, взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Система качества учреждения- совокупность его организационной структуры, правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг,ресурсов учреждения, обеспечивающая осуществление административного руководства качеством услуг как основы формирования условий качественной работы и оценивания ее процесса и результатов.
СРТ (Cost-per-Thousand- цена за тысячу) - стоимость 1000 рекламных контактов. Исчисляется как отношение стоимости рекламного объявления к средней расчетной аудитории одного номера. Модификациями этого показателя являются:
• СРТ OTSили СРТ GRP— цена за тысячу рекламных контактов;
• СРТ Reach— цена информирования тысячи различных людей;
CRPили СРР (Cost-per-Rating Point)— стоимость одного пункта рейтинга.
Тестирование -метод, который используется для определения с помощью специально подобранных тестов проявления исследуемых свойств и качеств изучаемой личности. Тест - это стандартизованные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических особенностей личности.
Тесты классифицируют по различным основаниям:
- по цели применения (выяснение интересов, предпочтений, суждений, диагностика);
- по форме проведения (индивидуальные и групповые);
- по содержанию (тесты одаренности, диагностические тесты раз личных способностей, тесты успеваемости и т.д.);
Требования к тестовым методикам:
- объективность оценки результатов;
- валидность (обоснованность инструментария и результатов замера, получаемых выводов). Выделяются: валидность по критерию - обоснованность критерия оценки; валидность по содержанию - выявленные в ходе тестирования содержательные компоненты достаточно отражают со держание исследования; валидность по конструкту - отражает связь получаемых результатов с данными других методик;
- значимость полученных результатов в процессе тестирования (диагностическая ценность);
- сравнимость получаемых результатов, возможность их учета и систематизации.
TRP (Target Rating Point)— GRP, рассчитанный для определенной целевой группы рекламного воздействия. Для большинства каналов «определенная» означает «18+».
Фокус-группа (или групповое интервью) - метод социологического исследования, который осуществляется посредством организации круглого стола, где участники разговаривают между собой на заданную тему. Дискуссией руководит ведущий, который следует намеченному плану и одновременно анализирует комментарии, которые делает каждый участник. Участники активно обсуждают все идеи, которые высказывают члены группы.
Целевая группа, целевая аудитория рекламы (Target Group)- основная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения, потенциальные покупатели рекламируемого продукта. К целевой аудитории могут относиться и представители референтных групп.
Частота (Frequency, Average OTS)— среднее количество контактов рекламной кампании среди людей, охваченных ею. Вычисляется по формуле:
Frequency = GRP / Reach.
Эффективность в смысле продуктивности, производительности, экономичности (efficiency)- экономическое выражение эффективности; показатель эффективности деятельности, отражающий сумму выработки на единицу затрат; часто выражается в виде процента от идеальной продуктивности. Чем меньше ресурсов затрачено на достижение запланированных результатов, темвыше продуктивность. Говоря об оптимизации системы социальной поддержки населения, подразумевают более эффективное управление ресурсами, которое бы позволило повысить работоспособность системы при уменьшении затрат.
Эффективность в смысле действенности (effectiveness)- способность производить эффект (результат) неких действий, которая не всегда может быть измерена при помощи количественных показателей.
Эффективность в смысле результативности (efficacy)- способность производить намеченный результат в желаемом объеме, может выражаться мерой (процентное соотношение) фактически произведенного результата к нормативному/запланированному (например, в этом смысле говорят об эффективности вакцины или вакцинации). Эта мера фокусируется на достижении как таковом, а не на ресурсах, затраченных на достижении желаемого эффекта.
Эффективный охват N+ (Reach N+)— количество представителей целевой аудитории, которые за период рекламной кампании контактировали с сообщением N и больше раз. Иногда под этим термином также подразумевают эффективный уровень Reach N+. Reach 1 + является просто охватом.
Эффективность услуги- степень успешности деятельности по достижению цели с наибольшей экономией ресурсов, т.е. до какой степени услуга способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем при меньших затратах разного рода.
Эффективная частота (Effective Frequency)— количество контактов с потребителем, необходимое для достижения эффекта от получения сообщения. Считается, что меньшее количество контактов недостаточно для восприятия сообщения потребителем. При поддерживающих кампаниях, идущих постоянно, эффективная частота фиксируется для цикла покупки.
Приложение 1
Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 030602.65 «Связи с общественностью»