Социологические методы в журналистике
Журналист сам может провести соц.исследование, чаще небольшое и локальное, напр. очный и телефонный опрос о работе органов местного самоуправления.
Соц. методы отличаются от журналистских тем, что они формализованы, структурированы, имеют дело с большим массивом объектов. Журналист же, проводя интервью или наблюдая ситуацию, имеет дело с конкретным человеком.
Интервью и анкетирование:
Опрос - социологический метод получения информации, основанный на связи между исследователем и респондентом. Это общение, благодаря которому можно получить информацию о фактах, событиях, мнениях и пр.
Недостаток: высокая доля субъективизма как респондента, так и интервьюеры.
Важно комбинировать опрос с другими, более объективными методами: анализом документов и пр.
Опрос имеет две разновидности:
1. Анкетирование (заочный письменный опрос с помощью анкеты).
Виды анкеты по способу доставки:
- раздаточная (раздается группе респондентов)
- почтовая (рассылается по почте, вкл. электронную)
- прессовая (печатается в сми, чаще отвечают пенсионеры)
- интернет-опрос (оценка конкретной публикации, но возможна подтасовка фактов - зрители голосуют за тему несколько раз)
2. Интервьюирование (очный опрос при помощи прямого общения, включая и телефонное) - социологический метод получения информации при непосредственной беседе интервьюера и респондента по вопросам.
По характеру групп респондентов:
- массовым (опрашивается множество респондентов, например, массовая аудитория издания)
- экспертным (опрашивается небольшое число экспертов, специалистов)
По способу организации:
- индивидуальные
- групповые
Особая разновидность группового интервью - фокус-группа (опрос в небольшой группе путем коллективной беседы по каким-то проблемам. Сопровождается анкетированием участников).
По технике проведения:
- стандартизированное (жесткая структура опросника, строгая последовательность)
- нестандартизированное (свободная беседа по определенной теме)
- полустандартизированное (среднее между стандартизированным и свободным).
По особенностям:
- интенсивное (длятся по несколько часов)
- фокусированное (беседа по одной проблематике)
- нарративное (направляемый рассказ о жизни, свободная форма изложения)
- ненаправленное (исходит от респондента - часто встречается в журналистике)
По содержанию беседы:
- документальное (уточняются факты и реальные ситуации)
- интервью мнений (мнения, оценки, суждения).
По способу проведения:
- личные
- телефонные
По месту проведения:
- в домашних условиях
- по месту работы
- в общественных местах
Техника проведения интервью
Требования к интервьюеру:
· доброжелательность, контактность
· компетентность и образованность
· приятная речь
· заинтересованность в исследовании
Типы респондентов (по Пэнто и Гравитцу)
· робкий
· боязливый
· болтун
· спорщик
· шутник
· самоуверенный
Место проведения интервью - важный фактор для социолога и журналиста. Выбор места зависит от цели и содержания исследования.
При мотивировании респондента важно учитывать следующие факторы:
· рефлекс вежливости
· желание на что-то повлиять
· психологическая потребность в общении
· нельзя (!) влиять на характер ответов и подсказывать
Интервью со взрослыми - около часа (могут быть исключения). С детьми - не более 30-40 минут.
Начинающим интервьюерам лучше работать вместе (один задает вопросы, другой фиксирует ответы).
Социометрический опрос - выявляются внутригрупповы отношения по типу (с кем ты пошел в разведку, на вечеринку и т.п.). Итог социометрического опроса - матрица, описывающая взамоотношения в группе.