Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник социологии как самостоятельной науки об обществе.
Социология не ограничивалась проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
С развитием общества она теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отделились политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. Сама она отныне развивалась как самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии были фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма.
В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Общетеоретическая наука исходит из философских предпосылок. Она базируется на определённом мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества.
На самостоятельный характер социологии указал французский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой объективное изучение социальных факторов.
Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной системе, её подсистемах и отдельных элементах.
Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. Её можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем.
Направления в социологии объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.
Структура социологического знания – определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся соц. системе.
Соц. представления и научные знания формируются в зависимости от ряда факторов: общество. Всё, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет соц. природу.
Важной частью структуры соц. знания являются знания о соц. составе населения страны и соц. структуре общества.
Ещё одна составляющая структуры соц. знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии.
Следующей стороной структуры соц. знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе соц. институтов (гос-во, право, церковь, наука, культура и т.д.).
Уровни соц. знания:
-общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
-специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
-конкретные социологические исследования.
Общесоциологические теории касаются глубинных или сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса.
Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, соц. групп и институтов.
Основные параметры специальных социологических теорий:
1. исходные теоретические и методологические положения, на которых строятся данные теории и которые ложатся в основу проводимых исследований и обработки их результатов.
2. система понятий, которыми оперируют специальные социологические теории.
3. формулируемые теоретические обобщения и выводы.
4. вытекающие их исследований и осмысленные в рамках соц. социологических теорий научные и практические рекомендации, касающиеся широкого круга проблем.
Конкретные соц. исследования. Проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Составляют важную роль эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, её объективных и субъективных сторон.