Социология феноменологическая


конкр. образом, и рассмотрения их в кач-ве свидетельства, рассматриваемого образца. Т.о., процесс перевернут, и конкр. моменты рассматриваемого об­разца используются затем как доказа­тельства существования самого образца. «Док. метод» состоит в рассмотрении ак­туальной видимости как «док-та», «ука­зывающего на», «свидетельствующего в пользу» предполагаемого рассматривае­мого образца. Рассматриваемый образец не только выводился из индивидуальных док. свидетельств, но эти индивидуаль­ные док. свидетельства в свою очередь строятся на основе того, что известно о рассматриваемом образце; каждый из этих элементов используется для разра­ботки др.

С.ф. доказывает, что соц. жизнь «по своей сущности рефлексивна». Члены об-ва постоянно соотносят аспекты дея­тельности и ситуаций с предполагаемы­ми образцами и подтверждают сущест­вование этих образцов обращением к ча­стным случаям их проявления. Т.о., члены об-ва создают отчет о соц. мире, к-рый не только придает смысл и объясняет, но в действительности и создает этот мир. «Индикативность» означает, что смысл любого объекта или деятельности вытекает из их контекста, он «индекси­руется» в конкр. ситуации. В рез-те это­го любая интерпретация, объяснение или отчет, сделанные членами об-ва в их повседневной жизни, становятся соотне­сенными с конкр. обстоятельствами или ситуациями. Для членов об-ва смысл то­го, что происходит, зависит от способа, к-рым они интерпретируют контекст рассматриваемой деятельности, В этом отношении их понимания и отчеты ин­дикативны: они формулируют смысл в терминах конкр. состояния среды.

Феноменологи очень критично отно­сятся к др. направлениям соц-и. Они считают, что «обычные» социологи не поняли природу соц. реальности, по­скольку соц. мир они рассматривают, как если бы это была объективная ре­альность, независимая от анализа и ин­терпретации членов об-ва. В противовес этому феноменологи доказывают, что

соц. мир состоит не из чего иного, как из конструктов, анализа и интерпрета­ций своих членов. Следовательно, рабо­та социолога состоит в том, чтобы объ­яснить методы и аналитические про­цедуры, используемые членами об-ва для конструирования своего соц. мира. Согласно представлениям этнометодо-логов именно эту работу обычная соц-я так и не смогла сделать. Для феномено­логов почти нет разницы между тради­ционными социологами и чел. с улицы. Они доказывают, что методы, исполь­зуемые социологами в своих иссл-ях, в основе аналогичны тем, что используют­ся людьми в повседневной жизни.

Позиция феноменологов была под­вергнута основательной критике А, Го-улднером за то, что они обращаются к тривиальным аспектам соц. жизни и от­крывают вещи, к-рые все уже знают. Критики С.ф, считают, что она не уде­ляет должного внимания тому, что ана­литические процедуры членов об-ва проводятся в рамках системы соц. отно­шений, включающих властные различия. Мн. феноменологи не принимают во внимание все то, что не признано и не учитывается членами об-ва. Они полага­ют, что если люди не признают сущест­вование объектов и событий, то эти объ­екты и события на них не влияют. Вме­сте с тем заслугой С.ф. явл. интересная постановка актуальных методол, про­блем.

Лит.: Гуссерль Э. Идеи к чистой фено­менологии. М., 1994; Култыгин В.П. Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Шюц А. Избр. Мир, светящий­ся смыслом. М., 2004; Гуссерль Э. Избр. работы. М., 2005; Гарфинкель Г. Иссл-я по этнометодологии. СПб., 2007; ffusseri Ε. Erfahrung und Urteil. Hamburg, 1954; Schutz A. Der Sinnhafte Aufbau der Sozialen Welt. Wien, 1960; Garfmkel H. Studies in Etnomethodology. Englewood Cliffs, 1967; Goldner A. W. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970; Zimmerman D.H., Wieder D.L. Ethnomethodology and the Problems of Order: Comment on Denzin // Understanding Everyday Life. L., 1971.

В.П. Култыгин

4S7

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-

I.Относительно самостоятельная от­расль социол. науки, исследующая эко­номику как ч. социетальной системы, неэкон. факторы развития экономики, мотивы и соц. смысл экон. поведения людей. Осн. задачи С.э.: 1) выработка науч. обоснованных представлений о ха­рактере и рез-тах взаимовлияния экон. и соц. процессов; 2) разработка рекомен­даций по оптимизации соц.-экон. управ­ления об-вом с учетом имеющихся экон. и неэкономических ресурсов.

Понятие «С.э.» вошло в науч. оборот в кон. 19 — нач. 20 в. Э. Дюркгейм в ос­нованном и издаваемом им журнале «Социол. ежегодник* выделил разд. «Экон. соц-я». В 1903 бельгийский со­циолог Г. де Грееф издал первую моно­графию «Экон. соц-я», где сформулиро­вал свое понимание предмета и метода экон. соц-и. В учеб. по соц-и В. М, Хво-стова (1917) был выделен разд. «Экон. соц-я».

Становление С.э. было подготовлено интеграцией экон. и социол. знания, вы­звано объективными обществ, потребно­стями. Истор. предпосылки формирова­ния С.э. связаны, во-первых, с активным развитием кап. способа производства и рыночными принципами регулирования экономики; во-вторых, с формировани­ем ин-тов гражд. об-ва. Теор. предпо­сылки созданы развитием экон. теории, соц. философии и социол. науки. Во 2-й пол. 18 в. представители классической школы полит, экономии (А. Смит, Д. Ри-кардо) выдвинули идеи о соц. природе экон. жизни, соц. функциях экономики, проблемах и противоречиях хоз. жизни. Теор.-методол. предпосылки С.э. созда­ются в сер. 19 — 1-й пол. 20 в. Сущест­венный вклад в этот процесс внес К. Маркс. Применив диалектико-мате-риалистический метод к анализу капита­лизма, он выявил глубокую взаимосвязь экономики и гражд. об-ва. Объяснение природы этой взаимосвязи привело Маркса к выводам, к-рые легли в основу социоло го -экономического знания. В их числе: взгляд на экономику как одну из сфер об-ва, тесно взаимодействующую

с др. сферами: идеологией, политикой, правом и на этой основе оказывающую определяющее влияние на соц. процес­сы, к-рые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на экономику; обос­нование соц. формы труда как единства идеальной и материальной деятельности людей; соц. интерпретация экон. зако­нов и категорий; анализ сознания и по­ведения реально функционирующих экон. субъектов в причинно-следствен­ной связи с их жизненными потребно­стями и коренными (в т.ч. кл.) экон. ин­тересами.

Развитие соц-и как науки обусловило идеи «социологизации» экон. знания за счет применения позитивного метода к анализу экон. явлений (О. Конт). Дюрк­гейм дал обстоятельный социол. анализ экон. процесса разделения труда, создал теорию обществ, солидарности. М. Вебер исследовал влияние соц. ин-тов (рели­гии, политики) на экон. жизнь, взаимо­действие хоз. идеологии и экон. орг-ции. Г. Зиммель дал социол. интерпретацию такой экон. категории, как деньги.

В 1920-е гг. в США изучение соц. ме­ханизмов промышленного производства обусловило активное развитие индустри­альной соц-и, постепенно эволюциони­рующей в С.э.

Во 2-й пол. 20 в. амер. социологи Т. Парсонс и Н. Смелзер в работе «Эко­номика и об-во» обосновали экон. сои-ю как отд. науч. отрасль на «стыке» экон. теории и соц-и, исследующую воздейст­вие соц. ин-тов — полит., правовых, ре-лиг, и др. на экон. жизнь об-ва. Методол. важным представляется и вопр. выявле­ния факторов и способов интеграции личности в экономику.

В России С.э. возникла как под влия­нием западноевропейской и амер. соии-ол. культуры, так и в рез-те длительного процесса эволюции отечественных со-циолого-экономических идей. Большой вклад в формирование теор. и эмпириче­ских предпосылок С,э. внесли работы по социол. изучению села (А.Н. Энгель-гардт, Д.А. Столыпин, К,Р. КачоровсюЩ. В.М. Чернов и др.). Науч. традиции, за­ложенные этими авторами, дают возмож-



СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ность совр. исследователям углубить представления о крестьянстве и методо­логии его изучения, лучше понять истоки проблем и противоречий в аграрной сфе­ре. Иссл-я социально-трудовой сферы базируются на трудах российских эконо­мистов: П.Б. Струве, М.И. Туган-Бара­новского, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаяно­ва и др., теор. обоснованно поставивших вопр. о необходимости расширения ана­литических границ политэкономии в све­те социол. концепций. На эти подходы опираются совр. исследователи (Т.И. За­славская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, В.В. Радаев, В.И. Верховин, В.И. Доб-реньков и др.), разрабатывающие данную область социол. знания.

Теор. обоснование объекта экон. соц-и как области взаимодействия экон. и соц. процессов в контексте взаимосвя­зи двух сфер об-ва: экон. и соц. дано в работах Заславской и Рыбкиной, Ими выделено теор. ядро С.э. — «соц. меха­низм развития экономики». Эмпириче­ское изучение специфики данного взаи­модействия в реальной полит, среде и духовной сфере, включающей культуру, обществ, идеологию и психологию, кон­кретизировало данный подход. По опре­делению В.Э. Бойкова, объект изучения С.э. можно представить как механизм взаимодействия экон. и соц. процессов на разл. уровнях орг-ции об-ва и произ­водства, функционирующий в контексте доминирующих экон. укладов, сложив­шейся соц. стратификации и полит, сис­темы об-ва.

В определении предмета С.э. про­дуктивным явл. обоснование Заслав­ской и Рыбкиной положения о чел. факторе соц.-экон. развития (соц. гр.) как ядре системы связей между эконо­микой и сои. сферой об-ва и активной силе эволюции об-ва. Предметная об­ласть включает изучение экон. потреб­ностей и интересов разл. соц. гр., слоев и общностей, доминант их экон. созна­ния и поведения и др. качественных характеристик.

Экономико-социологические иссл-я в этом направлении могут способство­вать науч. обоснованному решению

управленческих задач. Существенными из них представляются след.: определе­ние реальных чел. ресурсов системных преобразований в об-ве, соц. потенциа­ла развития конкр. регионов и отраслей экономики, предупреждение соц. кон­фликтов в сфере производства, станов­ление соц. партнерства как способа взаимоотношений труда и капитала.

Лит.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 199 J; Радаев В.В. Экон. соц-я. М., 1997; Рыв­кина Р.В. Экон. соц-я переходной Рос­сии. Люди и реформы. М., 1998; Заслав­ская Т.И. Совр. росийское об-во. Соц. механизм трансформации. М., 2004; Соц-я / Под ред. В.М. Бойкова. М., 2004; Экон. соц-я / Отв. ред. В.И. Верховин. М-, 2006; Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. Ν.Υ., 1965; Economy and Society: Overviews in Economic Sociology / Ed. by A. Martinetli, N. Smelser. Bristol, 1990.

Л.Д. Чернышева

П. Отрасль социол. науки, изучающая комплекс явлений и процессов, прояв­ляющихся во взаимозависимости между соц. и экон. сферами обществ, жизни.

Первые социоэкономические подхо­ды к анализу чел. деятельности были на­мечены еще в трудах Аристотеля. Истоки совр. С.э. лежат в работах классиков по­литико-экономической теории: А. Сми­та, Д, Рикардо, И. Бентама, Дж. Милля, К. Маркса, а также в трудах нем. «истор> политэкономической школы (В. Рошер, Б. Гильдебранд, Г. Шмоллер, Л. Брента-но, К. Бюхер). Дальнейшее развитие С.э. получила в работах М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, Т, Веблена, Т. Парсонса, Н. Смел-зера, А. Этциони, М. Грановеттера.

Осн. концептуальные подходы в С.э. лежат между двумя крайностями, опре­деляемыми «моделями обществ. чел>. Первая крайность — это «чел. экон.»: мотивированный почти всецело экон. интересами, «атомизированный», т.е. ис­пытывающий миним. влияние со сторо­ны любых соц. структур, рациональный, хорошо информированный и действую­щий в русле личного эгоизма. Вторая



СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ

крайность — «чел. социол.», для к-рого гл. мотивации лсятелыюси-t лежат в сфе­ре сохранения (или желательной транс­формации) его окружения в виде соц. структур — от семьи ло об-на в целом. Такой чел. соотв. в большой степени подчиняется нормам, табу и неформаль­ным предписаниям сои. окружения.

С.э. в своих моделях представляет чел. в его экон. деятельности как актора, наделенного сложной системой интере­сов и действующего в разных ролях, функциях и статусных позициях, прояв­ляя волю, гибкость и собственное виде­ние будущего. Этот человек включен в сложную структуру производства, рас­пределения и потребления товаров и услуг, но одновременно — в комплекс полит., образовательных, религ.-идеол., общинных, эти им. и др. формальных и неформальных систем, сетей и пр. ии-тов.

Осп. направления иссл-й и подходы совр. С.э.:

•cou-я рационального выбора; сете­вой подход;

• новый институиионализм;

• культ.-истор. подход;

• этнографический подход.

При этом в той или иной мере учи­тывается и оценивается как система соц.-экон. ролей чел. (предприниматель, менеджер, наемный работник, рантье, кормилец семейства и т.д.), так и его ролевое поведение в разнообразных хоз.-экон. структурах, в которые он включен и с к-рыми он взаимодействует.

Подходы С.э. широко применяются в таких сферах практико-ориентированной деятельности, как индустриальная соц-я. соц-я обшностей. соц-я власти и др.

Лит.: Смеллер И. Сои-я (Курс лек­ций). М., 1998; Парсонс Т. О структуре сои. действия. М., 2000: Pachiee В.В. Экон. cou-я: Курс лекций. М.. 2000; Ве­дер М. Протестантская этика и дух капи­тализма // Вебер М. Избр. М., 2006.

Л.С. Черной

СОЦИОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ -

ч. соииол. пауки (наряду с сои-ей теор.). цель к-рой — выявление тенденций π закономерностей развития исследуемых

объектов путем получения и анализа фактического (конкр.-соииол.) материа­ла. С.э. представляет собой сложный комплекс конкр. соииол. иссл-й, к-рые формируют фактическую базу соц-и, осуществляя се связь с практикой и сои. опытом.

Метода!, эмпирическое знание может быть получено восходящим или нисходя­щим способами, т.е. от частного (конкр.) к общему (абстрактному) или наоборот. Внутри С.э. выделяют два направления: первое ориентировано на создание спе­циальных соииол. теорий (cou-я села, молодежи и т.д.), второе — на решение сугубо практических задач преимущест­венно в рамках сои. инженерии (получе­ние практических рекомендаций по управлению, маркетингу, формированию обществ, мнения и т.п.). Метод, подходы получения эмпирического материала подразделяются па количественные (стат.) и качественные. При первом подходе осн. метолом сбора информации считает­ся проведение массовых опросов посред­ством структурированного инструмента­рия (анкеты). Эти опросы проводятся па базе выборочных совокупностей, к-рые. как правило, формируются на основе данных гос. статистики. В наст, время перспективной методикой сбора первич­ной информации становится Web (on-line ι опросы. При втором подходе осн. мето­дами явл. фокусированное, нарративное, лейтмотивное интервью и наблюдение. Наиб, актуальная проблема при первом подходе — получение репрезентативных данных, при втором — обоснование перехода от частного к общему. Эмпири­ческий материм представлен данными полученными в ходе анкетных опросов, интервьюирования, наблюдения, экспе­римента, а также данными стат.. тексто­выми и т.д.

Независимо от того, какими метола-ми был получен эмпирический матери­ал, предполагается его формализация проводится онераииоиализация поня­тий, используются эмпирические инди­каторы (показатели) и индексы. Вслед за сбором фактического материала и его формализацией применяются методы



СОЦИОМАТРИЦА

обработки полученного материала, пре­жде всего, матем., к-рые соответствуют логической схеме анализа, разработан­ной исследователем. Существует т.н. первичный и вторичный анализ инфор­мации, т.е. обработка и интерпретация нового материала или уже изучавшегося ранее. На завершающем этапе проводят­ся анализ и обобщение обработанного материала, выявляются искомые тенден­ции, закономерности развития изучае­мых объектов.

Истор. истоки С.э. находятся в соц. статистике. Ведущее место в сборе стат. фактов занимала Великобритания, по­этому именно британская соц-я заложи­ла в сер. 19 в. основы С.э. В 1920-е гг. центр развития С.э. смещается в США. Поворотным пунктом этого процесса считается изд. в 1918 работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». К сер. 20 в. С.э., опираясь на доминировавшие в те гг. в соц-и принципы позитивизма, получила широкое распространение во мн. зап. странах. В 70—80 гг. 20 в. С.э. становит­ся в этих странах особой отраслью инду­стрии, зачастую неправомерно претен­дуя на роль соц-и как таковой. В кон. 20 в. преобладающей стала т.з. об огра­ниченности позитивистских принципов построения соц-и и необходимости со­размерности С.э. и соц-и теор.

Рус. С.э. нач. формироваться в 1870-х гг.. когда соц. обследования проводились земствами, собравшими уникальный по достоверности и объему фактический материал подворных переписей. Процесс институциализации соц-и в России на­чался в 1916 с созданием Рус. социол. об-ва им. М.М. Ковалевского, В 20-е гг. 20 в. советская С.э. характеризовалась рос­том прикладных иссл-й, но в 30—50-е гг. ее развитие было прервано из-за призна­ния соц-и буржуазной лженаукой. Воз­рождение советской С.э. началось в 1960-х гг. Этот этап связан, прежде все­го, с такими учеными, как Г.В. Осипов, А. А. Зворыкин, А. Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др. Проведение большого кол-ва прикладных иссл-й позволило провести интересные разработки проблем

брака и семьи и др. В 1969 был создан ИКСИ АН СССР. Поскольку истор. ма­териализм официально считался базис­ной теорией советской соц-и, то в 70—80-е гг. 20 в. более интенсивно разви­валась именно С.э., однако адм. вмеша­тельство в науч. деятельность негативно отражалось и на ней. Становление рос­сийской С.э. с нач. 90-х гг. 20 в. происхо­дило в условиях свободы концептуально­го и тематического выбора иссл-й. Было организовано большое кол-во частных социол. лабораторий, центров. В иссл-ях преимущественно использовались разра­ботки зарубежных социол. школ, прежде всего амер., что отчасти приводило к не­объективно заниженной оценке отечест­венного опыта развития С,э,

Лит.: Батыгин Т.С, Лекции по мето­дологии социол. иссл-й. М., 1995; Тел­ешова Ю.Н. Измерение в соц-и. М., 1998; Татарова Г.Г. Методология анали­за данных в соц-и (введение): Учеб. М., 1999; Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифо­творчество. М., 2002; Беляева Л.А. Эмпи­рическая соц-я в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпири­ческая соц-я в Зап. Европе. М., 2004; Ионш Л.Г. Философия и методология эмпирической соц-и: Учеб. пособие. М., 2004; Рабочая кн. социолога. М., 2007; М. Cook, D. Thomas, СИ. Reinhardt. Quali­tative and quantitative Methods in Research Evolution. Beverly Hills, 1979.

B.B. Локосов

СОЦИОМАТРИЦА- способ представ­ления данных, полученных с помощью социометрических методов (прежде все­го социометрического опроса). С, по­строенная по данным опроса малой гр., представляет собой квадратную табл., состоящую из нулей и единиц. На пере­сечении /-й строки/-го столбца стоит I, если j'-й член гр, выбирает у'-го в ответе на данный вопр., и 0 в противном случае (каждому социометрическому вопр. со­ответствует одна С). С. используется в кач-ве исходной при разл. методах обра­ботки социометрических данных (расче­ты социометрических индексов, выделе­ние подгрупп и др. подструктур и т.п.).



СОЦИОМЕТРИЯ

Определение С. фактически совпада­ет с определением матрицы смежности вершин графа, поэтому теория графов и матричный анализ широко используют­ся при анализе С. В части., для изучения опосредованных связей между членами гр. могут быть построены матрица до­стижимости и матрица расстояний меж­ду вершинами графа.

Разновидностью С. явл. взвешенная С, к-рая строится по данным опроса в том случае, если межличностные отно­шения измерены с помощью шкаты бо­лее высокою уровня, чем дихотомиче­ская шкала (состоящая только из Он I). В ЭТОМ случае на пересечении /-Й строки и у-го столбца С. стоит величина, полу­ченная в рез-те измерения отношения ί-ιο члена к у'-му члену гр. (напр., вес выбора, интенсивность симпатий, отри­цательные значения, соотв. «отвержени­ям», и т.н.).

При определении позиционной структуры малой гр. используются мат­рицы образов, к-рыс фиксируют нали­чие или отсутствие связей между соц. позициями. Матрица образов имеет раз­мерность р'р, где ρ — кол-во выделен­ных позиций в структуре гр. Элементами матрицы образов могут быть 1 (наличие связи между позициями) и 0 (отсутствие связи между позициями).

См. также: Социометрия, Социограм-ма. Обработка данных социометрических.

Лит.: Knoke D.. Kuklinski J. Η. Network Analysis. Beverly Hills, 1982. P. 42-50; Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications. N.Y., 1994! P. 417-423.

E.B. Жулькевская, В. И. flauuommo

СОЦИОМЕТРИЯ(от лат. socictas - об-во и греч. metreo — меряю) — в узком зна­чении — область сои. психологии, свя­занная с изучением межличностных от­ношений в малых соц. гр. Термин С. возник в 19 в. для обозначения приме­нения матем. методов в соц. науках, тем не менее такое широкое его понимание не получило распространения. Новое значение термину придал Дж. Морено, к-рый предложил специальные теорию и

методы С. В дальнейшем методы отде­лил ись от теории и стали использоваться независимо. Вот почему часто под С. понимают методы иссл-я структуры межличностных отношении в малой сон. гр. путем изучения выборов, сделанных членами гр. по тем или иным социомет­рическим критериям. Одним из осн. со­циометрических методов явл. социомет­рический опрос, а социометрическим критерием — вопр. социометрической анкеты (теста).

Респондентам предлагается избрать одного или неск. членов гр., к-рая изу­чается (чаще всего для совместной дея­тельности в прожективной ситуации). Таким опрашиванием явл., напр. опра-шнвание членов производственной брига­ды с помощью анкеты, к-рая включает вопр. наподобие такого: «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней. если бы бригада формировалась зано­во?». В ответ на каждый подобный вопр. респонденты должны указать номера членов бригады, фамилии к-рых есть в специальном списке, к-рый прилагается к анкете.

Социометрическое опрашивание су­щественно отличается от др. видов соии-ол. опрашивания характером первичных данных, средствами их представления, процедурой, методами анализа собран­ной информации. В отличие от др. ви­дов опрашивания, рез-том измерения в данном случае явл. не характеристика респондента (значение признака, изме­ренное с помощью шкалы того ли др. типа), а характеристика взаимоотноше­ний между респондентами. Если при лр видах опроса ответы респондентов на каждый вопр. порождаю! распределение опрошенных по градациями признака, к-рый соответствует опред. вопр., то от­веты членов гр. па опрел, социометриче­ские вопр. порождают (выявляют) струк­туру отношений. Это отличие предопре­деляет разработку специальных средств представления собранных эмпирических данных: указанная структура может иметь неск. вариантов изображения — это специальный рис. или граф (соило-



СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ

грамма), табл. (социоматрица), локо-грамма и др.

Дальнейшее развитие социометриче­ских методов осуществляется, во-пер­вых, путем уточнения интерпретации рез-тов, полученных с их помощью (та­кие работы проводились в рамках т.н. стратометричной концепции малых гр.). Во-вторых, разрабатываются разные мо­дификации процедуры получения дан­ных, к-рые дают возможность расши­рить кл. отношений, изучаемых с помо­щью С. В частн., новые методы дают возможность исследовать не только эмо­циональные межличностные взаимоот­ношения, а и др. отношения между чле­нами гр. К методам получения социо­метрической информации относятся все осн. методы сбора данных, к-рые ис­пользуются в соц-и (опрос, наблюдение, анализ док-тов). К разл. модификациям сбора данных относится, напр. референ-тометрия, к-рая дает возможность опре­делять для каждого респондента тех чле­нов гр., мнение к-рых его в особенности интересует, методику выбора в действии (напр., если ученикам младших кл. или дошкольникам дают пакет календариков и предлагают по одному подарить иек-рым своим друзьям) и т.п. В-третьих, расши­ряется кл. объектов, отношение между к-рыми изучаются с помощью социо­метрических методов. С их помощью ис­следуются, напр. структура сложных орг-ций, взаимоотношения между семь­ями в селах, структура цитирования в науч. публикациях, особенности пьес разных авторов (изучается напряжен­ность отношений персонажей) и т.п.

Развитие С. по указанным направле­ниям обусловило более широкое ее опре­деление: под социометрическими мето­дами стали понимать исследовательские приемы анализа структуры отношений между любыми соц. объектами. Из этого определения вытекает осн. ограничение области использования С: исследуемые соц. объекты (малая гр., предприятие или учреждение) представляют собой опред. систему, изучение совсем не исчерпыва­ется описанием структуры отношений между ее элементами. В части., очевидно,

что изучение малых гр., кроме иссл-я структуры межличностных отношений, должно включать изучение групповых норм и ценностей, соц.-демогр. и др. ха­рактеристик гр., а также связей между разными характеристиками.

Развитие С. привело к возникнове­нию нового направления в соц-и — се­тевого (network), или структурального, анализа.

См. также: Анализ сетевой в социологии, Вес социометрического выбора. Индексы социометрические, Критерий социометри­ческий, Обработка данных социометриче­ских, Подструктура социометрическая, Социограмма, Социоматрица.

Лит.:Волков И. П. Социометрические методы в соц.-психол. иссл-ях. Л., 1970; Паниотто В. И. Социометрический оп­рос // Методы сбора информации в со-циол. иссл-ях. Кн. 1. М., J990. С, 183— 207; Морено Я.Л. Социометрия: Экспе­риментальный метод и наука об об-ве. Пер. с англ. М., 2001.

£ В. Жулькевская, В.И. Паниотто

СПОНТАННОЕ В ОБЩЕСТВЕ- само­произвольные, не инспирированные сознательно соц. явления. Спонтанные явления широко распространены как в об-ве в целом, так и в отд. соц. системах. Таковы, напр., мн. массовидные самосо­вершающиеся процессы: миграция нас, рыночные отношения, формирование разл. общностей (род, племя, нация) и т.д. В сфере обществ, сознания продук­тами спонтанного развития явл. мор., традиции, обществ, мнение и др. Можно сказать, что спонтанность характеризует значительную ч. чел. истории, где она совпадает со стихийностью. Однако в ходе соц. развития С. в о. в известной мере уступает место сознательному на­чалу (цель, план, управление и т.п.). Но даже в самом развитом об-ве спонтан­ные явления имеют большое значение. Наиб, характерное проявление С. в о. -явление самоорганизации социальной в разл. системах социальных. В части., в соц. системах, представляющих собой орг-ции, спонтанное выступает в виде организации неформальной. Вместе с тем



СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА

спонтанные процессы могут вызывать и явления соц. дезорганизации, т.е. отри­цательно влияют на обществ, развитие. Отсюда возникает проблема целесооб­разного воздействия на раз л. спонтан­ные процессы в об-ве, стимулирования и использования одних и торможения, предупреждения др., сочетание спонтан­ного и сознательного факторов в соц. управлении.

Лит.: Пригожим А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990; Он же. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Льюис Р.Д. Деловые культуры в междунар. бизнесе. М., 1998; Приго­жий А.И, Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

А.И. Пригожий

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА- вид, тип обществ, производства, выделенный по признаку его обществ, формы. Обществ, формой, в к-рой идет процесс производ­ства или, что то же самое, функциони­рования производительных сил об-ва, явл. целостная система соц.-экон. (про­изводственных) отношений о пред. типа: первобытных, рабовладельческих, фео­дальных, кап. и т.п. Соц.-экон. отноше­ния суть экон. отношения собственно­сти, всегда проявляющиеся в отношени­ях распределения, а чаще всего также и в отношениях обмена. Система соц.-экон. отношений каждого конкр. типа (об-ществ.-экон, уклад), представляя собой особую форму соединения работников со средствами производства, опред. спе­цифику данного С.п. Если обществ, формой, в к-рой совершается процесс производства, явл., напр., система кап. соц.-экон. отношений, то перед нами кап. производство, или кап. С.п.

Все С.п. можно разделить на осн. и неосновные. Осн. С.п. — такие истор. типы обществ, производства, к-рые явл. одновременно и осн. стадиями его поступательного развития. К осн. С.п. относятся: 1) первобытнообщинный; 2) С.п., существовавший в странах Вос­тока, начиная с древности и вплоть до 20 в., к-рый именуют «азиатским*, или

политарным; 3) рабовладельческий (ан­тичный); 4) феодальный; 5) кап. С.п. Господство в том или ином конкр. отд. об-ве (социоистор. организме) того или иного С.п. опред. его принадлежность к той или иной обществ.-экон. формации.

Кроме осн. С.п. существуют и неос­новные. Они представляют собой лишь типы обществ, производства, но не сту­пени его поступательного развития в це­лом. Одни такие С.п. существуют в том или ином социоистор. организме как до­полнение к осн. С.п. Таково, напр., мел­кое самостоятельное хоз-во крестьян и ремесленников в антич. об-ве, мелко­буржуазный С.п. при капитализме. Были и такие неосн. С.п., к-рые господствова­ли в тех или иных социоистор. организ­мах или их подразделениях. Таковы но­ворабовладельческий (плантационный) С.п. в Бразилии, Вест-Индии и южных штатах США в 19 в., неополитарный (индустриально-политарный) С.п. в СССР и др. странах, к-рые было принято име­новать социалист. Особым явлением был купече с ко- бюргере кий С.п. Возник­нув в феодальном об-ве в кач-ве допол­нения к господствующему С.п., он в ря­де социоистор. организмов стал господ­ствующим (городские республики Ита­лии: Флоренция, Пиза, Генуя и др.).

Лит.: Маркс К. Введение (Из экон. рукописей 1857—1859 гг.) // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Он же. К критика полит, экономии. Предисловие // Та* же. Т. 13; Он же. Капитал. Т. 1 // Там же. Т. 23; Семенов Ю.И. Введение во все­мирную историю. Вып. 1,2. М., 199"— 1999; Он же. Философия истории: об­щая теория, осн. проблемы, идеи и кон­цепции от древности до наших дней М, 2003.

•..•.•.. Ю.И. Семен*

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ-

социол. категория, восходящая к филее представлениям о справедливости, со­отв. этическим теориям, аксиолоп'чг-ским построениям. С.с. явл. одной kj основополагающих ценностей и ведущей идеей мор. и права. С древнейших врг-мен данная идея ассоциировалась о•



СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

всеобщей гармонией, универсальной нормой, космическим законом, требую-шим размеренности и порядка во взаи­модействиях живых и неживых сил. В древности справедливость мыслилась как организующее начало вселенной, необходимое для достижения ее равно­весия, согласованности космических элементов в условиях, когда они сами и их соотношение постоянно изменяются. Применительно к поведению людей справедливость выступает как этическое понятие, указывающее на ценностную измеряемость чел. поступков, на «меру добра и зла» в действиях, к-рыми посто­янно обмениваются члены об-ва. В этом плане справедливость можно рассматри­вать как требование соразмерности меж­ду тем, что каждый делает для др., и тем, что для него делают др. Кто творит доб­ро ближним своим, тот заслуживает доб­ра с их стороны. «Отвечай добром на добро» — давняя и неоспоримая этиче­ская максима справедливости, но у нее есть вторая ч. — «отвечай злом на зло», в отношении к-рой не существует единой этической позиции. Считается справед­ливым уничтожить агрессора, наказать преступника, применять насилие по от­ношению к насильникам, подавлять зло­действо силой, но вместе с тем ряд ре-лиг, течений (напр., христианство) и этических доктрин призывают людей не противиться злому, отвечать добром на зло. Известная формула справедливости, идущая со времен Др. Рима, гласит: «живи честно, не вреди др., воздавай каждому свое», причем последняя ч. мо­жет быть конкретизирована след. обра­зом — «воздавай доброму добром по ме­ре его добра», «воздавай злому злым по мере его зла». Приблизительно в таком виде данная этическая формула входит в совр. нормативное сознание — мор. и правовое.

Концепция С.с. есть этически и цен­ностно обоснованное построение, раз­вернутое на обществ, практику, область действительных экон., полит., правовых, нравственных и иных отношений. Разли­чают формальную и содержательную (субстантивную) С.с. Первая включает в

себя два существенных момента: 1) все участвующие в соц. общении люди должны честно и неукоснительно соблю­дать существующие соц. нормы, мор. предписания, юридические законы, рас­ценивать нарушение последних как во­пиющую несправедливость, независимо от того, по каким мотивам чел. допустил отступление от нормы или нарушил ее; 2) об-во должно твердо и неуклонно придерживаться правил одинакового об­ращения с людьми на основе действую­щих соц. норм. С т.з. формальной спра­ведливости, одинаковое обращение с людьми не означает равного обращения. С равными людьми следует обращаться одинаково по мере их равенства, т.е. в той ч., в какой они равны. С неравными людьми следует обращаться одинаково по мере их неравенства, иначе говоря, учитывать пропорциональные меры в от­ношении лиц разного достоинства. Дан­ный вид соц. справедливости воплощает­ся в формальных нормативных ин-тах об-ва, напр. в законности, «золотом пра­виле» в нравственной сфере, в принципе равноправия, в требовании недопусти­мости двойных мор. стандартов и т.п.

Субстантивная справедливость, к-рая пытается ответить на вопр., что такое справедливость не по форме, а по суще­ству, имеет ряд разновидностей, из к-рых следует выделить дистрибутивную (обращенную к распределительным от­ношениям) и ретрибутивную (направ­ленную на отношения возмездия и воз­даяния) справедливость. Аристотель был первым, кто отграничил элементы со­держательной справедливости от ее фор­мального понимания, указал на распре­делительную справедливость, связав ее со сферой чел. взаимодействий в облас­ти обмена и распределения. В дистрибу­тивной системе или ситуации нек-рое благо (блага) разделяется на доли среди участников распределения по критери­ям, с к-рыми они соглашаются и к-рые они признают справедливыми. Подоб­ные системы присутствуют в политике (распределение власти и властных функ­ций в об-ве), праве (распределение прав и обязанностей между юридическими



СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

субъектами), практически во всех сферах обществ, отношений, включая бытовые, но осн. дистрибутивной системой в об-ве считают распределение собствен­ности и доходов, т.е. экон. распределе­ние, рез-ты к-рого опред. имуществен­ный статус отд. слоев нас, сословий, кл., соц. гр., индивидов, требуют легити­мации на базе опред. критериев С.с. В разное время и в разных об-вах крите­риями, определяющими долю каждого лица в экон. распределении, выступают: «каждому по происхождению и прирож­денному достоинству» (аристократиче­ский принцип), «каждому в равной ме­ре» (эгалитарный принцип), «каждому по кол-ву и кач-ву труда, вложенного в обществ, производство» (социалист, принцип), «каждому по его потребно­сти» (ком. принцип), «каждому по спо­собностям, талантам, заслугам» (мерито-кратический принцип), «каждому по его капиталу» (кап. принцип), «каждому в соответствии с его выигрышем на сво­бодном рынке» (либертарный принцип) и др. Эти критерии в отдельности либо в сочетании берутся за основу при по­строении разл. систем дистрибутивной справедливости. Подъемы и спады инте­реса к дистрибутивным аспектам С,с. в 20 в. связаны с судьбой проектов дости­жения «обществ, благосостояния», «гос-ва всеобщего благоденствия», «соц. гос-ва», задачами борьбы с бедностью, соц. про­граммами помощи малоимущим и не­имущим слоям нас, перераспределения доходов посредством гос. регулирования и т.д.

Идея ретрибутивной справедливости была интуитивно предвосхищена еще в глубокой древности, отражена во мн. ре-лиг, и нравственных убеждениях. Чел., к-рый творит добро для др., делает добро для себя, ибо оно возвращается к нему в виде ответных действий др.; чел., причи­няющий зло др., сам ставит себя под удар ответного зла. Принципиальная возвращаемость к людям добрых и злых дел в замещенном виде есть смысл воз­мездия и воздаяния. В своем практиче­ском значении ретрибутивная справед­ливость выступает как этическое, ценно-

стное обоснование обществ, мер и санк­ций, применяемых в ответ на соц. значи­мый добрый или злой поступок чел., одобряемое или порицаемое его поведе­ние. Позитивная ч. ретрибутивной спра­ведливости связана с поощрением, возна­граждением людей за их общественно-по­лезные достижения, выдающиеся рез-ты, практикой получения наград за подвиги, знаков отличия за успехи и т.д. В др. своей ч. ретрибутивная справедливость требует возмездия за дурные человече­ские дела, наказания за преступления, взыскания за проступки, претерпевание лицом неблагоприятных санкций за дей­ствия, вызвавшие соц. опасные, вред­ные, деструктивные последствия. В этом смысле принципы ретрибутивной спра­ведливости распространяются на случаи нарушения соц. норм, аморальные и противоправные действия, применяются в судебной сфере, как и во всей юриди­ческой практике разрешения конфлик­тов.

Лит.: Кант И. Метафизика нравст­венности // Соч.: В 6 т. Т. 4(2). М., 1966; Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983; Гусейнов АЛ Золо­тое правило нравственности. Μ., 1988; Ролз Дж. Теория справедливости. Ново­сибирск, 1995; Сорокин П.А. Преступле­ние и кара, подвиг и награда. СПб., 1999; Social Justice / Ed. by R. Brand. N.Y., 1962; Resher N. Distributive Justice. N.Y., 1966.

.. ■;■-.■ Г.В. Мальцев

СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ- по О. Кон-

ту: разд. соц-и, предмет к-рого — усло­вия существования и законы функцио­нирования обществ, системы; С.с. пред­ставляет теорию обществ, порядка, орг-ции, гармоничного взаимодействия всех ч. об-ва как целостного организма. С.с рассматривает осн. обществ, ин-ты: семью, гос-во, религию с т,з. их обществ, функций, роли в деле интеграции соци­альной. Семья выступает у Конта как ис­точник мор. воспитания и естеств. база полит, орг-ции об-ва. Семья — храни­тель и передатчик традиций, опыта про­шлых поколений; в семье индивид со-



СТАТИСТИКА

циализируется, приобретает кач-ва, не­обходимые для успешного служения че­ловечеству, изживает природный эгоизм, учится быть альтруистом. Добрые отно­шения между поколениями поддержива­ют обществ, равновесие, баланс между традициями я новаторством. Аналогом семейных отношений в более широком обществ, плане явл. корпорация, осн. на разделении труда. Подчеркивая зна­чение эмоциональных и мор. связей, ак­центируя момент согласия, Конт ото­двигал на задний план экон. связи, хотя и не отрицал их значения. Полит, власть правительства Конт рассматривал как выражение «общего духа», как гл. интег­рирующую силу, а гос-во — как орган солидарности. Превознося достоинства духовной диктатуры, осуществляемой средневековой церковью, Конт видел ее аналог в позитивизме как комплексе идей, принципов и концепций, допол­ненных своеобразным гражд. культом — серией новых обрядов, призванных за­менить традиционные церковные.

Понятие С.с. нашло место в трудах Д. Милля. Согласно Миллю, С.с. опред. «условия устойчивости и обществ, сою­за» и явл. «теорией взаимодействия меж­ду одновременными соц. явлениями». Понятие «С.с.» нашло также примене­ние в «системе соц-и» П.А. Сорокина, отразилось в понятиях «стратегических» и «динамических» законов Ф. Знанецкого. В совр. зап. соц-и понятие «С.с.» транс­формировалось в концепциях структуры социальной, стратификации социальной, институтов социальных, стабильности соц., отношений социальных и др.

Лит.: Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900; МилльД.С. Система логики социол. и индуктивной. СПб., 1914; Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской соц-и. М., 1995; Cours Aim. Comte de Philosophic Positiwe. P., 1830—1832; Comte Aun. Syste-me de Politique Positive. P., 1851 — 1854.

E.B. Ocunoea

СТАТИСТИКА— 1. Вид деятельности, направленный на получение, обработку и анализ информации, характеризующей

количественные закономерности жизни об-ва. В более узком смысле С. — сово­купность данных о к.-л. явлении или процессе.

2. Отрасль обществ, наук (и соотв. ей
науч. дисциплины), в к-рой изучаются
общие вопр. измерения и анализа коли­
чественных показателей (отношений,
взаимосвязей), характеризующих об­
ществ, закономерности. Иногда понятие
«С.» означает анализ массовых явлений,
осн. на применении методов теории ве­
роятностей. В этом случае оно тесно
смыкается с понятием статистики ма­
тематической.

Соц-я и др. науки, в значительной мере имеющие дело с данными нечисло­выми, требуют соотв. расширения поня­тия С. В части., для таких наук большое значение приобретает статистика объ­ектов нечисловой природы. Ч. С, пони­маемой таким нетрадиционным обра­зом, можно считать теорию измерений,

3. Термин, употребляемый в матем.
С. для обозначения функций от рез-тов
наблюдений (см. Наблюдение в стати­
стике). С. служит обычно для выбороч­
ного оценивания опред. параметра гене­
рального распределения (см. Распределе­
ние вероятностей, Совокупность выбороч­
ная, Совокупность генеральная) изучаемой
социологом величины случайной. Напр.,
среднее арифметическое значение χ вы­
борочных значений Х].......... х„ нек-рого

признака χ явл. С, служащей общепри­нятой оценкой генерального матем. ожидания μ^ (см. Величины средние, Оце­нивание статистическое).

4. Специфический смысл имеет тер­
мин «С.» в словосочетании «прикладная
С». Это словосочетание означает сово­
купность теор. разработок, практических
приемов, программ для ЭВМ, направ­
ленных на изучение реальных закономер­
ностей статистических. Прикладная С.
включает и методы анализа данных, и
прикладные аспекты статистики мате­
матической.

Лит.: Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: В 3 ч. М., 1983, 1985, 1989; Справочник по прикладной статистике: В 2 τ, М, 1989, 1990; Соц. статистика /



СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

Под ред. И.И. Елисеевой. М., 1997; Хар-ченко Л.П. и др. Статистика. М-, 1997; Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М., 1998; Общая тео­рия статистики. М„ 1999; Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики. М., 2000; Курс соц.-экон. статистики. М., 2000; Шмоилова РА. Теория статистики. М., 2000; Теория статистики с основами теории вероятностей. М., 2001.

Ю.Н. Толстова

СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ-

наука о матем. методах анализа данных, полученных при проведении массовых наблюдений (измерений, опытов). В за­висимости от матем. природы конкр, рез-тов наблюдений См. делится на статистику чисел, многомерный стат. анализ, анализ функций (процессов) и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Существенная ч. См. осн. на вероятностных моделях.

Выделяют общие задачи описания данных, оценивания и проверки гипотез. Рассматривают и более частные задачи, связанные с проведением выборочных обследований, восстановлением зависи­мостей, построением и использованием классификаций (типологий) и др.

Для описания данных строят табл.. диаграммы, иные наглядные представле­ния, напр. корреляционные поля. Веро­ятностные модели обычно не применя­ются. Нек-рые методы описания данных опираются на продвинутую теорию и возможности совр. компьютеров. К ним относятся, в части., кластер-анализ, на­целенный на выделение гр. объектов, похожих друг на друга, и многомерное шкалирование, позволяющее наглядно представить объекты на плоскости, в наим. степени исказив расстояния меж­ду ними.

Методы оценивания и проверки ги­потез опираются на вероятностные мо­дели порождения данных. Эти модели делятся на параметрические и непара­метрические. В. параметрических моде­лях предполагается, что изучаемые объ­екты описываются функциями распреде­ления, зависящими от небольшого числа

(1—4) числовых параметров. В непара­метрических моделях функции распреде­ления предполагаются произвольными непрерывными. В См. оценивают пара­метры и характеристики распределения (матем. ожидание, медиану, дисперсию, квантили и др.), плотности и функции распределения, зависимости между пе­ременными (на основе линейных и не­параметрических коэффициентов кор­реляции, а также параметрических или непараметрических оценок функций, выражающих зависимости) и проч. Ис­пользуют точечные и интервальные (дающие границы для истинных значе­ний) оценки.

В См. есть общая теория проверки гипотез и большое число методов, по­священных проверке конкр. гипотез. Рассматривают гипотезы о значениях параметров и характеристик, о проверке однородности (т.е. совпадении характе­ристик или функций распределения в двух выборках), о согласии эмпириче­ской функции распределения с заданной функцией распределения или с парамет­рическим семейством таких функций, о симметрии распределения и др.

Большое значение для соц-и имеет разд. См., связанный с проведением вы­борочных обследований, со свойствами разл. схем орг-ции выборок и построе­нием адекватных методов оценивания и проверки гипотез.

Задачи восстановления зависимостей активно изучаются более 200 лет, с мо­мента разработки К. Гауссом в 1794 ме­тода наим. квадратов. В наст, время наиб, актуальны методы поиска инфор­мативного подмножества переменных ;• непараметрические методы.

Разл. методы построения (кла­стер-анализ), анализа и использование (дискриминантный анализ) классифи­каций (типологий) именуют также ме­тодами распознавания образов (с учи­телем и без), автоматической классифи­кации и др.

Матем. методы в статистике осн. ли­бо на использовании сумм (на осноэ? центральной предельной теоремы тео­рии вероятностей) или показателей ра>

49S

Наши рекомендации