Религиозная картина мира и социальная реальность

Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней выра­батывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. системы интегрированных значений, сформировавшихся в историческом развитии общества, но и обнаружить тот факт, что предлагаемые религией картины мира опосредуют отношения ин­дивидов и групп к миру и выполняют функции контроля в соци­альных изменениях. Религиозные верования представляют собой своего рода классификационные системы, отвечающие социаль­ной потребности в разграничении между группами (обществами) и их внутренней интеграции. Этот подход был развит впоследс­твии Леви-Стросом в структурализме. Религия функционирует как социо-культурная система, вынуждающая индивида действо­вать, мыслить, чувствовать под влиянием возвышающихся над ним социальных механизмов. Так, тотемизм представляет собой простейшую форму социальной организации и технологии, ори­ентирующей определенным образом жизнедеятельность группы. Религия представляет при этом данную социальную общность не в ее повседневном, подверженном многочисленным угрозам и потому непрочном и во многом случайном в своих проявлениях существовании, т.е. в ее профанном облике. В повседневной жизни царит случай, социальные установления неустойчивы, подвижны, нередко нарушаются. Поэтому важно, чтобы общество и его нор­мативная система имели дополнительно свое воплощение в возвы­шающейся над повседневностью идеальной форме, исключающей всякое сомнение и критику, в качестве «священного» установления, огражденного запретами от произвола «непосвященных».

Религия поддерживает нужное обществу социально-адекват­ное поведение, освящая социально приемлемые образцы поведе­ния, способствуя обузданию индивидуальных (эгоистических) по­рывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих. Все это осуществляется посредством верований, в которых сакрализуется общество. Механизмы такой регуляции Работают прежде всего на уровне подсознания, пробуждая общие переживания, эмоции, поддерживаемые религиозным ритуалом, культовыми действиями. Религия существует потому, что она

По

История социологии

Религиозная картина мира и социальная реальность - student2.ru Религиозная картина мира и социальная реальность - student2.ru Религиозная картина мира и социальная реальность - student2.ru Религиозная картина мира и социальная реальность - student2.ru нужна, потому, что в ней реализуются человеческие потребности. Предохраняя от индивидуального произвола, образа действий, продиктованных единственно лишь мотивом «я так хочу», рели­гия делает возможной совместную жизнь людей, интегрирует их в жизнеспособный социум. Религия, следовательно, есть создание человека, составная часть и продукт его социального творчества. Если общество творит религию, то это объяснимо лишь тем, что религия способна определенным образом формировать социаль­ную жизнь, творить ее и поддерживать в устойчивом состоянии. В религии общество выступает как трансцендентное, возвышающе­еся над индивидом, священное.

Наши рекомендации