Второй "полевой" этап 1 страница

сбор первичной социологической информации - собранных необобщённых сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых и тд)

Третий этап

Подготовка собранной в ходе соц. исследования (опрос, интервью и т.п.) информации, составление программы обработки и непосредственно обработка полученной информации на ЭВМ

Четвертый этап

Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулировка выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения соц. исследования.

Т.о. это этап соц. анализа того, что получилось

7. Виды социологического исследования.

Различают три вида социологического исследования:

- разведывательное,

-описательное,

-аналитическое.

Разведывательное исследование – пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время этого исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают определенную возрастную группу – кагорту) и исторические (когда состав кагорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – трудность сохранения выборки от одного исследования до другого. Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В них изучается только молодежь.

Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.

8. Общество как социальная система. Виды социальных систем.

Социальная система – это сложно упорядоченное и сложно организованное целое, включающее отдельных индивидов и соц. общности, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Осн. связующий элемент соц. системы – человек. Соц. системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Общество – система, так как это – совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующая единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Эта система социальная, так как связанна с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, духовную и т.д. подсистемы, называемые социальными системами. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и т.д. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие системы.

9. Личность в социологии. Структура личности.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, - вариантов не счесть.

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует "Я": хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.

10. Место личности в различных социальных системах.

Социальный статус - это относительное положение или позиция индивида или группы в социальной системе. Это понятие характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и, наконец, содержит оценку деятельности личности с т. зр. общества, которая проявляется в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, награды, звания, привилегии и т.д.), а также самооценку, которая может или не может совпадать с оценкой общества или социальной группы. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала имеет большие возможности при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Серьезную проблему представляет правильное осознание личностью своего социального статуса. Если социальный статус личности воспринимается не правильно, то человек ориентируется на вражеские его социальному окружению образцы поведения.

В этом случае можно рассмотреть две крайности в оценке своего социального статуса. Низкая статусная самооценка, как правило, связана с низкой противодействием внешнему влиянию.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов, и все, кто его окружает, ждут от него исполнения ролей согласно этим статусам. В процессе удовлетворения определенных потребностей, руководствуясь определенными ценностями, человек вынужден выполнять определенные роли. Сторонники теории ролей (Р. Мертон, З. Фрейд, Т. Парсонс) считали, что социальная роль выступает важным элементом механизма взаимодействия индивида с обществом. Деятельность человека отождествляется с разыгрыванием определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Каждая роль требует от актера определенного поведения. Итак, социальная роль - это то, что ожидают в данном обществе от человека, который занимает определенное место в социальной системе. Ролевая концепция объясняет многие аспекты в социологии личности, но от нее нельзя требовать всестороннего обоснованного выяснения всей совокупности социальных функций индивида, ведь как писал Сорокин, - роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы.

11. Теории личности.

В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности. Некоторые из них:

Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня. Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общественного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза.

Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение.

Деятельностная теория Л. Выготского исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои цели, и чье поведение невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).

Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса.

Основные понятия теории:

- социальный статус;

- социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе;

- ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли;

- ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.).

Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль, побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).

Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают несколько способов его преодоления:

1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером);

2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (один и тот же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец);

3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).

12. Биологические теории личности.

Биологическая теория личности возникла в XVII веке и закрепилась в XIX веке под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов известного английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив внимание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.

Биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных. Показывается, что у них есть общие потребности в пище, в воде, в продолжении рода, в стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждается, что, в конечном счете, ничего, кроме этого, в поведении человека не содержится, а разница между ним и животными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по-другому, чем животные. Предполагается, что так понятая личность имеет врожденный, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы между моралью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек - это то же животное - вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.

Многие виды человеческого поведения - альтруизм, агрессивность, полоролевое поведение - имеют врожденный, наследуемый характер. И у человека, и у животных существуют аналоги такого поведения. Например, высшие животные, как и человек, любят своих детенышей, ведут стадный образ жизни, заботятся друг о друге, бывают иногда агрессивными.

Биологическая теория личности объявляет врожденным неравенство людей по способностям, а социальная структура общества и отношения людей в ее трактовке представляются аналогичными структуре и отношениям между высшими животными.

+

Теория инстинктов З.Фрейда - личностью движут инстинкты (жизни (либидо) и смерти (танатос).

Теория криминальных типов Ч.Ломброзо - выделил типичные черты лица преступников (тяжёлая челюсть, низко посаженный лоб, выраженные надбровные дуги).

Теория Шелдона - проанализировал анатомию своих студентов. Конституция человека связана с чертами его характера.

13. Психологические теории личности.

Теория конструкторов Дж. Келли. Подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Американский психолог Дж. Келли со своей теорией личностных конструктов был одним из пионеров этого направления. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей, для того чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем, или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость/непроницаемость. Келли также описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.

По утверждению Келли, личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что для объяснения мотивации человека (влечения, поощрения, потребности) не требуется никаких специальных концепций; люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Основной постулат утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. Он охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчинительными по отношению к другим частям системы. Эта организация жестко не закреплена, как не постоянны и сами конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленные аспекты и приложения теории личностных конструктов.

Гуманистическая теория А. Маслоу. Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения.

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.

Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).

Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.

Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

♦ мотивы имеют иерархическую структуру;

♦ чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

♦ пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);

♦ с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

Теория поля Курта Левина. Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

14. Социологические теории личности.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации

Теория социального научения - Дж. Уотсон (бихевиорист). Поведение - условный рефлекс, который формируется обществом. Под воздействием стимулов у человека возникает реакция. Так и формируется поведение. Таким образом, человека можно научить делать то, что необходимо системе.

15. Социальные институты, сущность, виды.

Социальные институты - система социальных связей, регулирующая взаимодействие людей в ходе удовлетворения их потребностей. В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи.

Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества.

Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию.

1) Репродукция - Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социальными институтами управления и контроля - органы власти.

3) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования власти и доступа к ней - политические институты

6) Коммуникации между членами общества - культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от физической опасности - военные, правовые, медицинские институты.

16. Структура социального института.

Каждый из институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это неосновные или подчиненные институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией.

Структуру социального института образуют:

- социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

- совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

- система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

- идеологические обоснования деятельности социального института;

- социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

(из лекции)

Структура совр. соц. института:

- статусно-ролевой набор данного института. наиличие нормы института реалзиуется в его статусно-ролевом наборе. статус - позиция в обществе с закреплённым набором прав и обязанностей. роль - реализация этого статуса.

- кодекс поведения (устный, письменный)

- символы (флаг, герб итд)

- материальные носители

- идеология

Вертикальный способ взаимодействия института и личности - тоталитаризм.

Горизонтальный способ - демократия.

17. Распределение социальной нормы в обществе.

Социальные нормы - это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

В основе возникновения социальных норм (общих правил) лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают в себе абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Наши рекомендации