История и методология социологии
ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
для студентов направления 39.04.01 «Социология»
магистерской программы «Социология управления»
очной формы обучения
На 2016-2017 учебный год
1. Содержание государственного экзамена
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки магистра-социолога в программу государственного экзамена включены вопросы по дисциплинам общенаучного цикла (базовая часть) и профессионального цикла (базовая и профильная часть). В каждом билете содержится два вопроса: первый вопрос относится к дисциплинам базовой части общенаучного и профессионального цикла, второй вопрос - к дисциплинам профильной части общенаучного и профессионального цикла.
2. Перечень дисциплин, включенных в программу государственного экзамена
Дисциплины базовой части:
1)Философия и методология социальных наук
2)Современные социологические теории (продвинутый курс)
3) Современные методы социологических исследований
Дисциплины вариативной части:
История и методология социологии
2) Управление социальной сферой
3) Cоциальные процессы в системе международных отношений
4) Управление человеческими ресурсами
5) Управление социальным развитием организаций
6) Социокультурные проблемы глобализации
7) Социально-психологические аспекты управления организацией в условиях модернизации
3. Вопросы междисциплинарного государственного экзамена
3.1. Вопросы по дисциплинам базовой части
3.1.1. Философия и методология социальных наук:
1) Социальная наука как особый вид познания
Научная проблема, теория, знания, факты, законы. Признаки научного познания: проблемность, предметность, методологичность, доказательность, объективность и систематичность. Требования к научному исследованию. Постановка научной проблемы.
Философия как методология гуманитарного познания. Специфика социально-гуманитарного рационализма. Основа методологии социально-гуманитарного познания. Специфика социальных и гуманитарных теорий. Язык социальной науки.
2) Структура, функции, объект и субъект социальной науки. Теоретическая методология социальных и гуманитарных наук.
Специфика социальной реальности и общественной жизни как объекта социально-гуманитарного познания. Познающий социальный субъект. Субъект «опытного знания» (Г. Гадамер).
Проблема научности гуманитарного познания.Проблема интерпретации в гуманитарных науках. Проблема истинности и достоверности научного результата. Критерии гуманитарной истины. Прогнозирование в современной гуманитарной науке. Главная проблема и конечная цель социальных и гуманитарных наук.
3) Методологические проблемы социально-гуманитарных наук.
Специфика онтологического познания общества: проблема субстанции. Специфика гносеологического познания общества: рациональное и эмоциональное в социальном познании. Специфика аксиологического познания общества: социальный субъект и объект оценки.
Типология научной рациональности. Исторические типы рациональности и смена социокультурных парадигм. Новый тип рациональности и проблемы социально-гуманитарных наук. Методологическое значение постнеклассических подходов в социальных и гуманитарных науках.
4) Парадигмы, методологические принципы и исследовательские процедуры социальных наук.
Теории социального развития в методологии социального познания. Идея многомерности в социально-гуманитарном познании (В.Ж. Келле).
Формационные и эволюционные парадигмы. Методология марксизма. Методологические принципы и исследовательские процедуры эволюционизма и неоэволюционизма. Социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл, А. Тоффлер, К. Апель). Натуралистические и прагматические исследовательские процедуры.
5) Инновационные процессы в социально-гуманитарных науках: задачи и возможности.
Модернизация как стратегическое направление развития российского общества. Методологические основы модернизационных концепций. Дискуссии о стратегиях модернизации в России и их аргументация. Гуманистическая составляющая модернизации российского общества.
Современное состояние фундаментальной и прикладной российской науки. Социальный статус современного ученого в России.
Развитие интеграции научно-исследовательской и научно-практической деятельности молодых ученых и специалистов в условиях модернизации. Перспективы российской социальной науки и условия ее возрождения.
Литература:
1. Кимелев, Ю.А. Методология социальных наук (современные дискуссии). Аналитический обзор / Ю.А. Кимелев. - Москва: РАН ИНИОН, 2011. - 96 с.
2. Мельникова, Л. Л. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Л. Мельникова. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 640 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144599 (дата обращения 14.09.2016).
3. Пивоев, В. М. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. М. Пивоев. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 321 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652 (дата обращения 14.09.2016).
3.1.2. Современные социологические теории (продвинутый курс):
1) Неофункционализм как направление функциональной теории.
Структурный функционализм как одна из социологических парадигм ХХ века.
Основные аспекты критики структурного функционализма. Неофункционализм как самокритика функционализма.
Дж. Александер и его развитие структурного функционализма. Многомерная социология Дж. Александера. Основные проблемы структурного функционализма: антииндивидуализм, антогонизм к изменениям, консерватизм, идеализм, антиэпирический уклон. Закономерности и основные положения неофункционализма. Культурная идентичность. Дж. Александер о марксизме.
П. Коломи как представитель неофункционализма. Будущее неофуекционализма.
2) Социологические концепции Дж. Коулмена и Дж. Элстера.
Дж. Коулмен: попытка создать интегративную социологическую теорию, позволяющую исследовать социальные процессы на макро- и микроуровнях. Базовые принципы теории рационального выбора. Понятие социального института и социального капитала у Дж. Коулмена.
Теория рационального выбора Й. Элстера. Роль мотивации в рациональном выборе. Основные мотивационные типы по Элстеру: индивидуалисты, коллективисты, идеалисты и подражатели.
3) Теория «конца истории» Ф. Фукуямы.
Сущность теории «конца истории» Ф. Фукуямы. Конец идеологической борьбы, искусства и философии. «Великий разрыв» - рост состояния аномии в обществе. Объяснение цивилизационного кризиса.
Ф. Фукуяма о либеральной демократии и нацоналистических настроениях. Отставание неформальных культурных ценностей и норм от новых требований. Оптимистический прогноз: стрела истории направлена вверх.
4) Фигурационная теория Н. Элиаса.
Н. Элиас как представитель американской теории интеграции. Понятие фигурации. Эмпирические исследования поведения представителей западной цивилизации. Соотношение «Я-идентичности» и «Мы-идентичности».
Рост самоограничений и изменение способов социального подавления. Удлинение «цепочек взаимозависимости». Новый код поведения и его распространение сверху вниз, от высших слоев к низшим.
Современное государство как наследник абсолютной анархии. Истоки западной цивилизации в культуре придворного общества.
5) Методологические социологические концепции (Р. Будон, Ф. Буррико, Р. Рорти).
Акционизм Р. Будона и Ф. Буррико. Номиналистический подход анализ общества с микроуровня – индивида и его действия. Методологический индивидуализм: основа научного анализа – понимание субъективных смыслов социальных действий. Коллективное действие как результат взаимодействия рациональных индивидов.
Концепция методов общественных наук Р. Рорти. «Объяснение» и «понимание» как методы не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. Выбор метода определяется конкретной целью и полезностью.
6) Интерпретативная методология П. Уинча.
Роль интепретации в познании общества. Сущность интерпретативного подхода в современной социологии – это культурологическая модель истолкования текста, представленная в качестве единой методологии гуманитарных наук. П. Уинч счиал, что социолог должен понять почему люди следуют правилам или нарушают их. Социальная жизнь как продолжающийся дискурс.
Причинный анализ как метод объяснения природных явлений и мотивов действия. Публичный, социально ориентированный характер действий как результат следования правилам. Правила закреплены в лингвистической практике людей. «Языковая игра».
7) Теория коллективных действий М. Олсона.
Концепция общественного блага: взаимосвязь общественного блага и больших социальных групп. Понятие коллективного (общественного) блага. Использование коллективного блага. Эгоистическое поведение индивида, нацеленное на получение выгоды.
Малые и большие, открытые и закрытые социальные группы. Получение коллективных благ малыми социальными группами. Сочетание личных и общественных интересов.
Логика коллективного действия. Роль индивидуального в коллективном.
Развитие теории государства и классов. Проблемы экономической свободы и профсоюзов.
Литература:
1. Акулич, М.М. Современные социологические теории: продвинутый курс: учебно-методическое пособие / М.М. Акулич, Т.В. Латышева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ Ч.1, 2012. 63 с.
2. Акулич, М.М. Современные социологические теории: продвинутый курс: учебно-методическое пособие / М.М. Акулич, Т.В. Латышева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ Ч.2, 2012. 84 с.
3. Общая социология: учеб. пособие/ ред. М. М. Вышегородцев. - Москва: КноРус, 2011. - 280 с.
3.1.3. Современные методы социологических исследований:
1) Особенности современной эмпирической социологии.
Изменения, происходящие в современной социологии. Факторы, детерминирующие происходящие изменения.
Новая парадигма социологии. Наука, объясняющая явления - наука, созидающая новую социальную реальность.
Тенденции, характерные для современной теоретической социологии.
Принципы неопозитивизма применительно к социологическому исследованию.
Натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая парадигмы и соответствующие им исследовательские стратегии.
Инженерные возможности социального знания. Потребность в интеграции социального знания.
2) Современное социологическое исследование: сущность, виды, практика.
Социологическое исследование: современные трактовки термина. Основные этапы социологического исследования.
Виды исследований. Эмпирические и прикладные исследования. Монографические и сравнительные исследования. Долго-, средне- и краткосрочные исследования.
Экспресс-исследования. Разведывательное, описательное и аналитическое исследования.
Виды исследований в зависимости от масштаба. Точечные и повторные исследования. Виды повторных исследований.
Виды исследований, реализуемые в практике известных исследовательских фирм на современном этапе.
3) Современные требования к составлению программы исследования.
Сущность и функции программы исследования. Структура программы исследования. Методологический и процедурный разделы программы исследования. Основные требования к составлению программы исследования.
Проблемная ситуация. Проблема исследования.
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования.
Теоретическая интерпретация. Эмпирическая интерпретация: сущность и виды. Операционализация понятий.
Гипотезы: сущность, виды, требования к составлению.
Измерение социальных явлений и процессов: поиск индикаторов. Требования, предъявляемые к конструированию шкал.
Процедурный раздел программы: стратегический план исследования; рабочий план исследования; обоснование выборки исследования; выбор метода исследования.
4) Современные требования к формированию выборочной совокупности.
Сплошные и выборочные исследования. Основные этапы проектирования выборки. Определение генеральной совокупности. Выбор представительной основы выборки. Подбор методов формирования выборки. Определение объема выборочной совокупности. Отбор единиц анализа.
Случайные выборки. Простой случайный отбор. Случайный стратифицированный отбор. Гнездовой отбор. Систематический отбор.
Неслучайные виды отбора. Стихийный отбор. Квотная выборка. Целевая выборка. Метод основного массива. Метод «снежного кома».
Повторная и бесповторная выборка. Одноступенчатая и многоступенчатая выборка.
Особенности построения выборки в практике современных исследовательских центров.
5) Количественные и качественные методы исследований в современной социологии
Подходы к получению первичной социальной информации в современных исследованиях.
Методологические основания и границы применения количественной и качественной методологии.
Сущность и основные характеристики количественных методов. Опрос, его познавательные возможности. Современные требования к проектированию анкеты. Основные требования, предъявляемые к организации опроса с современных условиях.
Наблюдение. Экспериментальные методики. Контент-анализ.
Сущность качественной методологии в исследованиях. Важные компоненты качественных исследований. Сущность и основные характеристики качественных методов.
6) Социологические исследования и современные информационные технологии.
Место и роль информационных технологий в социологическом исследовании.
Использование современных информационных технологий при сборе социологической информации. Телефонный опрос. Самозаполнение на компьютере. Опросы на Интернет - форумах. Web - опросники. Onlinе-исследования. Опросы через Интернет-панель. Голосовая связь. Опросы по электронной почте. SMS-опрос.
Программы, используемые в социологии для обработки данных. Средства компьютационной социологии. Некоторые результаты компьютационной социологии. Компьютерные программы обработки данных.
Литература:
1. Абчук, В.А. Методы исследований в менеджменте: учебник для студентов вузов / В. А. Абчук, А. Ф. Борисов, А. В. Воронцов; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Росток, 2012. - 480 с.
2. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы : интерактивное учеб. пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - Электрон. дан. - Москва: Ин-т социологии РАН, 2011. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
2. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс] / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 256 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221289 (дата обращения 14.09.2016).
3. Теория и методология в практиках российских социологов: постсоветские трансформации/ Институт социологии РАН; [отв. ред. Л. А. Козлова; ред.-сост. Н. Я. Мазлумянова]. - Москва: Научный мир, 2010. - 480 с.
3.2. Вопросы по дисциплинам вариативной части
3.2.1. История и методология социологии:
1) Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в социологии.
Позитивистская концепция социологической науки. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры первого позитивизма. История первого позитивизма в персоналиях: О.Конт, Г.Спенсер, Д.-С.Милль. Второй позитивизм и его принципы. Второй позитивизм в персоналиях: Э.Мах, Ж.-А.Пуакаре. Развитие классического позитивизма в социологии России: М.Ковалевский, Н.Михайловский.
Неопозитивизм и его принципы. Лингвистические правила изложения науки (протокольные предложения) и принцип верификации в неопозитивизме.
Постпозитивизм как эволюционная теория науки и его принципы: эволюционное объяснение содержания научного знания, методологический плюрализм, единство истории и методологии науки.
Кризис позитивизма в социологической науке. Позитивизм и поиск новых методов социального познания.
2) Функционализм и структурный функционализм.
Функционализм и структурный функционализм в социологии. Связь структурного функционализма с эмпирическими направлениями науки. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма.
Цели структурно-функционального анализа общества. Общество как система. Социальная структура и структурные элементы общества: институты, нормы, роли. Социальный порядок и социальная функция. Социально необходимые функции и общественные потребности. Функции явные и скрытые (латентные). Функции и дисфункции.
История структурного функционализма в персоналиях: Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон. Критика структурного функционализма в социологии.
3) Структурализм и постструктурализм (постмодернизм).
Структурализм в социологии. Основные идеи, принципы и исследовательские процедуры структурализма. Структуры как основы социальных явлений и процессов. Социальный порядок и бессознательные ментальные структуры. Символическая форма общественных структур. Язык как понятийный аппарат постижения структур общества. Цели структуралистского анализа общества. Основные процедуры методологии структурализма: анализ текстов, поиск структурного единства текстов, выделение элементов структуры, верификация текстов. История структурализма в персоналиях: К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Ю.М.Лотман. Генетический структурализм П.Бурдье. Критика структурализма.
Постструктурализм (неоструктурализм, постмодернизм). Идея деструктурации. Децентрация и тотальный плюрализм. Симулякр, практикабль, ризома в постмодернизме. История постструктурализма в персоналиях: М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида, Ж.Бодрийар.
4) Символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология.
Г.Зиммель как предтеча символического интеракционизма. Проблема социальных коммуникаций в символическом интеракционизме. Я-концепции в социологии. Концепция «зеркального Я» Ч.Кули. Дж. Мид как основатель символического интеракционизма. Развитие символического интеракционизма: Л.Стросс, Э. Гофман – социодраматический подход («драматическая социология»).
Методы исследования в символическом интеракционизме (включенное наблюдение, описание).
Феномены как глубинные структуры сознания. Феноменологическая процедура исследования. Феноменологическая редукция как метод познания в феноменологии. А.Щюц как основоположник феноменологической социологии. Учение о «жизненном мире» и повседневности. Формы повседневности (А.Щюц): трудовая деятельность; специфическая уверенность в существовании мира; напряженное отношение к жизни; особое переживание времени; специфика личностной определенности действующего индивида; особые формы социальности. Роль языка в понимании повседневности. Методы изучения жизненного мира и повседневности в феноменологии. Феноменологическое качественное исследование: стратегии и тактики.
Этнометодология как «молодое» направление в социологии. Основные идеи этнометодологии: прояснение структур повседневности, нахождение «невидимых правил», которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Г. Гарфинкель как создатель и основоположник этнометодологии. Роль языка в исследованиях Гарфинкеля (грамматика, символы, жесты, ритуальные движения, манеры и др.). Любой человек - социолог. Методы этнометодологии: изучение разговоров, социальных институтов, науки, кризисные эксперименты. Затруднения и противоречия в этнометодологии. Критика этнометодологии.
5) Бихевиоризм в социологии.
Общеметодологические предпосылки бихевиоризма. Социальная жизнь с точки зрения механизмов условных рефлексов (стимул, раздражитель – реакция). Методы исследования в бихевиоризме (описание, измерение, регистрация поведения в контролируемых условиях).
Дж. Уотсон как основатель бихевиоризма. Социальный бихевиоризм. Б.Скиннер как классик социального бихевиоризма. Изучение причин поведения человека в обществе и управление им. Роль рефлексов в общественном поведении. Причины асоциального поведения по Скиннеру.
У.Самнер, его идеи «естественного социального отбора» и социального неравенства. Теория фрустрации и социальной агрессии Н.Миллера и Дж.Долларда.Теория «социального научения» и «эффективности личности» А.Бандуры. «Локус контроль» Дж.Роттера. Дж. Хоманс и его понимание задач социологии (теория элементарного социального поведения).
Бихевиоризм в России (И.Павлов, В.Бехтерев, И.Сеченов, А.С.Звоницкая). Необихевиоризм и его роль для социального знания. Критика бихевиоризма в социологии.
6) Теория социального обмена, теория социального конфликта.
Методологические предпосылки теории социального обмена. Психологические основы теории социального обмена (Б.Скинер). Социальный статус, социальная роль и власть в процессах социального обмена. Утилитаризм и прагматизм как основа социального обмена. Теория социального взаимодействия Д.Хоманса. Механизмы обмена и регулирование социальных отношений по Хомансу (группа, деятельность, взаимодействие, обмен, ценности, чувства).
П.Блау и структурно-функциональный подход к проблеме социального обмена. Проблема активности индивидов в теории Блау. Р.Эмерсон и теория социальной сети.
Методы исследования в теории социального обмена (наблюдение).
Теория социального конфликта. Социальное действие и взаимодействие в теории социального конфликта. Конфликты, их причины, формы, масштабы, способы разрешения, возможность предотвращения. Конфликт как проявление антагонизма в классово дифференцированном обществе (социология XIX в.); столкновение классовых интересов (К.Маркс); основная форма развития общества, борьба рас (Л.Гумплович), стимулирование развития социальных процессов (Г. Спенсер, Ф.Гидденс, Т.Веблен); соревнование как борьба за существование, приспособление, ассимиляция (Р.Парк); механизм социализации (Г.Зиммель). Конфликт как борьба: экономическая, политическая и интеллектуальная, обеспечивающая общественное развитие (Я.Новиков).
Возможности создания толерантного и бесконфликтного общества (Т.Парсонс).
Л.Козер и двойственная природа общественного конфликта (общественное разрушение и созидание). Источники конфликта по Козеру. Козер об упорядочивании и социальной регуляции конфликтов. Функции социального конфликта: созидательная, интегрирующая, коммуникативно-информационная, обеспечивающая социальные изменения.
Развитие теории конфликта в современной американской социологии. Конфликтная модель общества по Р.Дарендорфу. Неустранимость конфликтов. Типология конфликтов. Социальная мобильность и конфликты в обществе. Улаживание конфликтов в обществе («контролируемая эволюция»). Конфликт и его роль в сохранении равновесия социальной системы.
7) Теории самоорганизации и синергетики в социологии.
Универсальные принципы самоорганизации и эволюции сложных систем. Механизмы устойчивости, распада, возникновения новых структур в процессе саморазвития систем. Точки бифуркации. Необратимость процессов в самоорганизующихся системах. Системы и подсистемы. Типы систем: неорганические и органические, биологические и социальные, материальные и духовные. Законы существования систем: проблемаизоморфизма. Системы высшего уровня сложности (человек, общество, культура). Социальные системы.
Синергетика как теория социального развития. Общество как большая, сверхсложная, открытая, неравновесная, нелинейная динамическая система. Движущие силы развития общества в синергетике. Необратимость социального развития. Социальная энтропия и негэнтропия. Понятие аттрактора и бифуркации в социуме. Стадии интеграции и дезинтеграции, организации и дезорганизации, порядка и хаоса в социальных системах. Прогнозирование возможных сценариев общественной эволюции и предотвращение деградации общества в синергетике.
Теория самоорганизации в персоналиях: Г. Хакен, И. Пригожин, Н.Моисеев.
Литература:
1. История социологии: учебник/ Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М.В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, В. П. Култыгин. - Москва: Норма, 2013. - 1104 с.
2. Кукушкина, Е.И. История социологии: учебник: для вузов по специальности 020300 «Социология». - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 464 с.
3. Пивоев, В. М. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. М. Пивоев. М.: Директ-Медиа, 2013. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652 (дата обращения 14.09.2016).
4. Яркова, Е.Н. История и философия науки. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. – 364 с.
3.2.2. Управление социальной сферой:
1) Социальная сфера как система.
Социальная сфера как совокупность различных сфер общества, как система, состоящая из различных элементов.
Социальная сфера как специфическая область связей и отношений. Понятие социальной сферы. Социальная структура, социальная инфраструктура, непроизводственная сфера. Структура социальной сферы.
Управленческие проблемы в социальной сфере и принципыих решения. Особенности действий субъектов управлениям социальной сфере: формы и методы.
2) Специфика управления в социальной сфере.
Особенностей управления в социальной сфере (широкий смысл): характер управленческой среды и специфика социальных процессов, в условиях которых осуществляется управление; специфика форм собственности в различных социальных сферах; коммерческий и некоммерческий характер организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах общества; государственное управление и рыночные механизмы управления в социальной сфере.
Государственные и негосударственные субъекты в социальной сфере. Специфика социальной сферы как объекта социального управления. Генезис социальной сферы.
Функции управления социальной сферой. Субъекты социального управления социальной сферой.
Социальная инфраструктура и ее роль в эффективном функционировании общественного производства.
3)Управление в сфере занятости.
Государственная политика в области занятости населения. Направления политики российского государства в области занятости населения в России. Органы Федеральной государственной службы занятости. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения.
Деятельность служб занятости по социальной поддержке безработных. Социальные и экономические последствия безработицы. Безработица в России: виды, формы и тенденции. Безработица среди молодежи.
Социальная защита от безработицы. Социальная политика и рынок труда. Основные приоритеты политики занятости в России. Практика государственного регулирования сферы занятости в зарубежных странах. Законы, регулирующие занятость населения.
Характеристика тенденций развития международного рынка труда.
4) Управление в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальная сфера как объект управления. Субъекты управления жилищно-коммунальной сферой. Жилищная политика государства в условиях рынка жилья.
Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства и содержания жилого фонда. Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ. Зарубежный опыт регулирования рынка жилья.
Роль социальных инноваций в реформировании системы ЖКХ.
5)Управление в сфере здравоохранения.
Система управления здравоохранением, структура и функции. Субъект и объект управления в сфере здравоохранения. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения. Принципы управления в сфере здравоохранения. Особенности медицинского менеджмента. Реформы здравоохранения в России. Сущность медицинского страхования.
Основные модели финансирования в мировом здравоохранении. Структура здравоохранения России: федеральный, региональный и местный уровни.
Приоритетный национальный проект «Здоровье». Проблемы управления здравоохранением и направления реформирования.
ВОЗ: ее смысл и предназначение.
Литература:
1. Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере [Электронный ресурс]: учебное пособие / Гасумова С. Е. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 311 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=253804 (дата обращения 14.09.2016).
2. Валасова, А. В. Менеджмент в социальной сфере [Электронный ресурс] / Валасова А.В. М.: Лаборатория книги, 2012. - 99 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=141442 (дата обращения 14.09.2016).
3. Моисеев, В. В. Социальная политика России. [Электронный ресурс] / Моисеев В. В. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 348 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=232656 (дата обращения 14.09.2016).
4. Скрипник, О. Б. Социальная политика в сфере жилищно-коммунальных комплексов регионов [Электронный ресурс] / Скрипник О. Б. М.: Финансы и статистика, 2012. 168 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=220385 (дата обращения 14.09.2016).
3.2.3. Cоциальные процессы в системе международных отношений:
1) Современные теории и направления системы международных отношений.
Основные положения неомарксистского пониманиямеждународных отношений. Транснационализм: содержание, разновидности, представители. Сущность постмодернистской парадигмы в социальных науках; ее проявление в международных отношениях.
Этапы становления и развития системы международных отношений в эпоху холодной войны: Британская школа “Международного общества” о праве, правилах и порядке в международных отношениях. Х. Булл, М. Уайт и др. представители британской школы. Р. Арон и французская школа. Г Британская школа после холодной войны: Р. Джексон, К. Браун и др. представители.
Французская школа СМО после холодной войны: Б. Бади, М.К. Смутс и др. об особенностях и преимуществах социологического подхода к изучению международных отношений.
Американская школа системы международных отношений.
2) Государство как участник международных отношений.
Государство как основной международный актор. Основные признаки государства, их историческая эволюция. Государство и нация: особенности немецкой и французской традиций в их рассмотрении.
Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в международных отношениях.
3) Международные процессы: понятие и виды.
Понятие и виды международнополитических процессов. Международный и межгосударственный конфликт: общее и особенное. Типы международных конфликтов.
Понятие и виды международного сотрудничества. Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества. Теории международной интеграции. «Функционализм», «неофункционализм», «федерализм» и «плюрализм»: содержание и роль в развитии теории и практики международной интеграции.
4) Россия в системе современных международных отношений.
Особенности международного положения России после развала СССР. Основные характеристики постсоветской России как международного актора.
Национальные интересы России и их трактовка представителями различных политических сил. Национальные интересы в трактовке российских нелибералов, умеренных реалистов, национал патриотов и коммунистов.
Основные этапы и важнейшие направления российской внешней политики в постсоветский период и проблемы реализации ее национальных интересов.
Литература:
1. Духина, Т. Н. Геополитика: [Электронный ресурс] учебное пособие / Т.Н. Духина. Ставрополь: АГРУС, 2013. – 168 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=232915 (дата обращения 14.09.2016).
2. Зубачевский, В.А. Исторические и теоретические основы геополитики: [Электронный ресурс]: учебное пособие / Зубачевский В. А. М.: Флинта, 2011. - 96 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=83130 (дата обращения 14.09.2016)
3. Карпович, О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения [Электронный ресурс]: монография / О. Г. Карпович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 503 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=490883 (дата обращения 14.09.2016)
3.2.4. Управление человеческими ресурсами:
1) Стратегия и политика управления человеческими ресурсами.
Стратегические принципы управления человеческими ресурсами. Выбор стратегии управления человеческими ресурсами. Основные факторы, определяющие стратегию УЧР. Связь политики управления человеческими ресурсами с особенностями стратегии бизнеса и организационной культурой. Функции управления человеческими ресурсами.
Основные группы интересов и ситуационные факторы внешней (социально-экономической) среды. Миссия организации и особенности политики управления человеческими ресурсами. Организационная структура управления человеческими ресурсами.
2) Формирование кадрового состава организации.
Определение потребности фирмы в кадрах. Гибкие стратегии занятости. Выбор источников пополнения кадров. Требования к вновь нанимаемым работникам. Основные подходы к формулированию требований к кандидатам.
Привлечение персонала в организацию: основные этапы набора и отбора персонала, их характеристика. Подходы к разработке политики набора персонала. Процедуры найма. Методы отбора. Введение в должность, работа с вновь принятыми сотрудниками. Внутрифирменные перемещения. Увольнения и сокращения работников.
3) Обучение и развитие персонала в организации.
Основные принципы и функции обучения и развития персонала. Факторы мотивации работника к обучению. Квалификация персонала. Первичное и вводное обучение. Методы обучения персонала. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка как виды обучения персонала, их характеристика.
Планирование карьеры, профессиональное и управленческое развитие. Взаимосвязь управленческого развития и обучения.
Аттестация персонала: сущность и задачи. Современные методы оценки персонала. Основные подходы к аттестации и их особенности. Основные этапы и содержание системы оценки персонала.
4) Организация службы управления человеческими ресурсами.
Основные направления деятельности службы персонала, их содержание. Роли службы персонала: поставщик внутренних услуг, внутренний консультант, посредник, бизнес-партнер. Соотношение целей и областей деятельности службы с персоналом. Показатели деятельности службы УЧР.
Классические схемы организации службы УЧР в западных компаниях. Становление службы УЧР в новой России. Положение об отделе управления персоналом. Директор по персоналу как функциональный руководитель. высшего уровня управления организацией. Функции директора по персоналу. Операционные задачи и критерии оценки деятельности директора по персоналу. Взаимодействие с другими функциональными руководителями.
Содержание показателей эффективности работы службы с персоналом. Факторы эффективности деятельности службы УЧР.
Литература:
1. Веснин, В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика: учебник. - Москва: Проспект, 2014. - 688 с.
2. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учебник/ А. В. Дейнека, В. А. Беспалько. - Электрон. текстовые дан.. - Москва: Дашков и Ко, 2013. - 387, [1] с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=415041 (дата обращения 14.09.2016)
3. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: Учебник / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=405393 (дата обращения 14.09.2016)
3.2.5. Управление социальным развитием организаций:
1) Социальная среда организации.
Социальная среда организации. Определение внутренней и внешней социальной среды организации. Основные элементы и назначение социальной среды. Факторы социальной среды организации. Потенциал организации.
Концепция социально-ответственного бизнеса. Составляющие социальной ответственности. Уровни участия организаций в социальной сфере. Социальная ответственность: социальный эффект и выгода для организаций. Признаки социально ответственного поведения. Преимущества социально ответственной компании. Управление социальной ответственностью. Мера социальной ответственности организаций.
2) Отечественный и зарубежный опыт управления социальным развитием.
Первый опыт социального управления в Советской России. Рабочий контроль. Социалистическое соревнование. Коммунистическая трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ в СССР в 30-е гг. Источники финансирования программ социального развития.
Способы социального управления в 50-е гг. Источники финансирования социальных программ в 60-80-е гг. Методы социального управления в 60-80-е гг. Результаты социального управления в СССР в 60-80-е гг. План социального развития организации.
Социальная деятельность организаций в США. Концепция качества трудовой жизни. Концепция социальной политики ФРГ. Принцип «социальной солидарности» Швеции. Социальное партнерство в Западной Европе. Принципы управления персоналом в Японии. Западная и восточная модели социального управления.
3) Социальные стратегии в системе управления организацией.
Социальные стратегии в системе управления организацией. Принципы разработки стратегии. План стратегического развития организации. Содержание плана социальной стратегии. Гуманизация труда. Качество трудовой жизни.
Исследование эффективности социальных факторов. Социальные факторы и производительность труда. Роль социальных факторов в поведении работника на рынке труда и в организации. Социальные факторы и лояльность работника.
Необходимость распределения прибыли между заинтересованными социальными группами. Методика распределения прибыли. Влияние распределения прибыли на рентабельность организации.
4) Методика оценки уровня социального развития организации.
Понятие социальной отчетности, социального аудита и социального рейтинга. Методики социального аудита. Социальные индексы: фондовые и нефондовые индексы социальной ответственности. Нефинансовая (социальная) отчетность в РФ. Принципы социальной отчетности.
Структура социальных показателей. Методика оценки уровня социального развития организации. Социальная структура коллектива. Условия труда и культурно-бытовые условия. Оплата и дисциплина труда. Состояние объектов социальной инфраструктуры. Расчетная оценка уровня социального развития организации (уровня гуманизации труда и уровня качества трудовой жизни).
Литература:
1. Аблязова, Н.О. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова [и др.]: Учебник/ Н.О. Аблязова, И.В. Гуськова [и др.];. - Москва: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2013. - 416 с.
2. Валасова, А. В. Менеджмент в социальной сфере [Электронный ресурс] / А. В. Валасова. - M.: Лаборатория книги, 2012. - 99 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141442 (дата обращения 14.09.2016)
3. Вылегжанина, А.О. Управление ресурсами социально-экономического развития: монография/ А. О. Вылегжанина; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. - 312 с.
4. Оксинойд, К. Э. Управление социальным развитием организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. Э. Оксинойд. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 160 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115105 (дата обращения 14.09.2016)
5. Управление социальным развитием организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Управление персоналом"/ ред. А. П. Егоршин. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
3.2.6. Социокультурные проблемы глобализации:
1) Понятие и концептуальные основы глобализации.
Понятие глобализации. Глобализация как социальная реальность. Глобализация как процесс истории. Глобализация как политический процесс. Глобализация как технологическая революция.
Глобализация как трансформация мировой экономики. Глобализация как культурный процесс (триумф американской системы ценностей и др.). Глобализация и ее социологическая интерпретация.
2) Глобализация и глобальные проблемы современности.
Сохранение мира, обеспечение ограничения вооружений и разоружение. Возможность ядерных конфликтов и точки зрения глобализации. Глобализация в свете демографических проблем.
Глобализация и экологические проблемы. Освоение космического пространства. Охрана окружающей среды. Устранение голода и болезней. Преодоление отсталости. Глобализация и права человека. Ликвидация последствий духовно-нравственного кризиса человечества. Терроризм как глобальная проблема.
3) Основные типы глобального взаимодействия мировых цивилизаций (культур).
Иделогическое глобальное пространство: идеология и контр идеология. Движение информации (сообщений, верований, идей, доктрин). Передвижение материальных объектов (транспорта, вооружения, частной собственности, товаров). Движение финансов (денег, кредитов). Передвижения людей (миграция, путешествия и др.).
Криминальные типы глобального взаимодействия: нелегальные транснациональные потоки, интернациональная организованная преступность, международный терроризм, незаконная торговля, незаконная миграция, контрабанда наркотиков и оружия, радиоактивных и токсичных отходов и др.
4) Глобализация и русская культура.
Общечеловеческое и национальное в культуре в эпоху вызова глобализации.Культура России в 20 и 21 вв.: противоречия и проблемы.Актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры. Глобализация и интересы России.
Глобальные риски российской культуры. Глобализация и идентичность российской культуры. Сохранений российской культурной самобытности в эпоху глобализации. Пути и способы преодоления «издержек» глобальных процессов.
Литература:
1. Добреньков, В.И. Социология глобализации [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Добреньков, А.Б. Рахманов. - М.: Академический проект, 2014. - 640 с. - (Gaudeamus). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236410 (дата обращения 15.11.2015)
2. Добреньков, В.И. От социологии кризиса к социологии надежды [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков. - М.: Академический проект, 2014. - 656 с. - (Gaudeamus). – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236409 (дата обращения 15.11.2015).
3. Дугин, А.Г. Война континентов: современный мир в геополитической системе координат [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 — Социология / А.Г. Дугин; МГУ им. М.В. Ломоносова, Кафедра социологии; науч. ред. Н.В. Мелентьева. - М.: Академический проект, 2014. - 360 с. - (Gaudeamus). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241202&sr=1 (дата обращения 15.11.2015).
4. Мнацаканян, М.О. Глобальный мир и глобалистское мировоззрение [Электронный ресурс]: монография / М.О. Мнацаканян. - М.: Анкил, 2013. - 390 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255826&sr=1 (дата обращения 15.11.2015).
3.2.7. Социально - психологические аспекты управления организацией в условиях модернизации:
1) Управление поведением индивидов в организации.
Организационная система управления мотивацией. Мотивирование посредством формулирования целей. Обратная связь. Оценка работы.
Понятие организационной приверженности. Качество трудовой жизни. Исследование удовлетворенности и организационной приверженности.
Исследование эффективности системы управления поведением индивидов в организации.
2) Групповое поведение в организации.
Группа в организации. Влияние группы на поведение и результативность индивидов. Социальная фасилитация и социальная ингибиция. Факторы, влияющие на результативность групп в организации.
Регуляция поведения индивида в группе. Конформность. Факторы конформного поведения. Нормы и групповая эффективность.
Способы изменения групповых норм. Групповая сплоченность. Факторы сплоченности группы. Исследование групповой динамики.
3)Социально-психологические аспекты управления поведением групп в организации.
Лидерство в группе: соотношение понятий. Теории лидерства.
Групповое принятие решений. Процесс группового принятия решения. Характеристики групповых задач. Феномены процесса принятия решения группой.
Способы организации групповой дискуссии. Влияние меньшинства на принятие решения.
Понятие команда. Виды команд. Построение эффективной команды.
4) Социально-психологические аспекты управления организационным изменением.
Инновации: понятие и типы. Типы реакций на нововведения в организации.
Причины сопротивления нововведениям. Стратегии преодоления сопротивления нововведениям. Тактики внедрения изменения.
Социологическое обеспечение организационных изменений.
Литература:
1. Абрамов, А.П. Социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / А.П. Абрамов, Е.И. Боев, Е.Г. Каменский. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 385 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235088 (дата обращения: 14.09.2016)
2. Козлова, А.М. Организационное поведение [Электронный ресурс] / А.М. Козлова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 229 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=139768 (дата обращения: 14.09.2016)
3. Мишин В.М. Исследование систем управления [Электронный ресурс]: учебник / В.М. Мишин. - 2-изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 528 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115176 (дата обращения: 14.09.2016)
4. Фененко Ю.В. Социология управления: учеб. для студентов вузов/ Ю.В. Фененко. - Москва: Юнити-Дана, 2011. - 215 с.
5. Шуванов, В.И. Социальная психология управления [Электронный ресурс]: учебник / В.И. Шуванов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 468 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118145 (дата обращения: 14.09.2016)
Зав. кафедрой общей
и экономической социологии __________________ Е.В. Андрианова