Место курса в профессиональной подготовке специалиста
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Рабочая программа учебной дисциплины
по специальности 040101.65 «Социальная работа»
Данный учебный курс также является частью образовательной
программы укрупненной группы 040000 «Социальные науки»
по направлению 040101.62 «Социальная работа» (бакалавриат)
Красноярск
Одобрено на заседании кафедры теории и методики социальной работы. Зав. кафедрой Е.В. Жижко 27.12.2004 г. | Комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 35.05.00 «Социальная работа» |
УДК 305
Составитель Е.В. Жижко
Методика исследований в социальной работе: Учебно-методический комплекс / Сост. Е.В. Жижко. Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ИЦ ЮИ КрасГУ, 2005. 100 с.
Предназначен для студентов специальности «Социальная работа».
© Красноярский
государственный
университет, 2005
© Составление.
Е.В. Жижко, 2005
Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки специалиста
по специальности 35.05.00 «Социальная работа»
ОПД.Ф17 | Методика исследований в социальной работе. Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы. |
ВВЕДЕНИЕ
Программа дисциплины “Методика исследований в социальной работе” федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 35.05.00 “Социальная работа”. Программа курса “Методика исследований в социальной работе” рассчитана на студентов, специализирующихся по социальной работе. Данная программа была разработана составителем с учетом собственного опыта работы в российских и зарубежных исследовательских центрах.
«Рискованно характеризовать целое столетие, которое едва перевалило на вторую половину. И всё же можно, пожалуй, сказать, что быстрое увеличение эмпирических исследований в области социологии остается одной из примечательных особенностей ХХ столетия», – писал в 1961 г. Лазарсфельд[1]. За 40 с лишним лет, прошедших с того времени, исследовательский бум нарастал, быть может, даже в геометрической прогрессии. Cлова, сказанные Лазарсфельдом в отношении социологической ситуации в Соединенных Штатах Америки, ныне можно распространить на все западные страны в целом, Россию и страны Восточной Европы, а также многие страны Азии и Африки.
Демократические процессы в России и на Западе приводят к тому, что социальные исследования всё более расширяют границы своего применения. Тому несколько причин.
1. Становится всё больше тем и проблем, которые свободно и открыто обсуждаются в обществе.
2. Демократия характеризуется таким фактом, как выборы и референдумы, а значит, нужны опросы для того, чтобы определить шансы политиков и идей.
3. На рынок выбрасывается огромное количество товаров, конкурирующих друг с другом. Производители, дилеры хотят знать, какие из них и почему будут иметь успех у потребителей.
4. Результаты исследований могут предоставить информацию для принятия решений по вопросам внешней и внутренней (в том числе социальной) политики государства.
5. Исследования помогают оценить действенность существующей политики, измерить отношение тех или иных групп населения к социальным и экономическим изменениям.
6. В цивилизованных странах растет уровень образования менеджеров. Менеджеру со средним или некачественным высшим образованием исследования «не нужны»: он считает, что и так всё знает. Высоко образованный менеджер для принятия решения старается собрать как можно большую информацию, и в этом ему поможет проведенное исследование.
Эффективность социальной работы во многом зависит от её научного обеспечения, которое должно учитывать новые жизненные реалии, а также использовать российские и зарубежные современные исследовательские технологии. Именно поэтому цель курса– дать студентам целостное теоретическое представление об основных методах сбора информации, используемых в социальной работе, и научить самостоятельно применять существующие методы в практике социальной работы.
Задачи курса:
· дать углубленное представление о существующих в общественных науках видах исследований;
· ознакомить с особенностями научно-исследовательского процесса в социальной работе с различными группами населения;
· дать необходимый набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы;
· научить качественно осуществлять обзор научной литературы и первичный сбор данных для предварительного изучения проблемы;
· ориентировать на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками;
· научить четко формулировать цели и задачи исследования, а также четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения;
· ознакомить с различными вариантами организации исследования;
· научить основным методам проведения аналитической, прогнозной и мониторинговой работы;
· ознакомить с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов;
· подготовить к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной работы (дипломной работы).
Место курса в профессиональной подготовке специалиста