Глобализационных процессов теории 1 страница


рения, в значительной мере тормозит развитие Г. на эмпирическом уровне.

Лит.; Дмитриев А.В. Соц. проблемы людей пожилого возраста. Л., 1980; Ус­ловия жизни и пожилой чел, М., 1978; Шапиро В.Д. Чел. на пенсии (Соц. про­блемы и образ жизни). М., 1980; Он же. Соц. активность пожилых людей в СССР. М,, 1983; Соц. геронтократия; совр. иссл-я; Сб. М., 1994; Козлова Т.З, Пенсионеры о себе. М., 2001.

В.Д. Шапиро

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕОРИИ— совокупность совр. теорий, согласно к-рым человечество превраща­ется в единую мир. систему, получили широкое распространение в мир. соц-и с 80-х гг. 20 в. Основоположником Г.п.т. явл. нем.-амер. неомарксист И. Валлер-стайн. Он выделяет четыре кл. стран в совр. мире. Ключевые страны, страны «первого мира»: США, Япония, Англия, Голландия, Франция, гос-ва Скандина­вии и Германия. Страны юга Европы, такие, как Испания, относятся к полу­периферии ключевых стран. Они связа­ны зависимыми торговыми взаимоотно­шениями с северными странами, но экономически остаются достаточно за­стойными. Периферией считаются стра­ны Вост. Европы и большинство стран Азии и Африки. Кроме того, ряд стран явл. аутсайдерами, т.е. вообще выпадают из общемир. системы. Валлерстайн счи­тает, что в рез-те колониализма и соотв. деятельности крупных корпораций стра­ны «первого мира» сформировали разви­тую мир. экон. систему, в к-рой США, Зап. Европа и Япония стали доминиро­вать в кач-ве ключевых.

Латиноамер. авторы теории зависи­мости Ф. Кардозо и С. Фуртадо доказы­вают, что страны «первого мира» поста­вили себя в такую позицию, в к-рой они могут эксплуатировать ресурсы обществ «третьего мира» в своих собственных це­лях. Однако нек-рые зап. теоретики счи­тают, что теория зависимости не верна, что процветание ключевых стран не явл, следствием эксплуатации бедных стран. Так, М. Бломстром и Б. Хеттне отмеча-

ют, что ресурсы, получаемые из стран «третьего мира», имеют значительно меньшее значение, нежели процессы индустриального роста, генерируемые внутри самих индустриальных об-в. В работе «Труба позовет» антрополог П. Ворсли заявил, что до наших дней чел. об-во никогда не существовало, т.е. что мир стал единой соц. системой в рез-те разрастания связей взаимозависи­мости, к-рые в настоящее время затра­гивают практически каждого.

Глобализацию соц. отношений следу­ет понимать, прежде всего, как ре-орг-цию времени и пространства в чел. об-ве, но было бы ошибкой считать, что из-за растущей взаимозависимости рас­тет только мир. единство. В наст, время нет никаких реальных указаний на по­лит, конвергенцию, к-рая преодолела бы конфликтные интересы гос-в в ближай­шем будущем. Несмотря на растущую экон. и культ, взаимозависимость, мир. система переполнена разл. неравенства­ми и разделена нац, границами на гос-ва, имеющие как различающиеся, так и об­щие интересы (см. Глобализация).

Лит.: Делягин М.Г. Мир. кризис: Об­щая теория глобализации. М., 2003; Куя-тыгин В.П., Клементьев Д. С. Глобализа­ция соц. процессов в Европе; социол. измерение. М., 2003; Wallerstem I. The-Modern World System. N.Y., 1979; Idem. The Capitalist World Economy. N.Y., 1979; Worsiey P. The Three Worlds of Culture and World Development. Chi., 1984; Blomsirom M., Hettne B. The Development Theory in Transition. The Dependency Debate and Beyond: Third World Respon­ses. L., 1984.

В.П. Култыгин

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ- процессы станов­ления более или менее единых общемир. систем в экономике, технологии, ин­формационной среде, а также в сфере культуры. В рез-те таких процессов стра­ны и народы становятся не только взаи­мосвязанными между собой, но и взаи­мозависимыми. Глобализм, как считают мн., — это осознание всего мира как единого, общего «места жительства» че-



ГОРОД

ловечества. Именно этим кач-вом Г. от­личается от существовавшей мн. столе­тия системы междунар. связей и отно­шений. Вместе с тем под глобализмом нередко понимают опред. политику наиб, развитых стран, направленную на навязывание своих систем ценностей и соц. ин-тов слаборазвитым или разви­вающимся странам.

В ряде док-тов ООН Г. характеризу­ется появлением: на глобальном уровне рынков валюты и капиталов; новых средств глобализации (Интернет, сото­вые телефоны, информационные сети, спутниковое ТВ); новых глобальных орг-ций (Всемирная торговая орг-ция, многонац. корпорации, всемирные сети неправительственных орг-ций); новых глобальных правил и норм (междунар. соглашения по вопр. торговли, услуг, интеллектуальной собственности и т.д.), к-рые имеют обязательную силу для нац. правительств.

Соц. смысл и соц. последствия Г. — противоречивы. Г. как одна из ведущих тенденций совр. мира облапает большим потенциалом стимулирования экон. рос­та, технол. прогресса, развития инфор­мационных систем, явл. источником крупных соц. (и культ.) изменений во мн. странах мира. Она формирует в раз­ных регионах новое, в значительной степени унифицированное восприятие действительности, новый стиль жизни людей, новые ценности и т.о. может способствовать подтягиванию развиваю­щихся стран до уровня совр. цивилиза­ции. Вместе с тем неуправляемая, не­контролируемая Г. несет массу отрица­тельных последствий, особенно для раз­вивающихся стран. Мн. исследователи обращают внимание на то, что Г. ведет не к выравниванию уровней экон., тех­нол., информационного развития раз­ных стран, а к увеличению разрыва меж­ду богатыми и бедными странами. Так, разрыв в доходах между этими странами за последние 40 лет увеличился почти в 2.5 раза. Особенно велик (и все увели­чивается) разрыв в наукоемких произ­водствах и расходах на науч. иссл-я и опытно-конструкторские разработки

(НИОКР). Но наиб, опасения вызывает Г. непосредственно в сфере соц. отно­шений и культуры. Экспансия унифи­цированных образцов поведения, чуже­земных культ, обычаев, норм, ценностей угрожает самому существованию множе­ства самобытных нац. и региональных культур, а потому вызывает нередко ак­тивную негативную реакцию, непри­ятие, открытые и многолюдные демон­страции протеста, в т.ч. и т.н. антигло­балистов.

Гл. вопр., к-рый возникает при рас­смотрении процессов Г.: не приведут ли эти процессы к такой унификации мир. сооб-ва, к-рая будет означать ликвида­цию нац.-культ. многообразия стран и народов? Нельзя отрицать, что такая опасность существует. Вместе с тем су­ществуют и объективные пределы такой унифицированной Г. Они заключаются в устойчивости соц. структур разных на­родов, их истор. сложившихся культур, в нац. традициях, языке. В социол. лит. последних лет подчеркивается, что зада­ча заключается не в том, чтобы остано­вить, «запретить» процессы глобализа­ции. Это сделать невозможно да и не­нужно. Задача заключается в умелом со­единении преимуществ Г. с местными и региональными соц.-культ. нормами и ин-тами, чтобы обеспечить более эф­фективное управление науч.-техн. про­грессом на местном, нац., региональном и глобальном уровнях.

Лит.: Панарин А.С. Искушение глоба­лизмом. М., 2000; Бек У. Что такое гло­бализация? М., 2001; Грани глобализа­ции. Трудные вопр. совр. развития. М., 2003.

Л,If. Москвичев

ГОРОД— дихотомичная деревне, исто­рически сложившаяся, внутренне диф­ференцированная, иерархически орга­низованная соц.-терр. подсистема об-ва, характеризующаяся точечной и агломе-ративной концентрацией пространст­венной орг-ций жизнедеятельности за­нятого преимущественно нес.-х. трудом нас. В отличие от деревни жизнедея­тельность людей в Г. базируется в ос-



ГОСУДАРСТВО

новном на искусственно созданном ма­териально-вещественном комплексе при полной окультурен ности естеств. эколо­гии. В Г. сосредоточена большая ч. про­мышленного, культ, и духовного произ­водства, адм,-гос. и полит, деятельности, финансового капитала и соц.-инфра­структурных услуг. В своей совокупно­сти все это лежит в основании орг-ции городского нас. в специфическую соц.-терр. общность, являющуюся наря­ду с сельской и региональными общно­стями гл. составным элементом соц.-терр. структуры об-ва.

В кач-ве соц.-терр. подсистемы Г. явл. одним из объектных оснований со-циол. метатеории об-ва и объектом соц-и Г., представляющей собой отрасль системы социол, знания и одновременно выполняющей родовые функции по от­ношению к многочисленным социол. теориям городского цикла.

Г. имеет многоуровневую соц. структу­ру, дифференцируясь внутренне по разме­рам и, следовательно, по масштабам кон­центрации и сложности орг-ции общежи­тия людей; по функциям в соц.-терр. орг-ции об-ва; по ко индексированию и доминантности разд. видов производства и жизнедеятельности людей и по ряду др. объективных признаков соц. структури­рования. Вся совокупность городских по­селений и агломераций обеспечивает орг-пию их нас. в соц.-терр. общность, к-рая характеризуется большим, чем в де­ревне, разнообразием трудовой и внепро-изводственной деятельности, вытекающей из него соц. и профессиональной неодно­родности, динамизмом соц. мобильности и соотв. спецификой образа жизни нас. Каждый внутренний для Г. тип его соц. орг-ции в свою очередь отличается осо­бенностями соц. структуры и образа жизни и явл. объектным основанием специфических социол. теорий больших Г. и агломераций, средних и малых Г. и т.д.

Каждый Г. имеет в соответствии с его типологической принадлежностью и ин­дивидуальными особенностями природ-но-геогр., материально-вещных и орга-низационно-экон. оснований специфику

свойственной ему поселенческой общ­ности и свой тип проблем, требующих самостоятельного социол. изучения.

Все городские поселения выполняют соц. функции межселенного адм., транс­портного, торгового и т.п. обслужива­ния, явл. системообразующими центра­ми регионально-терр. расселения. В этом своем кач-ве они — объекты соц-и рас­селения и планирования экол. среды.

Г. разного типа имеют специфиче­скую архитектурно-планировочную сре­ду, что обусловливает необходимость в частных социол. теориях соотв. ракурса.

Лит.: Вебер М. Город. Пг., 1924; Горо­да на пути в будущее. М., 1987; Г.: про­блемы соц. развития. Л., 1992; Соц-я: Основы общей теории / Под ред. Г.В, Остова, Л.Н. Москвичева. 2-е изд. М., 2008.

В.И. Староверов

ГОСУДАРСТВО— полит, ин-т, обеспе­чивающий установление и поддержание полит, власти. Необходимость полит, власти предопределяется тем обстоя­тельством, что доступные для освоения индивидами, соц. гр. ресурсы, ценности и иные соц. значимые объекты никогда не безграничны, естеств. стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены соц. опреде­ляемые пределы. Подобного рода ресур­сы имеют не только материальный ха­рактер; к ним относятся также безопас­ность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов соц. взаимодействия не смогут быть упорядочены и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые анархией, распадом соц. систем. Обеспе­чение пределов требует установления в об-ве властных отношений, власти од­них над остальными. Власть должна быть в состоянии определить пределы развитию споров и конфликтов, по до­стижении их необходимо принять власт­ное решение, к-рое должно восприни­маться как обязательное.

В целом власть можно определить как возможность одного субъекта кон­тролировать опред. акты поведения, дей-



ГОСУДАРСТВО

ствия др. субъекта. При этом полит, власть, во-первых, распространяется на все об-во в целом и, во-вторых, только за полит, властью признается право при­менения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение соб­ственности, свободы и самой жизни. Од­нако насилие со стороны полит, власти должно быть легитимным, т.е. признан­ным и принятым большинством членов данного οδ-ва. Именно легитимность от­личает гос. насилие от, напр., насилия бандитов, рэкетиров над предпринима­телями и др. видов насилия, к-рому под­чиняются не потому, что признают авто­ритет применяющего насилие, а из-за отсутствия альтернатив.

Г. как соц. ин-т представляет собой уста ношенную в об-ве (институционали­зированную), легитимную полит, власть. Легитимность (общепризнанность) как база полит, власти может быть основана: 1) на традиции; 2) на исключительном, признанном большинством авторитете (харизме) правителя и 3) на рациональ­ном выборе (М. Вебер). Полит, власть может быть образована разл. путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традици­онная типология форм гос. правления отражает след. способы распределения власти: 1) автократия, т.е. господство единоличного правителя; 2) олигархия, т.е. господство немногих привилегиро­ванных лиц; 3) демократия, т.е. господ­ство большинства. Аристотель отмечал тенденцию вырождения автократии в ти­ранию (господство тирана, диктатора), олигархии в плутократию (господство не­многих, обладающих богатством) и демо­кратии в охлократию (господство толпы).

В основе такого перерождения лежит существенное изменение при данной форме правления соотношения закона и произвола. Переход от автократии к ти­рании воплощается в замене законного монарха, чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или неписаным нормам и традициям и т.д., тираном, основывающим свое правле­ние на произвольном насилии, не свя-

занном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя гос. власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руково­димой демагогом.

Возникновение и роль Г. в об-ве обычно объясняются с позиций теории конфликта (К. Маркс) и функциональ­ной теории. С позиций первой теории, Г. возникло и существует для защиты инте­ресов привилегированных кл., представ­ляет собой «исполнительный комитет» господствующего кл. Исторически во всех об-вах господствующими являлись экон. доминирующие кл. Функциональ­ный подход показывает, что Г. вместе с тем выполняет ряд существенных, ре­шающих для об-ва функций, не связан­ных по необходимости с кл. структурой, но имеющих решающее значение для поддержания соц. системы в целом.

К числу таких общесоц, функций Г. относится поддержание нормативного порядка. В сложном быстро изменяю­щемся мире должна быть обеспечена очевидность, предсказуемость поведения контрагентов соц. взаимодействия. Для этого требуется относительно свободная от субъективных, произвольных дейст­вий отд. субъектов или соц. структур система объективных норм, санкциони­рованных Г. и обеспечиваемая гос. при­нуждением. При этом конституционное законодательство призвано обеспечивать упорядоченность полит, процессов, регу­лировать гос. строительство, уголовное право — определять и подавлять об­ществ, опасные отклонения, граждан­ское право — определять и защищать права граждан и соц. гр.

След. функция Г. — устанавливать правила решения конфликтов, постоян­но возникающих в об-ве в связи и по поводу распределения обществ, ресурсов или в связи с преследуемыми целями. Устанавливая пределы, ограничения по­добным устремлениям, Г. осуществляет роль арбитра, посредника между сторо­нами с конфликтующими интересами, обеспечивает средства и возможности



ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

для разрешения споров и определения направления соотв. политики.

Весьма важна функция Г. в обеспече­нии координированного и систематиче­ского планирования при решении суще­ственных соц. проблем. В сфере эконо­мики необходимо постоянное наблюде­ние за возникающими тенденциями с целью предотвращать или смягчать дест­руктивные процессы (гиперинфляция, массовая безработица и т.д.). Г. должно решать проблемы распределения фондов в соответствии с нац. приоритетами, обеспечивать охрану окружающей сре­ды, перераспределять доходы в пользу соц. необеспеченных, пенсионеров и т.п.

Высокий уровень централизации и контроля необходим для обеспечения внешнеполит. функции Г. — поддержа­ния внешних сношений, заключения дог., соглашений и в необходимых слу­чаях защиты от агрессии.

Лит.: Коркунов Н.М. Русское гос. пра­во. СПб., 1914; Варна шов A.M. Теория разделения властей: становление, разви­тие, применение. Томск, 1989; Четвер­ит В.А. Демократическое конституци­онное гос-во: введение в теорию. М., 1993; Патнэм Р. Чтобы демократия сра­ботала. М., 1996; Гулиев В.Е., Колесни­ков А, В. Отчужденное гос-во. М., 1999.

A.M. Яковлев

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГО­ДЕНСТВИЯ (неточный пер. нем. Wohlfahrtstaat или англ. welfare state) — гос-во, в к-ром осуществляется гос. по­литика, гарантируюшая достаточное соц. обеспечение всем членам об-ва (опи­рающаяся на специфическую соц.-экон. концепцию). Соотв. уровень жизни для всех возможен только в об-ве, где гос. сектор составляет значительную ч. нац. экономики, позволяющую создать соотв. фонды обществ, потребления. Политика, ориентированная на Г.в.б., фактически проводилась ранее всего в странах «ре­ального социализма» на основе гос. ре­гуляции экономики. Позднее возникло «соц, рыночное хоз-во» в Германии, «соц. партнерство» в Австрии, «концен­трированная экономика» во Франции,

«функциональный социализм» в Шве­ции и др. формы Г.в.б.

Среди предшественников теории Г.в.б. в Германии можно назвать в 1920-х гг. экономистов Ф. Бёме и В. Репке, а в 1930-х гг. В. Ойкена, выступившего за «соц. гос-во» как «самостоятельную мор. ценность». Ойкен сформулировал прин­ципы хоз. политики, опирающейся на комплексный гос. подход к регуляции экономики, основанной на частной соб­ственности, рынке и ответственности предпринимателей за свою деятельность в соответствии с договорами. Идею «соц. рыночного хоз-ва» выдвинул в 1946 А. Мюллер-Армак. Его целью стала са­мореализация чел., достигаемая через соц. выравнивание для тех, кто не может удовлетворить свои потребности своими силами. Для них Мюллер-Армак предла­гал гос. систему соц. страхования, помо­щи и жилья, доступ для всех к поддер­живаемой гос-вом системе всех уровней образования. Основа соц. обеспече­ния — налоги, взимаемые с конкурент­ной рыночной экономики, поддержи­ваемой и регулируемой гос-вом через антимонопольную политику, тарифные соглашения, гарантию миним, заработ­ной платы и т.п.

Экономист и гос. политик Л. Эрхард осуществил идею «соц. рыночного хоз-ва» на практике, поставив целью подъем благосостояния граждан через развитие экономики. Осн. ее двигателем он считал «свободное предприниматель­ское хоз-во» в условиях конкуренции, предназначенной поощрять всеобщую инициативу и ответственность. Эрхард был убежден, что гос-во не должно втор­гаться в рыночный процесс и гасить инициативу соц. пособиями, но служить инструментом экон. политики, «высво­бождая новые силы», не допуская разви­тия монополий и участвуя в распределе­нии. Он полагал необходимым поднять уровень жизни тех, кто неспособен при­нимать участие в производстве, стабили­зировал многие цены и тарифы.

В 1967 социал-демократическое пра­вительство отошло от принципов Эрхар-да. Оно стало направлять развитие эко-



ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

номики и тратить значительно больше на соц. обеспечение. В Великобритании отд. идеи Г.в.б. можно найти у эконо­миста Дж. Кейнса, предложившего в 1930-х гг. идею гос. регулирования эко­номики, включающего частичное плани­рование и стимулирование через рост потребления благодаря увеличению соц. пособий. Придя к власти в 1945, лейбо­ристское правительство К. Эттли прове­ло национализацию Банка Англии и ря­да отраслей экономики, что позволило поднять уровень соц. обеспечения и сде­лать образование и здравоохранение бо­лее доступными людям с низким уров­нем достатка. В 1950-х гг. руководство лейбористской партии во гл. с X. Нейло-ром по предложению ее теоретика Дж. Стрейчи выступило за идею разви­тия Г.в.б. Среди теоретиков Г.в.б. можно назвать также А. Рюстова и П. Флору в Германии, Р. Харрода и А. Кросс л ера в Англии, Дж. Гэлбрейта, Дж. Бенсмена и А. Видиха в СШАи др.

Лит.: Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991; Соц. рыночное хоз-во: Словарь терминов. М., 1997; Соц. рыноч­ное хоз-во: что оно означает для Герма­нии и России на рубеже столетий? М., 1998; Харрод Р. К теории экон. динамики. Новые выводы экон. теории и их приме­нение в экон. политике. М., 1999; Eucken W. Staatliche Strukturwandlungen und die Krise des Kapitalismus // Weltwirtschaftliches Archiv. 1932. V. XXXVI; Multer-Armack A. Sociale Marktwirtschaft // Handworterbuch der Socialwissenschaft. Bd. 9. Tub.; Gottingen, 1956; Bensman J., Vidich A.J. American Society: The Welfare State and Beyond. South Hadley, 1987.

■•.;..-. H.T. Кремлёв

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ- раз­новидность гос-ва, к-рое основывает свою деятельность на принципах соц. справедливости и соц. защиты граждан и проводит соц. ориентированную экон. политику. Понятие .«Г.с» введено в об­ращение в сер. 19 в. немецким юристом и экономистом Л. фон Штейном. Г.с. следит за тем, чтобы были созданы усло-

вия, позволяющие каждому гражданину получать доходы в зависимости от сво­его вклада в общественно-полезную дея­тельность и обеспечивающие возмож­ность безбедного существования тем, кто в этой деятельности участвовать не может.

Одной из гл. целей Г.с. явл. достиже­ние постоянного количественного и ка­чественного роста потребления матери­альных и культ, благ, всеобщая доступ­ность образования, медицинского обслу­живания и соц. обеспечения для всех гр. нас, разрешение соц. противоречий без соц. взрывов и потрясений на основе соц. партнерства и нац. согласия.

Подвергшийся разрушению Совет­ский Союз с т.з. достигнутых им рез-тов реализации соц. политики был одним из ведущих соц. гос-в мира,своеобразным эталоном решения базовых соц. проблем трудящегося нас. В новой демократиче­ской России ст. 1 Конституции РФ (1993) содержит положение о том, что «Российская Федерация — соц. гос-во, политика к-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел.*. Кон­ституция предусматривает в кач-ве осн. направлений деятельности гос-ва охрану труда и здоровья нас, поддержку семьи, материнства и детства, заботу о пожилых гражданах и инвалидах, установление гос. пенсий, пособий и разл. гарантии соц. защиты нуждающихся в ней слоев нас Реализация положений Конституции РФ возможна только на основе эффек­тивно развивающейся и соц. ориентиро­ванной экономики, создающей необхо­димые предпосылки для обеспечения благосостояния всех гр. нас. и установ­ления соц. мира и согласия в об-ве. Г.с. может рассматриваться как концепту­альное положение и конституционный принцип, а также как реальная практика функционирования гос. ин-тов, их наце­ленность на решение актуальных соц. проблем разл. гр. нас

Лит.: Каленский В.Г. Гос-во как объ­ект социол. анализа. М., 1977;Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Митрохин В.И. Соц. конфликты



ГРУППА

в трансформирующихся об-вах. М., 1996; Иванов В.Н. Россия: обретение будуще­го. М., 1998; Осадчая Г.И. Cou-я соц. сферы. М., 1999; Реформирование Рос­сии: от мифов к реальности. Соц. и соц.-полит, ситуация в России в 2000. М., 2001; Жуков В.И. Российские рефор­мы: соц-я, экономика, политика. М., 2002; Россия формирующаяся: Ежегод­ник. Вып. 6. М., 2007.

В, Н. Иванов

ГРУППА— множество людей, вещей, объединенных одним или неск. призна­ками в совокупность. Данный признак (признаки) явл. группообразующим(и).

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ- один из осн. видов соц. общностей. Выступает своеобразным посредником между ин­дивидом и об-вом в целом. Внутри Г.с. складывается благоприятная среда для возникновения и развития коллективной деятельности индивидов. Г.с. как основа соц. взаимодействия явл. объектом иссл-я в соц. психологии, соц-и и целом спек­тре др. обществ, наук. Соц-я выработала свой, отличный от соц. психологии, подход к анализу такого феномена, как Г.с. Специфика социол. подхода заклю­чается в поиске объективных критериев различения гр. Многообразие обществ, жизни продуцирует множественность объективных критериев возникновения Г.с. Различия Г.с. можно обнаружить, напр., в религ,, этнич., полит, характе­ристиках. Поместив в основу социол. анализа конкр. критерий, соотв. осн. це­лям и задачам иссл-я, социолог анализи­рует каждую Г.с, ее соотношение с об-вом, личностями, входящими в нее. Исходя из традиции социол. подхода под Г.с. принято понимать совокупность людей, выделяемых по соц. значимым критериям, к к-рым относятся пол, воз­раст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, степень власт­ных полномочий, образование и мн. др. Т.о., Г.с. — это объединение индивидов, обладающих общим соц. признаком, за­нимающих в социуме опред. место и иг­рающих присущую им роль в обществ.

производстве. Являясь основой соц, взаимодействия, Г.с. выступает как со­вокупность людей, объединенных на ос­нове совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориента­ции, устойчивых образцов поведения, благодаря к-рым у индивидов формиру­ется чувство групповой идентичности. Индивидам, входящим в состав Г.с, приписываются опред. роли, функции и связи, что составляет основу соц. инте­ракции, т.е. взаимодействия. Г.с. есть ключевой элемент соц. орг-ции — об-ва, к-рое в свою очередь представляет собой Г.с. самого высшего порядка.

Г.с. характеризуется рядом призна­ков:

• устойчивость, продолжительность существования;

• определенность состава и границ;

• общая система ценностей и соц. норм;

• осознание своей принадлежности к данной соц. общности;

• добровольный характер объедине­ния индивидов (для малых Г.с);

• объединение индивидов внешними условиями существования (для больших Г.с);

• способность входить в кач-ве эле­ментов в др. соц. общности.

Термин «Г.с» явл. в соц-и базовым наряду с понятиями «индивид», «об-во».

Гр. большая — устойчивое объедине­ние индивидов, отличающееся большой численностью участников (в ср., свыше 60 чел.). Примерами больших гр. явл. соц. слои, профессиональные, этнич., демогр. и др. общности. Осн. признака­ми принадлежности к большим гр. явл. соц. статус, национальность, пол, воз­раст, образование, содержание и харак­тер деятельности. Большая гр. всегда вы­ступает в форме вторичной гр.

Гр. вертикальная — совокупность ин­дивидов с разл. соц. статусом, из разл. соц. слоев.

Гр. взаимопомощи — самоорганиза­ция индивидов, имеющих общие про­блемы и организующих встречи для их решения.

%

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

Γρ. внешняя (out-group) — нек-рое множество гр., к к-рым индивид не при­надлежит и членом к-рых не явл. Пред­ставители аутгрупп рассматриваются ин­дивидом как «не мы», «др.», «чужие», «они». Отсутствие группового интереса с представителями аутгрулп способствует формированию у индивида чувства груп­пового отчуждения и дезинтеграции.

Гр. внутренняя (in-group) — нек-рая совокупность гр., в отношении к-рых ин­дивид чувствует свою принадлежность, идентифицируя себя с др. членами дан­ной соц. общности. В рамках данной со­вокупности у индивида формируется внутригрупповая идентификация, т.о., что члены гр. расцениваются им как «мы».

Гр. возрастная — совокупность инди­видов с одинаковым периодом жизнен­ного цикла, имеющих схожие интересы и жизненный опыт.

Гр. вторичная — общности, связан­ные между собой внешней связью, ока­зывающей существенное влияние на по­ведение индивидов. Во вторичных гр. соц. контакты носят безличный харак­тер. На фоне четко прописанных соц. ролей все контакты во вторичных гр. функционально необходимы и важны. Вторичные гр. практически всегда содер­жат в себе нек-рое число первичных гр.

Гр. горизонтальная — объединение индивидов с одинаковым соц. статусом, принадлежащих к одной соц. страте.

Группа давления (лобби) — объеди­нение индивидов, организованное для защиты или достижения общих целей с помощью давления на полит, власть. Гр. давления характеризуются тремя осн. признаками; I) способностью сущест­вующих в орг-ции латентных гр. в усло­виях возникновения общего интереса превратиться в гр. по интересам и начать борьбу за их лоббирование; 2) способно­стью защищать не только материальные интересы, но и выступать адвокатами в мор. проблемах. Т.о., трудно отличить гр. давления от обществ, движения; 3) возможностью воздействовать на пуб­личную власть через посредников (др. гр., имеющие более свободный доступ к гр., на к-рые направлено давление), ис-

пользуя разл. средства (напр., деньги, властные полномочия).

Гр. естеств. — гр., создавшаяся спон­танно и изучаемая в естеств. условиях в отличие от экспериментальной гр.

Гр. по интересам — совокупность ин­дивидов, объединившихся для реализа­ции общих групповых интересов.

Квазигруппа — реально существую­
щая совокупность людей, выделяемая на
основе поведенческих признаков. Пред­
ставители данной соц. общности объ­
единяются общими условиями существо­
вания случайным образом без устойчи­
вой цели взаимодействия. Квазигруппы
чаще всего существуют непродолжитель­
ное время, после чего либо окончательно
распадаются, либо трансформируются в
устойчивые Г.с. при опред. благоприят­
ных условиях. Квазигруппы сочетают
черты как реальных, так и номинальных
гр., поэтому они занимают пограничное
положение между этими соц. общностя­
ми. Квазигруппы выделяются по след.
характеристикам: .. ,

Наши рекомендации