Потребности и интересы в системе мотивации труда
Тема 9. Мотивация труда
Все многообразие деятельности человека обусловлено существующими потребностями, которые являются источником мотивации трудового поведения. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Потребности человека являются его внутренним побудителем к активности в различных сферах деятельности.
В процессе мотивации труда необходимо учитывать полноту человеческих потребностей, приоритеты и уровни удовлетворения потребностей, индивидуальные особенности человека, которые порождают многообразие потребностей, а также динамику развития потребностей, определяемую множеством внешних и внутренних факторов жизнедеятельности человека.
Существует множество классификаций потребностей. Традиционная классификация разработана А. Маслоу, она рассмотрена в предыдущем параграфе.
Особого внимания требует рассмотрение видов потребностей, определенных их мотивационно-трудовым характером. К ним относятся:
- потребность в самовыражении, через творчество в труде, через реализацию индивидуальных способностей;
- потребность в самоуважении (в отношении результатов своей трудовой деятельности);
- потребность в самоутверждении, отражающая реализацию трудового потенциала работника на благо предприятия;
- потребность в признании собственной значимости как работника, в признании весомости трудового вклада в общее дело;
- потребность в реализации социальной роли, определяемая занимаемым социальным статусом и его ростом;
- потребность в активности, в основном связана с жизненной позицией человека и заботы о собственном благополучии;
- потребность в самовоспроизводстве как работника и как продолжателя рода, обусловлена необходимостью обеспечивать благосостояние свое и своей семьи, развития в свободное от работы время;
- потребность в стабильности, как в отношении стабильности работы, так и в отношении стабильности условий, необходимых для достижения поставленных целей;
- потребность в самосохранении реализуется в заботе о своем здоровье, в нормальных условиях трудовой деятельности;
- потребность в социальных взаимодействиях реализуется в коллективном труде.
Выделяют потребности общественные и личностные (индивидуальные).
Общественные потребности представляют собой совокупность производственных и жизненных потребностей. Производственные потребности связаны с обеспечением процесса производства всеми необходимыми его элементами. Жизненные потребности в свою очередь, включают совместные жизненные потребности людей (образование, здравоохранение и др.) и личные потребности людей.
На формирование общественных потребностей оказывает влияние факторы, характеризующие особенности развития страны, а также уровень развития производительных сил. Совершенствование производительных сил предполагает и развитие самого человека как работника и как личность, что, в свою очередь, порождает все новые личные потребности.
По содержанию потребности бывают:
- жизненно важные (они обеспечивают минимум, необходимый для жизни человека);
- обычный или нормальный стандарт потребностей, сложившейся в данной социальной группе в данном обществе;
- элитные потребности (свойственны не всем работникам);
- извращенные потребности, противоречащие интересам общества и индивидов.
Процесс формирования и удовлетворения потребностей, а, следовательно, и процесса мотивации, можно представить в виде шести этапов[1]:
1. Возникновение потребности, то есть ощущение работником нехватки чего-либо и необходимости устранить проблему.
2. Поиски объектов удовлетворения потребности.
3. Выбор способа достижения желаемого, что и формирует мотив деятельности.
4. Выполнение намеченных действий, необходимых для достижения желаемой цели.
5. Достижение поставленной цели, то есть получение желаемого результата.
6. Устранение потребности, то есть их удовлетворение.
Важно знать, что потребности только тогда становятся внутренним побудителем к трудовой активности, когда осознаются самим работником. В этой ипостаси потребности приобретают форму интереса. Поэтому интерес – это конкретное выражение осознанных человеческих потребностей.
Любая потребность может быть конкретизирована во множестве интересов. Например, потребность удовлетворить чувство голода конкретизируется в различных видах продуктов питания, которые все могут удовлетворить эту потребность. Поэтому потребности говорят нам о том, что необходимо человеку, а интересы – как удовлетворить эту потребность, что для этого нужно сделать.
Виды интересов многообразны так, как и потребности их порождающие. Интересы бывают личные, коллективные и общественные, все они постоянно пересекаются и порождают многообразие социально-трудовых отношений. Интересы могут быть материальными (экономическими) и нематериальными (к общению, сотрудничеству, культуре, к знаниям).
Интерес является также и общественным отношением, так как складывается между личностями по поводу предмета потребности.
Потребности лежат в основе формирования ценностей и ценностных ориентаций. Ценность – это значимость, важность чего-либо для человека, социальной группы, общества в целом. Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества, определяемая не свойствами этих объектов самими по себе, а вовлеченностью объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений[2]. Ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к ценностям, ориентир человеческого поведения.
Ценности бывают: материальные, социальные, духовные, культурные, политические. Основополагающими человеческими ценностями являются: здоровье, материнство, богатство, власть, статус, уважение, справедливость и др.