Теория социального поведения
Приступая к изучению теории социального поведения, необходимо вспомнить, что предметом социологии у П.А. Сорокина (ранний период) выступает «поведение людей, живущих в среде себе подобных».
Простейшей формой общества, по его мнению, выступает «социальное взаимодействие» двух индивидов.Основные исследовательские усилия первого тома «Системы социологии направлены как раз на изучение структуры «социального взаимодействия».
Следует заметить, что к этому понятию прибегали многие русские социологи – Н.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, Е. Де Роберти и другие, но П.А. Сорокин впервые создает развернутую концепцию «социального взаимодействия». Он объявляет «социальное взаимодействие» родовым типом различных проявлений общества как «системы систем».
При рассмотрении структуры «социального взаимодействия» П.А. Сорокина можно выявить взаимосвязь трех ее основных элементов: индивидов (минимум двух), «актов» (или действий их) и «проводников» (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.) этих действий. Следует заметить, что каждый из перечисленных элементов анализируется П.А. Сорокиным в специальных главах первого тома книги с привлечением широкого круга мировой социологической, психологической и прочей гуманитарной литературы, которая критически им обобщается.
Рассматривая структуру «социального взаимодействия» социальных групп П.А. Сорокин предлагает также классификацию различных форм такого взаимодействия:
взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;
взаимодействие сходных и несходных лиц;
взаимодействие одностороннее и двустороннее;
взаимодействие длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное и солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
Под социальной группой вообще П.А. Сорокин понимает форму взаимодействия, деятельности людей. П.А. Сорокин приводит обширный материал, охватывающий расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные, государственные группы.
Затем он классифицирует ее и выводит типологию групп:
элементарные (простые);
кумулятивные (сложные).
Элементарная группа – единение людей вокруг одного из признаков – пола, возраста, языка, профессии, веры, доходов и т.д.
К кумулятивным группам относятся класс, нации, народности, элиты.
В свою очередь эти два типа групп видятся П.А. Сорокину в трех системных видах:
1) закрытые,
2) открытые,
3) промежуточные.
«Закрытые» – принадлежность к ним не зависит от воли индивида – половая, расовая, национальная группировка, каста, первичная семья.
«Открытые» – принадлежность к ним зависит от воли, сознательного выбора, наличествует свободная циркуляция индивидов – партийные, профессиональные группировки.
«Промежуточные» – сочетающие частично свойства двух предыдущих – класс, сословие, вторичная семья.
Условия возникновения, сохранения и распада групп: космические или физико-химические, биологические и социально-психические.
П.А. Сорокин решает вопрос о социальной интеграции, типе интегральных связей и их основе. Здесь особое внимание следует обратить на факторы социальной интеграции (или социализации) общественной жизни, которые П.А. Сорокин считает наиважнейшими.
1. Космическо-географические: климат, территория и т.п. Так, холодная русская зима, считает он, интегрировала в единое целое многие стороны народного быта и культуры: избу, печь, валенки, полушубок, заунывные под вьюгу песни, особые обычаи и развлечения.
2. «Биолого-физиологическая» социализация: основные инстинкты и стимулы, заставляющие людей вступать в многочисленные взаимодействия. Например, половой инстинкт лежит в основе самых разнообразных социальных явлений: проституции, супружеского союза, актов умыкания женщин, религиозного гетеризма, многоженства и т.д.
3. «Психологическая социализация» – коллективные нормы, ценности и т.д. составляют подлинную объединяющую силу всех общественных явлений.
Следует заметить, что эта установка на психофизиологические механизмы интегрального фактора всей общественной жизни наблюдается у П.А. Сорокина в его «Социологии революции» (1925), где причины всех великих революций или иных схожих явлений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).
Социальная стратификация и социальная мобильность
Теория социальной стратификации и социальной мобильности утверждает, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по различным критериям.
Критерии стратификации
уровень доходов;
виды деятельности;
политические взгляды;
культурные ориентации и т.д.
Проблема социальной стратификации и социальной мобильности раскрываются в книге П.А. Сорокина «Социальная и культурная мобильность» (1927 г.). В этой работе впервые введены такие термины, как «социальная мобильность», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.
По П.А. Сорокину, социальная стратификация – это дифференциация в определенной совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния.
П.А. Сорокин считает, что социальная стратификация и социальная мобильность – естественное и неизбежное явление, это постоянная характеристика любого организованного общества.
Конкретные проявления социальной стратификации весьма многочисленны. Однако, как считает П.А. Сорокин, их можно свести к трем основным формам.
Формы социальной стратификации по П. Сорокину:
экономическая (признак: беден – богат);
политическая (признак: властвующий характер деятельности);
профессиональная (признак: престижный – не престижный труд).
Все эти формы находятся во взаимосвязи друг с другом: представители высших политических кругов, как правило, относятся и к высшим экономическим и профессиональным слоям. И наоборот, неимущие, как правило, не занимают престижные места в политической сфере.
Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах. Нестратифицированное общество есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике.
Однако это не означает, что социальная стратификация по своим качественным и количественным параметрам остается неизменной. Напротив, социальная стратификация любой группы зависит от социокультурного характера общества и его членов.
Под социальной мобильностью П.А. Сорокин понимает переход индивида из одной социальной позиции в другую. Меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другую группу (страту). Социальная мобильность – это естественное состояние общества и включает не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком.
Проявляя социальную мобильность, индивиды перемещаются вертикально и горизонтально по «скелету» социальной структуры общества.
Горизонтальная мобильность–переход в группу, находящуюся на том же уровне социальной стратификации (например, сельский житель становится городским, профессия и уровень доходов не меняются; повторный брак, перемена места работы при сохранении профессионального статуса и т.д.).
Вертикальная мобильность– переход в иерархическом порядке (из низшего страта в высший или наоборот).
Виды социальной мобильности:
мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая),
по форме (коллективная и индивидуальная),
по интенсивности и масштабности.
По степени перемещения индивидов различаются подвижные и неподвижные типы обществ. В реальной жизни, отмечает П.А. Сорокин, нет как абсолютно подвижных, так и абсолютно неподвижных обществ – между полюсами существует множество средних, промежуточных типов. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в так называемых недемократических странах и наоборот.
Так как вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, постольку в каждом обществе есть своеобразие «лестницы», каналы социальной циркуляции, по которым люди могут перемещаться из одного слоя в другой. К наиболее важным таким каналам социолог относит институты армии, религии, образования, политических партий, коммерции и семьи.
. Социокультурная динамика
Изучая данный вопрос, следует подчеркнуть, что в работе «Социальная и культурная динамика» П.А. Сорокин рассматривает общие черты социокультурных изменений.
1. Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций.
2. Человеческая личность формируется под влиянием целого ряда факторов:
a. бессознательных (рефлексы),
b. биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т.п.),
c. социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов.
3. Человек создает новую реальность – суперорганический или культурный мир.
4. Культурные системы организуются вокруг центральных ценностей или принципа, которые придают им порядок и единство. Отсюда анализ социальной жизни должен быть подчинен исходному примату культурных ценностей.
5. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода путем нахождения центрального принципа (смысла), который пропитывает все составные части какой-либо культуры.
6. Если акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то это чувственный образец культурных ценностей, на воображении и разуме – нечувственный.
В культуре человечества П.А. Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем. К основным культурным системам социолог относит язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей.
Кроме этих обширных систем есть еще более обширное культурное единство, обозначенное П.А. Сорокиным как социокультурные системы, которые различаются в зависимости от характера своих основных ценностей. По мнению ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены друг друга.
Используя логико-смысловой анализ истории, П.А. Сорокин выделил три типа культуры (социокультурных систем). Две чистые их формы – идеациональная и чувственная (идейная). Третья – смесь обеих (интегральная).
Идеациональная суперсистема – господство религиозной истины как единственной реальности и ценности (средневековье в Европе). Экономика, политика, право, мораль, философия, искусство были подчинены теологии.
Чувственная суперсистема базируется на том, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой (чувственные ценности). Акцент на такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажда власти и славы. Религиозные ценности остались, но они признаются только на словах.
Изредка появляется и расцветает на короткое время третий тип – идеальный (интегральный) – промежуточный между чувственным и идеациональным. Он сочетает в себе многообразие сверхчувственного, рационального и чувственного. История человеческой цивилизации знала, хотя и непродолжительные, периоды, когда господствовала интегральная суперсистема. Например, греко-римская культура IV – VI вв. до н.э., европейская культура XIII в.
Начиная с XX века на смену чувственной культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей ценности «бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и надрационально-сверхчувственного аспектов».
Социолог прогнозировал, что с переходом от чувственной культуры к новому интегральному циклу произойдет преодоление нынешнего кризисного состояния, при котором невиданный расцвет науки, технологий, образованности сочетается странным образом с войнами и революциями, межчеловеческими раздорами и обесцениванием человеческой жизни.