Социология массовой коммуникации


развитие личной ответственности, само­дисциплины, несанкционированного про­явления инициативы. В совр. условиях рев, перестройки всей обществ, жизни на началах хозяйственно-производственной самостоятельности и демократизации не­развитость этих личностных черт стано­вится серьезным тормозом развития чел. фактора как соц. субъекта. В то же время происходящие изменения будут стимули­ровать развитие таких необходимых черт личности, как активность соц. позиции, ответственность, самостоятельность в действиях, самодисциплина, жизненная целеустре мле нность.

Лит.: Кон И.С. Соц-я личности, М., 1967; Смирнов Т.Л. Советский чел.: фор­мирование социалист, типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Бери Э. Игры, в к-рые играют лю­ди. Психология чел. взаимоотношений. Люди, к-рые играют в игры. Психология чел. судьбы. М., 1988.

....... В.А. Ядов

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУ­НИКАЦИИ— область соц-и, изучаю­щая соц. аспекты массовой коммуника­ции.

Массовая коммуникация — это про­цесс распространения информации и влияния в об-ве посредством специаль­ных средств: печати, ТВ, радио, кино и т.д., Б рез-те чего сообщение поступает сразу к большим гр. людей. Наиб, зна­чимыми соц. функциями массовой ком­муникации явл.: информирование о происходящих событиях; интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур об-ва с целью решения разл. проблем; передача знаний от одного по­коления к др.; развлечение. Воздействие массовой коммуникации на об-во может быть одновременно и позитивным, и негативным. Так, информация о сти­хийном бедствии позволяет не только адекватно отреагировать и сохранить по возможности чел. жизни,но способна вызвать панику и массовую истерию.

См.к. стремится найти ответы на три осн. вопр.: в каком виде предстает об-во в материалах СМИ? Какое воздействие

оказывает массовая коммуникация на индивидуальное, групповое и массовое сознание? Насколько объективно массо­вая коммуникация отражает происходя­щие в об-ве события?

Многочисленные иссл-я показали, что в СМИ окружающий мир предстает в искаженном, персонифицированном и упрощенном виде. В рез-те массовая коммуникация воздействует на группо­вое и массовое сознание самыми разно­образными способами и совершенно не­однозначно. Сообщения СМИ оказыва­ют формирующее и закрепляющее воз­действие на соц. (гендерные, этнич. и др.) стереотипы. Получены данные о таких негативных последствиях массо­вой коммуникации, как инициирование агрессивного поведения; формирование у реципиентов потребности в немедлен­ном удовлетворении собственных жела­ний; ослабление навыков чтения и сни­жение творческого потенциала; прово­цирование неадекватных страхов. Вместе с тем специально подобранные и орга­низованные материалы СМИ могут спо­собствовать развитию дружелюбия и кооперации; противодействовать этнич. и тендерным стереотипам; приводить к уменьшению тревоги и страхов; повы­шать осведомленность и любознатель­ность; улучшать речевые навыки.

В совр. науке наиб, признанием пользуется тезис о достаточно выражен­ном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Совр. взгляды по данному вопр. можно охарактеризовать след. образом: соц. ин-ты и СМИ, взаи­модействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности и влечения. Сформировавшись, эти по­требности начинают, в свою очередь, влиять на то, в какой области чел. станет искать источники их удовлетворения. Выбрав те или иные источники, чел. мо­жет в дальнейшем оказаться в опред. за­висимости от них.

Возрастающая роль массовой комму­никации порождает многочисленные дискуссии, касающиеся проблемы объ­ективности — тенденциозности СМИ. Не к-рые специалисты считают, что



СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

СМИ объективно отражают происходя­щие события и не вносят элемента субъ­ективизма, полит, и идеол. пристрастно­сти в оценку событий. Активными оппо­нентами данной т.з. явл. сторонники т.н. критического подхода к массовой ком­муникации. Согласно этой позиции мас­совая коммуникация явл. средством по­лучения прибыли и соц. контроля. Су­ществует и промежуточная т.з., отвер­гающая крайности указанных подходов, согласно к-рой массовая коммуникация, являясь в значительной мере полит, и экон. ориентированной, в то же время остается в опред. (достаточно сущест­венной) степени открытой для неком­мерческого оппозиционного дискурса.

Лит.: Моль А. Социодинамика культу­ры. М,, 1984; Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988; Проблемы эффективности речевой ком­муникации. М., 1989; Землянова Л.М. Совр. амер. комму ни кативистика. М., 1995; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, ЛМ. Москвичей. 2-е изд. М., 2008.

В.В, Латынов

СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ-

собирательный термин, употребляемый обычно для обозначения совокупности матем. методов и моделей, используемых при анализе и прогнозе обществ, явле­ний, изучаемых соц-ей. Использование этого термина для обозначения специ­фического предмета «социально-матема­тического» свойства (наподобие матем. экономики в экон. науке) не получило широкого распространения в силу боль­шого разнообразия и различия проблем самой социол. науки. Кроме того, в от­личие от матем, экономики (в осн. опи­рающейся на выпуклый анализ и теорию оптимизации) здесь нет к.-л. развитого специального матем. аппарата, к-рый обладал бы достаточной полнотой и глу­биной для описания гл. теор. положений социол. теории. В то же время за рубе­жом выходит неск. науч. журналов, по­священных данной проблематике, напр.

Mathematical Social Sciences или Journal of Mathematical Sociology.

Что касается применения матем. ме­тодов, то трудно назвать к.-л. разд. мате­матики, к-рые не используются хотя бы в одном конкр. случае анализа соц. яв­лений. Наиб, широкое распространение получили стат. процедуры многомерного анализа {анализы регрессионный и дискри-минантный, компонентный и фактор­ный анализ), теория дифференциальных уравнений, цепи Маркова, теория пред-порядков и т.д.

Такие разд. совр. математики, как матем. теория измерений и анализ при­чинный преимущественно используются именно в соц-и. Последнее время все в большей степени привлекают внимание исследователей соц. процессов методы, идущие из физики: нелинейная динами­ка, синергетика, теория стохастических дифференциальных уравнений. Надо от­метить, что любое использование матем. метода фактически предполагает (явно или неявно) матем. модель изучаемого явления, Матем, модель — это набор ма­тем. соотношений, отражающих в сово­купности опред. содержательные пред­ставления исследователя о моделируе­мом объекте с той или иной степенью точности. По этой причине гл. в См. — это матем. моделирование, представляю­щее собой использование яз. и инстру­ментария математики для описания, анализа, прогнозирования и управления соц. объектами. Четкая формулировка осн. содержательных представлений и гипотез исследователя об объекте — со­вершенно необходимое условие адекват­ного моделирования. При этом яз. мате­матики органически входит в предмет­ную область, придавая большую точ­ность ее терминологии и способствуя формированию новых необходимых по­нятий, а изучение свойств модели стано­вится методом установления свойств соц. реальности.

Построению матем. модели обычно предшествует процедура шкалирования, т.е. приписывание объектам и их свойст­вам численных значений, допускающих послед, матем. обработку (от доказатель-



СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ства теорем до вычислительных расче­тов). Довольно часто эта процедура сама предполагает нек-рую модель поведения объекта (индивида — в процессе опро­са), как напр., в методе анаяиза латент­но-структурного П. Лазарсфельда или методе парных сравнений Л. Терстоуна.

Наиб, простыми и распространенны­ми моделями в соц-и явл. модели одно­мерных стат. распределений, по к-рым судят о соотношениях между теми или иными значениями изучаемых призна­ков в генеральной совокупности. Очень часто эти модели имеют стандартную форму распределений Гаусса, Цип-фа—Парето, логнормального и т.п. Встречаются и «экзотические» распреде­ления типа чисел Фибоначчи, «золотого сечения», первых цифр чисел 2", где а — натуральный ряд чисел, и т.п. Нек-рые исследователи (встречая и специально выискивая подобные распределения) имеют склонность объяснять соц. дейст­вительность исключительно игрой цифр, нумерологически. Однако, как правило, наблюдаемые стат. соотношения суть рез-т опред. динамических процессов, механизмов, их порождающих, так что проявившиеся эмпирические соотноше­ния возникают не вследствие самостоя­тельной игры цифр, а естеств., причин­но обусловленным образом.

Классическим образцом матем. моде­ли в соц-и явл. модель подражательного поведения Н. Рашевского. В ней рас­сматривается двухальтернативное пове­дение (напр., голосование за одну из двух партий) в совокупности из N инди­видов. Поведение каждого индивида оп­ред. его установкой, состоящей из двух слагаемых: неизменной ч. и подража­тельной составляющей. В каждый мо­мент времени распределение совокупно­сти по значениям установки опред. чис­ло лиц, ведущих себя по первому или второму типу. Это, в свою очередь, вы­зывает изменение подражательной со­ставляющей, что приводит к изменению числа лиц того и др.. поведения и т.д. Стационарные значения установок в этом динамическом процессе могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми.

Анализ показывает, что превышение размера совокупности нек-рой порого­вой величины приводит к эффекту «тол­пы», когда возможны бифуркации, т.е. резкая смена большинством одного типа поведения на др. Указываются факторы, препятствующие образованию «толпы». Модели, продолжающие анализ факто­ров формирования установки, учитыва­ют воздействия рекламы и др. внешних факторов и дают возможность верифи­кации на эмпирических данных.

Большой интерес вызывает у мн, уче­ных возможность использования абст­рактных матем. моделей динамических систем более сложного вида, чем модель Рашевского. На яз. таких моделей мож­но говорить о разл. сложных соц.-экон. процессах, проводя качественный ана­лиз траекторий поведения систем. Такие модные матем. направления, как теория катастроф (см. Катастроф теория), тео­рия хаоса позволяют проводить имею­щие смысл аналогии между ситуациями смены идеологий, волнениями в тюрь­мах, истор. процессами как таковыми и т.п. — и такими свойствами динамиче­ских систем, как самоорганизация или возникновение хаоса. Надо отметить, что в осн. эти модели носят не приклад­ной, а чисто иллюстративный характер и употребляемые в них термины «револю­ция», «эволюция», «идеология» могут рассматриваться лишь чисто условно. Кроме того, как правило, анализ прово­дится с помощью компьютеров, на к-рых «реализуются» эти модели. Однако само компьютерное моделирование представ­ляется чрезвычайно перспективным на­правлением, восполняя практическую невозможность в обществ, науках прово­дить эксперименты или «повторные ис­пытания».

Матем. модели разл. рода конфликт­ных ситуаций описываются в терминах теории игр, осн. понятиями к-рой явл. игрок (участник), множество стратегий игрока, функция полезности игрока, равновесие. За последние десятилетия эта теория достигла высокого уровня и применяется в самых разл. сферах ана­лиза обществ, жизни. Особую область



СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

образует т.н. проблема согласования ин­тересов, или коллективного выбора. Не­посредственно это направление исполь­зуется в полит, соц-и при анализе разл. процедур голосования и принятия кол­лективных решений. Основой данного рола моделей служит схема К. Эрроу и его т.н. георема о невозможности. Эрроу показал, что всякое «разумное» правило согласования, удовлетворяющее естеств. требованиям, с необходимостью приво­дит к псевдоколлективному (диктатор­скому) решению. В десятках лр. работ были проанализированы самые разл. требования к процедурам согласования и были определены ситуации, когда кол­лективное предпочтение оказывается либо диктаторским, либо педиктатор-ским.

Лит.: Пфапцаыь И. Теория измере­ний. М., 1976; Хейс Д. Причинный ана­лиз в стат. иссл-ях. М., 1981; Моделиро­вание соц. процессов. М., 1993; Плотин-CKUU Ю.М. Теор. и эмпирические модели соц. процессов. М., 1998; Гаврияец ЮН.. Фомина Ю.В. Моделирование динамики соц. установки (на примере отношения студентов к рекламе на ТВ) // Соц-я: методология, метод, матсм. модели. 2002. № 15; Гаврияец ЮЛ. Стохастиче­ское моделирование межгрупповых ин­формационных взаимодействий // Эко­номика и жизнь. 2003. Т. 39. № 2.

Ю.Н. Гаврилец

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — одно из исследова­тельских направлений на стыке cou-н и междунар.-полит, науки, получающее к наст, время интенсивное развитие. Его истор. корни уходят в 1940-е гг.: См.о*. проявляется в работах сторонников школы «междунар. об-ва» (прежде всего, в работах М. Уайта) в Англии. В США первые публикации по См.о. увидели свет па рубеже 40—50-х гг. 20 в. Во Франции данное направление заявляет о себе (в части., работами Ж. Верпапа. Р. Арона. Г. Бутуля. Р. Боска и др.) в кон. 50 — нач. 60-х гг. В нашей стране сониол. изучение междунар. отношений развивалось в 1970-е гг. Ф.М. Бурлац-

ким. А.А. Галкиным. Д.В. Ермоленко. Б.Ф. Поршневым. Формальное консти-гуироваиие См.о. происходит в 1970 (с созданием специального исследова­тельского комитета в рамках Всемирной социол. ассоциации). Вместе с тем ре­альное состояние соииол. иссл-й между­нар. отношений и в наши дни не позво­ляет говорить о существовании См.о. как автономной дисциплины. Сегодня См.о. предстаатяет собой, скорее, сово­купность наиб, распространенных соии­ол. подходов к иссл-ю междунар. отно­шений.

Специфика таких подходов состоит, прежде всего, в том. что в противовес наиб, распространенным парадигмам совр. междунар.-полит. науки — неореа­лизму и неолиберализму — они подчер­кивают значимость в мир. политике не столько нач. интересов, сколько ценно­стей, норм, идентичпосгей, культ, осо­бенностей, традиций и идей. В рез-те все осн. вопр. междунар. отношений (ха­рактер междунар. среды, перспективы ее изменения, осн. процессы, их участни­ки, возникающие между ними проблемы и пути их разрешения), как и наиб, рас­пространенные теории (нац. интереса, безопасности, баланса сил, сотрудниче­ства, демократического мира) получаю: трактовки, альтернативные тем. к-рые господствовали в междунар.-полит. на>-ке на протяжении мп. десятилетий.

Первые шаги См.о. (нач. 1960-х гг • связаны с рассмотрением междунар. от­ношений как особой сферы обществ, взаимодействий, а также с попыткой до­полнить их иссл-я. осуществляемые в рач­ках традиционных дисциплин: истории. Права, экономики и др. Так, в иссл-та франц. школы данного периода См.о понимается как своего рода теория среднего уровня, призванная обобщить предпринимаемое в рамках разл. дисци­плин изучение междунар. отношении путем выявления присущих им обши\ детерминант и закономерностей. Делает­ся также попытка формулирован!'; осн. проблематики См.о., центразьны-ми в к-рой называются проблемы вои­ны и межгосударственных конфликтов

Наши рекомендации