Социология общественного мнения
поколения: специфики его подготовки к городскому и сельскому труду; соц.-пси -ход. стимулы обучения молодежи. Опред. место в этих иссл-ях отводится изучению формирования соц. облика молодежи, ее роли в воспроизводстве соц. структуры об-ва (Н.А. Аитов, О.И. Шкаратан, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др.); проблемам содержания реформ в сфере высшего и послевузовского образования (АА. Овсянников, Т.Э. Петрова. Л.Н. Москвичев, Ф.Э. Шереги); становления духовного облика молодежи (А.Л. Андреев, В.К, Сергеев, В.Н. Иванов).
Рассматривая традиционные школьные и вузовские, в т.ч. университетские, формы образования, Со. выстраивает модели образовательных систем и дает их прогноз. В наст, время Со, углубленно исследует проблемы стандартизации образования; развития форм самостоятельного усвоения знаний; внедрения экспериментальных обучающих программ; инновационного и опережающего образования. Реформирование отечественной образовательной системы, вхождение России в «Болонский процесс» выдвигает ряд специфических задач перед Co., к числу к-рых относится решение проблем сочетания европ. стандартов и отечественных традиций в образовательном процессе, массовости и доступности образования с необходимостью усвоения молодым поколением культ, наследия, развития активных форм творческой деятельности, гуманистического мышления.
Лит.: Филиппов Ф.Р. Соц-я образования. М., 1980; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности: Трактат по соц-и знания. М,, 1994; Дюркгейм Э. Соц-я образования. М., 1996; Парсонс Т. Система совр. об-в. М., 1997; Нечаев В.Я. Cou-я образования. М., 199S; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Зборовский Г.Е. Образование: от 20 к 21 в. Екатеринбург, J 999; Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М, 2001;Вамерстайн И. Кон. знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк
теории структурации. М., 2003; Добренькое В.И., Нечаев В.Я. Об-во и образование. М., 2003.
А.Л. Маршак
СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ— отрасль социол. знания, предметом к-рой явл. изучение структуры, закономерностей, каналов, механизмов формирования и функционирования обществ, мнения.
Обществ, мнение — отношение больших соц. гр. к актуальным проблемам действительности, представляющим обществ, интерес. Мнение принято отличать от понятий, установки, ценности, верований, стереотипов и обществ, чувств. Обществ, мнение менее стабильно, легче изменяется, оно явл. измеряемым параметром в массовом опросе или др. типа иссл-й, тогда как установки и ценности явл. латентными переменными. В отличие от обществ, чувств обществ, мнение — продукт интеллектуальный, осн. на нек-ром кол-ве изученных фактических доказательств и заключающий нек-рую степень отражения, анализа и рационального осмысления.
Объект обществ, мнения всегда обладает характеристикой высокой дискусси-онности в об-ве и относительно высокой обществ, значимостью. Обществ, мнение формируется по проблемам, представляющим обществ, интерес, и возникает только тогда, когда к.-л. обществ, интерес по объективным причинам или в силу субъективных факторов становится центром внимания людей, приобретает высокую степень актуализации. Высокая дискуссконность объекта обществ, мнения связана с тем, что обществ, мнение возникает в связи с расхождением взглядов людей по интересующему вопр, В зависимости от сложности внутренней структуры и орг-ции объектов обществ, мнения различают мнения о фактах, мнения о событиях, мнения о явлениях и процессах.
Субъектом обществ, мнения может являться все нас. в рамках одной терр. (гос-ва, нации и т.д.) или конкр. гр. нас. Субъект обществ, мнения обладает внут-
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
стекая школа Т. Адорно), интересами и потребностями (утилитарная школа), теории о происхождении мнения (в т.ч. теории внутренней непротиворечивости и последовательности мнений — «когнитивной последовательности» К, Хай дера, Т. Ньюкома, «когнитивного дисбаланса» Л. Фестингера), теории о роли социализации в формировании мнений и установок, теории механизма изменения мнений (теория баланса Хайдера, теория последовательности М. Розенберга).
Теор, и практические основы изучения обществ, мнения в России были заложены в 1960-х и получили активное развитие в 1970-х гг. с развитием методологии проведения массовых опросов. Осн. темами иссл-ий являлись способы формирования обществ, мнения, его использование в управлении обществ, процессами, роль массовой информации в формировании обществ, мнения, обшеств, мнение и пропаганда. С кон. 90-х гг. 20 в. осн. направлениями в области изучения обществ, мнения явл. разработка методики и кач-ва его опросов, взаимосвязи обществ, мнения и поведения, в т.ч. электорального, роли обществ, мнения в полит, процессе и установлении демократических принципов власти и управления.
Лит.: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987; Андрющенко Е.Г. Обществ, мнение и гласность в системе управления об-вом. М., 1988; Горшков М.К. Обществ, мнение: история и современность. М., 1988; Ноэль-Нойман Э, Обществ, мнение: открытие спирали молчания. М., 1996; Обществ, мнение и электоральное поведение. М., 1996; Липпман В. Обшеств. мнение, М., 2004; Цаллер Д. Происхождение и природа обществ, мнения. М., 2004; Lippman W. Public Opinion. Ν.Υ., 1922; Campbell Α. et al. The American Voter. New Jersey, 1964; Lance B. W. Public Opinion in American Politics. N.Y,, 1992, A.B. Андреенкова
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-
разд. соц-и, изучающий закономерности построения, функционирования и развития гл. обр. трудовых орг-ций — пред-
приятий и учреждений. Осн. проблематика Со. — соотношение личных и безличных факторов орг-ций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, разл. целей и т.д.
В зап. Со. нет единой методол. основы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамериканской Со. преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эффективности, то для западноевропейской традиции характерен взгляд на орг-цию как на микрообшество со своими квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция зап. Со, прошла неск, этапов, каждый из к-рых строил свою модель орг-ций. Под именем тейлоризма модель орг-ций трудового процесса известна своим упором на первичную единицу орг-ций — «человек-труд», к-рая в свою очередь размельчается на элементарные составляющие, причем, работник здесь выступает как пассивный придаток производства. В «орг-ции-ма-шине» (А. Файоль, Л. Урвик и др.) выделяется прежде всего безличный механизм из формализованных связей и норм, где чел. выступает лишь в функциональном проявлении. «Бюрократическая модель* (М. Вебер)сходна с предыдущей концепцией предельной рационализацией организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. «Орг-ция-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.) как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективную самоорганизацию, неформальные нормы и связи, «Социотехни-ческая модель» (Е. Трист, А. Райе и др. ι подчеркивает взаимозависимость разл. технологий и форм групповых отношений. «Интеракционистская модель» (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.) трактует орг-цию как систему длительных взаимодействий между работниками, включающую формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и пели орг-ций, В такой системе рацион&ть-ность управления лишь частична, а не-
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
предвиденные явления играют большую роль. «Естеств. орг-ция» (Р. Мертон, А. Этциони и др.) рассматривает функционирование орг-ции как самосовершающийся процесс, сама же она явл. го-меостатической системой. Цель — лишь как один из рез-тов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Т.о., Со, эволюционировала от детерминистских концепций орг-ции к неопределенности, даже размыванию своего объекта.
Отечественная Со. рассматривает организационные отношения как проявление более широких обществ, отношений, прямо связывая построение и функционирование орг-ций со спецификой соц. строя, с конкр, проблемами и задачами обществ, развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику Со. с сер. 1960-х гг. В центре их внимания — оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля рук., повышение управляемости орг-ций, принятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм орг-ции труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирование и реализация инновационных процессов и т.д.
Лит.: Пригожий А,И, Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Калвертон М. Управленческий консалтинг. М., 1999; Пригожий А. И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
А, И. Пригожим
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ-
отрасль социол. знания, предметом к-рой явл. соц. детерминация полит, отношений и полит, деятельности, влияние соц. сферы на полит.
В наст, время не сложилось единой т.з. на предмет и место этой науки в системе обществознания. Наиб, часто встречаются след. подходы: 1) С.п. оп-ред. как социол. объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социол. теории, к-рая проблеме власти отводит центральное место; 2) как нау-
ка, занимающаяся обществ, основами власти во всех институализированных секторах об-ва; 3) как дисциплина, изучающая взаимоотношения между об-вом к гос-вом, между соц. строем и полит, ин-тами; 4) как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей соц-и к иссл-ю комплекса разл. видов полит, деятельности и полит, сознания (по аналогии с подходом, напр. Н. Смелзера, к определению экон, соц-и); 5) как социол. интерпретация полит, явлений и процессов.
Все соц. общности, составляющие соц. структуру об-ва, имеют наряду с общими свои специфические интересы, для выражения, защиты и согласования к-рых создаются полит, ин-ты, орг-ции, учреждения. Не вызывает сомнений, что идущий в об-ве полит, процесс соц. обусловлен, и все в этом процессе, начиная от распределения власти между разл. гос. ин-тами и кончая π о лити ко-пропагандистской деятельностью, связано с теми или иными соц. гр., их статусом, ролью, интересами, полит, активностью. Только изучая повседневную деятельность полит, ин-тов, можно выявить системы связей и зависимостей, закономерности и тенденции их функционирования, понять причины неэффективности, приводящие к полит, нестабильности и конфликтам.
Все более явным становится, что реформы 1990-х гг. в России породили движение от авторитарной системы к правовому гос-ву и гражд. об-ву, но они же сделали возможным открытое движение националистических, сепаратистских сил, разрушающих истор. сложившиеся экон., полит, и культ, связи между народами и регионами страны. Сказывается, конечно, и недостаток полит, культуры, и полит, неопытность масс, позволяющих втянуть себя в межнац. и др. конфликты и митинговую стихию. С.п. дает представление о том, как то или иное соц. изменение (в соц. структуре, мобильности, статусе гр. и т.п.) сказывается на функционировании полит, системы в целом или ее к.-то элемента. Она позволяет выявить как сои. факторы.
СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ
способствующие полит, согласию, полит, стабильности, так и соц. факторы, вызывающие разл. рода «дисфункции», срывы, напряженность, полит, экстремизм.
Характеризуя исследовательский потенциал С.п., можно попытаться выделить ключевую категорию в ПОНЯТИЙНОМ аппарате. Если, напр., в полит, экономии К. Маркса центральной я&п. категория «товар», в соп-и — категория «социальное», то в С.п. в кач-ве такой категории может рассматриваться понятие «соц.-полит.». Оно помогает увидеть и попять смысл др., во мн. производных от нее категорий, имеющих «стыковой» характер. Эта категория ориентирует па выявление сон. факторов, условий, связей, объясняющих направленность и осн. смысл полит, деятельности тех или иных субъектов. Нередко в науке рассматриваются полит, сфера (полит, отношения) и экон. сфера (экон. отношения) как непосредственно связанные субстанции и игнорируется то, что их опосредует — соц. сфера (соц. отношения). Ни экон., ни полит, деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками науч. анализа останутся «действующие субъекты», т.е. соц. общности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия.
В работах российских философов и социологов последних лет получила распространение Τ.3., согласно к-рой специфика сои. отношений состоит в том, что они выступают как аспект всех иных обществ, отношений: экон.. полит., иле-ол. и т.д.. что находит свое отражение в категориях «соц.-экон.». «соц.-полит.», «сониокульт.» и т.д. Однако такой подход требует нск-рых уточнений. Распространенность вышеназванных категорий свидетельствует не только о «включенности» соц. в лр. виды отношений, но и об известном примате сон. как такой качественной определенности, к-рая выражает сущностную сторону в деятельности тех или иных субъектов (каких бы сторон обществ, практики они ни касались) как носителей опрел, способа
взаимодействия людей (общностей, ип-тов, орг-пий).
Этот способ совместной деятельности (взаимодействия) людей проявляется в разных се сферах, но к.-то обязательные, сущностные стороны, свойственные соц. общностям, обязательно при этом присутствуют. Это относится в полной мерс и к полит, сфере (полит, отношениям), где интересы и способы борьбы за их претворение разных соц. общностей особенно видны.
Лит.: Липсет СМ. Полит, соц-я // Амер. соц-я сегодня: перспективы, проблемы, методы. М., 1972; Вятр Е. Соц-я полит, отношений. М., 1979; Вурдье П. Соц-я политики. М., 1993: Доган М., Пе-ласеи Д. Сравнительная полит, соц-я. Μ., 1994; Анохин М.Г. Полит, системы: адаптация, динамика, устойчивость. М.. 1996: Семигии Г.Ю. Полит, стабильность об-ва. М., 1997; Полит, энциклопедия: В 2 т. М., 2000; Артемьев Г.Б. Полит. СОЦ-Я. М., 2002; Полит, соп-я: Учеб. Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.. 2002; Социум и власть. М., 2003.
В.Н. Иванов
СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ -
одно из направлений в сон-и, возникшее на рубеже 19—20 вв. в Германии. Название подчеркивает принципиальное отличие полхода данной школы от возникшей примерно в то же время школы (рор-мальной соц-и (Г. Зиммсль, Ф. Теннис). Последняя стремилась полностью встать на мстолол. позиции естествознания, отрицая принципиальные различия предмета и метода соц-и от подхода естеств наук. В противовес этому С.п. видела коренное отличие знания соц. в активной рази сознания, присущего социуму, в познании и в др. видах деятельности. М. Вебср наряду с В. Лильтссм явился основоположником С.п. и вытекающей из нее теории действия социального. Совместно с Г. Рикксртом и Дильтесм Ве-бер разрабатывал концепцию идеальных типов, опред. образов-схем, используемых как наиб, удобный способ упорядочения эмпирического материала. Эта концепция служила мстолол. обоснова-
СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ
нием науч, плюрализма в соц-и. Гл. внимание С.п. обращает на анализ значимых, смысловых моментов соц. жизни. Исходя из того что об-во конституируется индивидами в их духовном бытии, для его изучения С.п. разрабатывает специфический метод познания в обшеств. науках. Понимание, прямое постижение в нем противостоит непрямому, выводному знанию, объяснению. Из С.п. возникла культ.-истор. герменевтика — искусство методол. толкования, к-рую в дальнейшем развивали в философии М. Хайдеггер, X. Гадамер.
Одно из центральных понятий С.п. — действие социальное введено Вебером и означает простейшую единицу соц. деятельности. Действие индивида сознательно ориентировано на прошлое, наст, или будущее поведение др. людей. Предметом социол. иссл-я, по Веберу, явл. действие с субъективно понимаемым смыслом. Соц-я должна быть понимающей, поскольку действие индивида осмысленно. Утверждая, что «смысл» трансцендентен сфере реально-психического переживания, Вебер примыкает в этом отношении к неокантианской трактовке в духе Риккерта. Соц. действие у Вебера становится таковым при наличии след. условий: если это сознательное действие, обладающее рациональной осмысленностью; если оно соотносится с поведением др. людей. Доминанта соц. действия — сознательная ориентация действующего индивида на то, как на его действие отреагируют своим поведением др. люди, на взаимодействие с к-рыми он рассчитывает. При анализе соц. действия важно понятие «ожидание», совр. социол. термин — «экспектация». Нет ожидания и осознанности этого ожидания — нет и действия.
Вебер выделял след. осн. типы соц. действий: целерациональное действие; ценностно-рациональное действие; действие аффективное; традиционное действие. Все типы соц. действия, с т.з. методологии, по своему характеру явл. идеальными типами. Идеальные типы есть нек-рые обобщения, с помощью к-рых
исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые соц. факты. Вебер предлагает след. примерную классификацию идеальных типов: 1) более или менее приближенно достигнутый правильный тип; 2) целенаправленно ориентированный тип; 3) действие, более или менее сознательное и более или менее однозначно целерацио-нально ориентированное; 4) действие ориентированное, не целенаправленное, но понятное по своему смыслу; 5) действие по смыслу более или менее понятно ориентированное, однако нарушаемое более или менее сильно вторжением непонятных элементов; и, наконец, 6) совершенно непонятные психол. или физические факты в чел. и связанные с ним.
Идеальный тип, по Веберу, — это чистая модель целенаправленного действия, методол. средство соц. и истор. иссл-я. Идеальный тип — заведомое упрощение и идеализация соц. явлений для систематизации эмпирического материала, его сопоставления, изучения. Чем резче и точнее идеальный тип сконструирован, являясь, т.о., более абстрактным и нереалистичным (weltfremder) в этом смысле, тем лучше он способен выполнить методол. функции в формулировании классификации терминологии, в формировании типологий и гипотез.
Идеальный тип — это предельные понятия, с к-рыми сравнивается соц. реальность, для того чтобы выявить в ней существенные моменты, напр., для науч. анализа удобно рассматривать все иррациональные, аффективные элементы поведения как факторы отклонения от концептуально чистого типа рационального действия. Различие между действительным ходом поведения и его идеально-типичной конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, к-рые оп-ред. существующую ситуацию. Примерами идеальных типов, по Веберу, явл.: хомо экономикус, ремесло, капитализм, церковь, секта, христианство, средневековая урбанистическая экономика. Это — термины, к-рые используются
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
как средство для описания индивидуальных истор. формаций. Хотя идеальные типы — это логические конструкции, но они не явл. чисто произвольными. Эти конструкции не должны противоречить уже добытому научному знанию, и в них должна быть показана и доказана причинная связь элементов, вводимых в идеальный тип, с др. его элементами. Чистыми, идеальными типами господства, к-рые проанализировал Вебер, явл. харизматический, патриархальный и рациональный. При изучении истории об-ва созданный исследователем идеальный тип явл. средством получения знания, но не самоцелью, а при социол. анализе, где самостоятельную ценность приобретают классификация, типология, дело уже обстоит неск. иначе.
Нем. социолог Г. Фрайер отмечал, что идеальный тип противостоит как индивидуализирующему, так и обобщающему способам мышления, т.к. он, с одной стороны, указывает, что есть характерного в индивидуальном, и с др. — обращается только к типичному посредством обобщения, а не к общей значимости законов. Акцент на сознательность, рациональную осмысленность помогает Веберу ограничить свою С.п., ориентированную на рациональное постижение осознанного чел. действия как причины соотв. действия др., от «массовой психологии» Г. Лебона и соц-и подражания Г. Тарда, а также от социол. ориентации, усматривающих специфику соц-и в изучении соц. реальности, формирующейся «за спиной» индивидуального сознания личности, так что чел. с его духовным миром есть только следствие соц. процессов, а не их причина.
Лит.: Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904; Он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Он же. Избр. Образ об-ва. М., 1994; Култы-гин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. М., 2006; Rickert И. Die Probleme der Geschichtsphilosophie. 3 Aufl. В., 1924; Weber Μ. Gesammelte
Ausgabe zu Soziologie und Sozialpohtik. Tub., 1924; Idem. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947; Idem. Gesammelte Ausgabe zur Wissenschaftsleh-re. Tub., 1951; Idem. Staatssoziologie. В., 1956.
B.IJ. Култыгин
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА— изучает реальное, фактическое функционирование норм права в об-ве, в системе соц. взаимодействий людей, соц. гр. и ин-тов. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, соц. действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы. Чтобы установить механизм такого поведения, необходимо выявить содержательные характеристики двух переменных: 1) правовой нормы и 2) интересов, мотивов, целей, установок лиц, чье поведение связано с реальным функционированием норм права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направленность соотв. актов соц. действия.
Деятельность индивидов, акты их поведения (т.е. постановка цели, выбор средств, принятие решения и его исполнение) всегда адресованы об-ву: они влияют, воздействуют на него, они затрагивают составляющие его кл., соц. гр. и слои, отд. членов об-ва. Жизнь права, жизнь и «деятельность» закона — это жизнь людей, деятельность конкр. индивидов, так или иначе связанная с правом. Право с социол. позиций не есть лишь инструмент для решения правил, установленных полит, властью. Право — это непосредственная жизнь людей, оно неотделимо от их бытия, желаний, потребностей.
Для освещения социол. аспекта права необходимо выявление социокульт. традиции об-ва в той ее ч., где речь идет о совокупности относительно устойчивых, разделяемых большинством народа представлений о праве, правосудии, справедливости и т.д. Об-во как объект соц-и — это специфическая совокупность отношений между людьми, суше-
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИМИНОЛОГИЯ)
ствование к-рых предопределяется их взаимной зависимостью; именно в об-ве в ходе взаимодействия, осуществления совместных действий и поступков создаются культ, ценности и общие символы. В свете этих ценностей и символов вырабатываются в т.ч. и правовые категории и понятия и, что наиб, важно, указанные категории и понятия, включаясь в поле соц. действия, неизбежно приобретают особый смысл, их подлинное, реальное значение связывается с более широким социокульт. миром устойчивых, господствующих представлений, ценностных установок, стереотипов обществ, сознания.
Понятия «право», «закон» приобретают реальный, подлинный смысл и значение во взаимодействии с такими представлениями. Именно обществ, сознание предопределяет реальное соц. функционирование в обществ, жизни указанных терминов, дефиниций, понятий. Здесь, в сфере совершения реальных соц., полит, действий, выявляется суть, подлинный смысл и значение правовых установлений, ин-тов в данных условиях места и времени.
Реальное соц. существование права выявляется в связи, во-первых, с отношением индивидов, соц. гр. и кл. к данному праву, когда ценности, установки и иные характеристики индивидуального и группового сознания взаимодействуют с нормами, ценностями, воплощенными в отд., конкр. соц. ин-тах, прежде всего, в системе правовых норм об-ва; во-вторых, с соотношением самих правовых норм (системы права) с иными, более широкими соц. структурами: обществ, правосознанием, мор., идеологией; и в-третьих, с соотношением совокупности полит., правовых, морально-этических и иных норм и ценностей данного об-ва с его ведущими соц.-экон. характе ристиками.
Если осн. задача правовой науки — изучение соотв. отраслей права, воплощенных в законодательстве, то задача С.п. — иссл-е соц. закономерностей становления, развития и применения правовых норм, регулирующих деятельность
соц. ин-тов, поведение индивидов; закономерностей, проявляющихся в ходе взаимодействия норм права и объективных соц. норм; установление степени эффективности права в ходе реализации осн. задач соц. политики.
Лит.: Новгородцев П.И. Лекции по истории и философии права: Учение нового времени, 14—19 вв. М., 1918; Кистя-ковский Б.Л. В защиту права (интеллигенция и правосознание) // Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. М-, 1990; Нер-сесянц B.C. Наш путь к праву. М., 1992; Яковлев A.M. Соц. структура об-ва. М., 2003; Friedman W. Legal Theory. N.Y., 1953; Hartung F. Law and Society. L., 1966; Unger R.M. Law in Modem Society. N.Y., 1976; The Sociology of Law. A Social-Structural Perspective. N.Y.; L,, 1980; Turner J.H. Legal System Evolution. The Sociology of Law. L., 1980.
A.M. Яковлев
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИМИНОЛОГИЯ)— прикладной разд. соц-и, изучающий закономерности возникновения и функционирования в об-ве феномена преступности и механизма соц. контроля. Феномен преступности характерен тем, что в нем воплощаются два социол. обусловленных момента: совокупность актов поведения, соц. значимых действий индивидов, с одной стороны, и оценка опред. категорий таких действий в кач-ве преступлений — с др. Поэтому преступность предстает как единство объективного (соц. значимые акты поведения) и субъективного (оценивающая деятельность гос-ва, выраженная в уголовном законе), а само преступление — как соц. факт, обретающий свой смысл и значение извне, из соц. среды.
Социол. характеристика преступности выводится из социокульт. орг-ции об-ва, его соц.-полит, структуры, специфики функционирования соц., экон., полит, ин-тов; выявляется зависимость преступности от характера процессов соц. развития и изменения, опред. характер преступного поведения в связи с состоянием и характеристиками соц. гр.
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИМИНОЛОГИЯ)
и общностей, особенностями процесса социализации индивидов.
Определение преступности — соц. и истор. предопределяется типом социо-культ. орг-ции об-ва, эволюционируя со сменой доминирующих соц, ценностей. В основе определения преступности лежит изменяющееся содержание тех соц. норм, соблюдение к-рых признано необходимым в рамках данной ценнностной социокульт. системы. Среди разновидностей определения преступности можно выделить такие последовательно возникавшие понятия преступности, как религиозно-теологическое (Средневековье), рационально-гедонистское, антропологи-ческое, психиатрическое (Новое время), тоталитарно-идеологическое (Новейшее время) и культурологическое (современность). Если первые пять видов определения преступности исходят из поляризации и объективизации добра и зла, придавая качественную определенность понятию преступления, то культурологическое объяснение рассматривает преступность как разновидность субкультуры, чье развитие функционально предопределено соц.-полит, орг-цией об-ва.
При анализе воздействия соц.-полит, орг-ции об-ва на преступность ее характер выводится из дисфункций соц. ин-тов. Зависимость преступности от полит, ин-тов раскрывается через механизм зависимости насильственной, полит, мотивированной преступности, от степени ослабления легитимности гос. власти, характера, направленности и темпов соц. перемен, уровня и напряженности соц. фрустрации, уровня и степени модернизации об-ва, направленности полит, развития и характера господствующего режима.
Преступность в сфере экономики выводится из характера экон. взаимодействий (статусные либо договорные отношения), распределения богатства и власти (их слияние, разделение и взаимосвязи), роли власти и насилия, монополии и конкуренции в возникновении, распределении и обращении капитала, характера функционирования нн-тов экономики, распространения соц. сфер
коррупции. Протекающие в об-ве соц. процессы (урбанизации, модернизации, миграции и т.д.), меняя обществ, потребности и соц. ситуацию, ведут к нарастанию дисфункций законных ин-тов, предопределяя функциональную роль организованной преступности.
Понимание преступлений как рез-та взаимодействия личности с соц. средой, выявление ситуативной дезадаптации индивида к соц. среде позволяет объяснить агрессивную, насильственную преступность как проявление аффекта неадекватности. Такой подход объясняет агрессивное поведение через механизлт фрустрации, показывает пути обучения и подражания агрессии, ее переноса и разрядки.
Рассматривая соц. гр. и сооб-ва как существенный элемент орг-ции об-ва, соц.-психол. анализ позволяет раскрыть функциональную связь преступности с дисфункциями указанных образований, определить роль первичных, неформальных, референтных гр., неформальных лидеров в зонах преступной субкультуры, рассмотреть соотношение преступного и конформного поведения, определить соотношение конформизма с уровнем мор. зрелости индивидов. Анализ индивидуального преступного поведения связан с применением положений и категорий соц-и личности. Определение соц. роли индивида как ожидаемого поведения, ее связь с соц. позицией, рассмотрение ситуаций внутри ролевого и межролевота конфликта позволяет раскрыть мотивирующее значение соц. роли как модели преступного поведения.
Методол. основой С.п. служат понятия и категории обще социологического порядка, категории соц.-психол. плана, а также понятия и категории соц-и личности и поведенческой психологи;; Применяемые в совокупности указанные понятия и категории позволяют определить механизм соц. контроля нал преступностью; роль наказания как аверсивного стимула при оценке эффективности как гос., так и неформального соц. контроля; показать роль поощрение соц. одобряемого, позитивного повел;-
СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНАЯ
ния, а также место и значение этического контроля и самоконтроля; рассмотреть действие положительной и отрицательной обратной связи в механизме соц. контроля.
Лит.: Соц-я преступности. М., 1966; Яковлев A.M. Преступность и соц. психология. М., 1971; Социол. проблемы соц. регуляции поведения. М., 1976; Соц. отклонения. Введение в общую теорию. М., 1984; Яковлев A.M. Теория криминологии и соц. практика. М., 1985; Он же. Соц-я экон. преступности. М, 1988.
A.M. Яковлев
СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНАЯ- направление в зап. соц-и, близкое к неомарксизму, теор. обосновывающее необходимость радикальной замены индустриальной (кап.) обществ, системы на более прогрессивное, рациональное и гуманное об-во. Ср. оказала значительное влияние на идеологию «новых соц. движений».
Частично истоки Ср. — в марксистском положении о преходящем характере господствующих в совр. об-ве кап. отношений. Предшественниками Ср. явл. также Т. Веблен, отмечавший возрастание роли науки и техники в нач. 20 в. и необходимость перехода контроля над процессами промышленного производства и распределения от собственников к управленцам и техн. интеллигенции, а также Л. Корей, утверждавший, что в 1930-х гг. науч.-техн. интеллигенция и управленцы стали передовым «новым средним кл.», расслаивающимся на пау-перизирующееся большинство и благополучное меньшинство. Ср. и «новые соц. движения» интеллигенции развивались одновременно, оказывая друг на друга взаимное влияние. В числе видных представителей Ср. в период движения «новых левых» были Р. Миллс, Э. Гоулд-нер и др. Миллс выдвинул «критическую теорию», осуждающую своекорыстие • властвующей элиты» и «иррациональность» совр. капитализма, Надежду на гуманизацию об-ва, способную преодолеть отчуждение личности, он связывал с радикальной гуманитарной интелли-
генцией и молодежью. Гоудднер связывал перспективу коренного преобразования об-ва с «новым кл.», включающим и техн., и гуманитарную интеллигенцию, а также менеджеров. Из представителей Ср. периода «новых демократических движений» следует выделить А. Горца, к-рый полагал, что в кап. странах (включающих и страны «реального социализма») существует конфликт между ожиданиями самореализации личности и индустриальной системой, настроенной на максимизацию производительности, разрушающей природную, соц. и культ, среду; что роль субъекта освобождения перешла от рабочего кл. к интеллигенции, что в постиндустриальном социалист, об-ве духовные ценности сменят экон. Тогда осн. заботой станет развитие ли ч нети внутри самоуправляющихся коммун, где творческий труд будет создавать не меновые, а потребительные стоимости, а коллективные отношения приведут к прямой демократии в об-ве. К Ср. следует отнести также представителей соц-и «экол. социализма». Т. Эбер-манн и Р. Трамперт, напр., исходя из необходимости создания благоприятной для чел. среды, предлагают радикальные изменения обществ, отношений: переориентировку производства с прибыли на потребительные стоимости, замену представительной буржуазной демократии — прямой, индустриальной идеологии с идеей роста производства — на идеологию самореализации творческих способностей личности в коллективном труде свободных ассоциаций. Они выступают за ликвидацию частной собственности и власти буржуазии через осуществление власти трудящихся и воспитание экол. сознания. В целом для Ср. характерна резкая критика буржуазного об-ва, признание марксизма в кач-ве инструмента познания раннего капитализма и его недостаточности для объяснения совр. обществ, отношений. В Ср. прослеживается развитие сознания интеллигенции: попытки разобраться в процессах совр. обществ, развития, осознать свою роль, создать модель будущего об-ва. Тем не менее Ср. пока не удалось
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
выйти за рамки индустриальных отношений, осознать ведущую роль интеллектуального производства.
Лит.: Миляс Р. Властвующая элита. М., 1959; Новые направления в соинол. теории. М., 1978; История соц-и в Зап. Европе и США. М., 1999; Gouldner A. W. The Fulure Intellectuals and the Rise of the New Class. N.Y., 1979; Gorz A. Les Chemin du Paradis. P., 1983; Ebermann Т., Trumpert R. Die Zukunft der Grunen. Hamburg. 1985; Gorz A. Eine neudefenilion des Sozialismus // Die Neue Gesellschan. Frankfuter Hefte. 37 Jg., 1990. No. 6.
H.T. Кремлёв
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль сон-и и разд. религиоведения. Хотя религия была центральной темой в классической cou-и и на раннем этапе ее развития, в совр. соц-и на Западе вплоть до кон. 60-х гт. 20 в., а в нашей стране до недавнего времени Ср. занимала достаточно маргинальное положение среди лр. соииол. дисциплин.
На Западе Ср. в наст, время обретает «второе дыхание» в связи с ростом со-ииографических иссл-й, посвященных анализу кризисною состояния традиционной религиозности в Зап. Европе и росту т.н. религ. cou-й, к-рые разрабатывались в рамках той или иной христианской конфессии. При этом границы религии зачастую отождествлялись с границами институииалыюго христианства. Различие между «религ. cou-ей» и Ср. весьма существенно.
«Религ. соц-я» — это вид иссл-я, осп. ориентации и установки к-рого янл., по сути дела, религ. или теологическими, выходящими за пределы cou-и. Здесь декларируется ценностная ориентация исследователя в оценке религии, а сои-я понимается, скорее, как совокупность методов и методик (как правило, в целях подсчета верующих и неверующих), чем как самостоятельная науч. дисциплина. Ср., напротив, никоим образом не декларирует своих ценностных приоритетов, придерживаясь позиции нейтральности и свободы от оценок по поводу тех или иных верований, религий и т.д.
Соииол. классика (О. Конт, Э. Дюрк-гейм, М. Всбср, Г. Зиммсль) во мн. совпадала с классическими иссл-ми в области Ср. (Конт, Λ. Токвиль, Н. Фюстсль де Куланж, Дюркгейм, Всбср, Зиммсль). У Дюркгейма впервые появляется выражение «Ср.». Однако Ср. как таковой (т.е. в кач-ве самостоятельной дисциплины) тогда еще не было, хотя своими работами все эти авторы способствовали созданию «аналитической перспективы» для понимания «священного». В отличие от «антирелигиозной» и «религ.» перспектив (см. Религия) именно аналитическая перспектива становится фундаментом соииол. анализа религии, поскольку ее цель — понимание и объяснение, а не критика религии или обращение всех в свою веру.
Ср. становится возможной лишь в том случае, если она избегает этих крайностей — апологии и критики религии. Вопр. истинности и ложности религ. верований, идей, представлений, ценностей находятся вне сферы се компетенции. В противном случае можно говорить о сои. критике, идеологии, утопии, о богословии, философии, но не о сои-н Ср. исходиг из того, что изучение религии возможно средствами эмпирическое науки. Религиозные верования имеют «внешнюю и видимую сторону», находящую свое выражение в религ. поведенш! и религ. ип-тах.
Прежде всего Ср. изучает внешние проявления религ. веры, соц. контекст и соц. аспекты религии, доступные эмпирическому наблюдению. Однако, на наш взгляд, нельзя ограничить перспективу Ср. только тем, что можно измерить и проверить но критериям соответствия «видимой» реальности. Поскольку в таком случае будет упущено или неправильно понято мн. из того, что иах важным для людей религ. Поэтому социологу, изучающему религию, нужш развивать нечто вроде «религ. c.i коль скоро он имеет дело с .iioj рующими, но при этом он не до.ъ выходить за рамки соииол. системы щ счета. Задачи Ср., во-первых, состоят ι изучении религ. сознания и его винмо-
СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ
связи с др. формами обществ, сознания, а также религ, поведения в контексте соц. взаимодействия и повседневной жизни. Во-вторых, в установлении тенденций и закономерностей смены форм религ. сознания и религ. поведения («соц. динамика» религ. процесса). «Соц. статика» должна объяснить, почему, вследствие каких причин и условий происходит «понижение» и «повышение» религ. фактора и выявить его устойчивую типовую форму.
Учитывая то, что на протяжении большей ч. своего существования наша отечественная Ср. за редкими исключениями выполняла соц. заказ, занималась критикой и опровержением религии, была ценностно-ориентированной, иначе говоря, вполне соответствовала антирелигиозной перспективе, то есть все основания утверждать, что отечественной Ср. еще предстоит стать науч. дисциплиной. Ее становление возможно сегодня при условии соответствия осн. принципам науч. парадигмы, требованиям «интеллектуальной честности» и профессиональной этики.
Лит.: Введенский А. Религия и соц-я. Религия как явление соц. // Русский Вестник. 1900; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Нисбет Р. Возвращение священного // Социол. журнал. 1999. № 1/2; Велькер М. Христианство и плюрализм. М., 2001; Гараджа В.И. Соц-я религии. М., 2005; НШ М. The Sociology of Religion. N.Y., 1973.
Е.Д. Руткееич
СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ- теоретико-прикладное направление в общей системе постклассической соц-и, объединяющее неск. ветвей социол. знания, каждая из к-рых в свою очередь состоит из неск. отраслевых и мн. особых и частных дисциплин и специализированных теорий. Соц. пространством С.с. явл. сельская (дихотомичная городской) культурная сфера об-ва. Она представляет собой органическое единство окультуренной природы с дисперсно размещенными искусственно созданными комплексами материальных условий жизни.
Последние явл. основой особого типа существования людей, в к-ром доминируют постоянная или систематическая непосредственная связь с природной средой, аграрное производство и рекреационная деятельность.
Отд. ветви С.с. составляют совокупности дисциплин и теорий, изучающих феноменальный (земля, сельская местность, агросфера, сельское хоз-во и т.д.), структурный (сельское нас, системы соц,-терр. орг-ции, сельская соц. инфраструктура и проч.), деятельностный (характер и содержание жизнедеятельности — бытие — сельского нас.) срезы сельского соц. пространства. Ветви науч. знания, как и его направления и подна-правления, вообще мало поддаются эмпирической редукции и потому явл. областями преимущественно теор. познания. Отраслевыми, с к-рых начинается прикладное эмпирическое познание, явл. соц-я деревни в широком смысле этого понятия (см. Деревня), соц-я сельского хозяйства, соц-я земли и др. Объекты отраслевых сельских социол. дисциплин многомерны и полиструктурны, что позволяет каждому квалитетному измерению и структурному срезу их выступать в кач-ве соц. пространства функционирования особых социол. дисциплин, имеющих свои сложные специфические объекты и предметы познания. Такими особыми дисциплинами явл. или становятся соц-я сельской локальной среды, культуры сельского быта, культуры земледелия, сельского расселения, образа жизни, соц. структуры сельского нас. и т.д. Сложный структурный состав орг-ции объектов особых социол. дисциплин позволяет им выступать соц. пространством частных дисциплин и специализированных теорий социол. познания того или иного измерения или структурного элемента орг-ции этого пространства. Таковы соц-я крестьянства, сельского подворья, личного подсобного хоз-ва, сельской семьи, соц. инфраструктуры. С ними смыкаются специализированные социол. теории аграрно-крестьянского вопр., сельского и аграрного рынка труда, сельской миграции.
СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ
земельной реформы, земельного вопр., землеустройства и землепользования, природоохранной деятельности и т.д. Все вышеназванные отрасли, частные дисциплины и теории несут отпечаток специфики сельской социокульт. сферы об-ва, что и делает необходимым опред. спецификацию их в кач-ве отд. направления социол. познания.
Особым поднаправлением С,с. явл. отраслевые и частные дисциплины и специальные теории, чьи объекты едины для сельского и городского соц. пространства, и предметная область учитывает сельско-городскую дихотомию не как основание ее обособленности, а как момент внутренней типологизации ее целостности. Среди них — соц-я регионов, урбанизации, отношений г. и деревни, агропромышленной интеграции, агропромышленного бизнеса. Др. особое поднаправление С.с. составляют также общие на теор. уровне с г. дисциплины, но имеющие столь существенную специфику характера и содержания объекта на селе и в г., что прикладное иссл-е предметной области их требует особых методологий.
На этапе становления классической соц-и сельская проблематика иссл-й была в центре внимания почти всех ее основоположников. В Зап. Европе и США это объяснялось острыми противоречиями, к-рыми сопровождался происходивший в данный период переход от традиционных крестьянских об-в к индустриальным, раскрестьяниванием деревни, массовой сельской миграцией в г., ростом городской безработицы и т.п. соц. негативными явлениями. По завершении этого перехода и превращении деревни в малоактуальную периферию обществ, развития, интерес к С.с. на Западе угас. Ч. ее тематики вошла в предметное поле др. наук, в основном этнографии, антропологии и соц. психологии отсталых народов и племен. Новый всплеск интереса к С.с. произошел здесь после 2-й мир. войны. Он был вызван необходимостью объяснить феномен активизации участия крестьянства в национально-освободительных войнах, поскольку именно
крестьянство стало в то время во всех колониях и доминионах осн. силой антиколониальных движений. В последние гг. значительное место в зап. С.с. занимает анализ процессов либеральной модернизации сельского соц. пространства в России и др. странах бывшего социалист, содружества.
Зарубежная историография соц-и выделяет неск. наиб, влиятельных зап. школ С.с. Приоритет отдается амер. С.с, поскольку она имеет богатый набор тщательно разработанных методик, показателей, индикаторов, приемов измерения, техники и орг-ции эмпирических иссл-й В Европе, особенно во Франции и Румынии, значительным влиянием в С.с. по-прежнему пользуется монографическая школа С.с. Др. влиятельная в С.с. Англии, Франции и Германии школа имеет крестьяноведческую направленность. Оригинальные школы С.с. складываются в развивающихся странах. Основоположники их, как правило, прошли подготовку в амер. и европ. ун-тах и находились под влиянием идей своих учителей. Однако новые поколения социологов все чаще обращаются к традициям отечественного обшествознания.
Примечательна подражательная связь совр. зап. школ с российской С.с. Она не случайна. Россия к моменту создания теор.-методол. основ прикладных социол. иссл-й более чем на 4/5 оставалась сельской, и потому как теор., так и прикладная соц-я развивались здесь в осн. в сельском соц. пространстве. Последняя приобрела столь массовый характер, что накануне ί-й мир. войны каждый уезл европ. ч. России и большинство зауральских уездов имели основанные на сошт-ол. обследованиях соц. (краеведческиеι паспорта, благодаря чему Россия становилась «прозрачным» об-вом.
После Октябрьской революции по инициативе А. Большакова, А. Чаянова. П. Литошенко и др. известных учены ν старой формации социол. иссл-я в стране возобновились с еще большим размахом. Массовой стала практика монографических обследований сел, волостей-уездов. Первое такое обследование был с