Социально-трудовых отношений
Наше государство в соответствии с конституцией декларируется сегодня не только как правовое, демократическое, но и как социальное. То есть оно должно быть социальным, точнее, общесоциальным. А это значит, что социально гарантированный минимум, закрепленный в так называемых государственных социальных стандартах (в сфере труда, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), должен безусловно осуществляться и постоянно возрастать, расширяя возможные и благоприятные условия для всех членов общества одинаково и равно. А остальное, – это усилия самого человека, его труд, его способности, талант, творчество, его собственная социально-профессиональная и трудовая субъектность, инициативность и активность как мера развития человека.
Другая важнейшая составляющая социальной справедливости определяется и формируется способностями, созидательными усилиями, собственным трудам и активностью самого человека в различных сферах общественно-полезной деятельности. И в этом видится социальная направленность государственного регулирования экономики. Своими институтами и инструментами необходимо поддержать и развить созидательную деятельность и творческую инициативу, а с другой стороны блокировать разрушительные тенденции и социально опасные и вредные проявления в хозяйственно-экономической и социальной сфере.
На Ярославском международном форуме (сентябрь 2011 года) наш президент признал, что в России «произошло чрезмерное расслоение граждан по уровню жизни: 10 процентов самых обеспеченных россиян получают доход в 15 раз больше, чем 10 процентов самых бедных. Это так называемый децильный коэффициент. Президент почему-то не стал углубляться в причины этого явления, правда, упомянул, что у нас это произошло «как и в большинстве стран, которые в прошлом веке прошли через масштабные преобразования, через экономические реформы...» На каких континентах находится это большинство, не указано. Но если говорить о странах Восточной Европы, где прошли реформы, там такого расслоения граждан и такой бедности и в помине нет. Дмитрий Медведев, называя децильный коэффициент, пользовался данными Росстата, который годами держит уровень кратности 15–17. Но статданным доверять нельзя. Никто еще не опроверг расчеты академика Дмитрия Львова, который утверждал, что соотношение между доходами самых богатых и бедных у нас достигает разницы в десятки раз. В июньском номере 2011 года журнала «Вопросы статистики» опубликованы данные социологов. Согласно им, в России сегодня практически нет среднего класса, почти 96% россиян являются в сущности бедными и различаются между собой лишь степенью обнищания.Среднеобеспеченными оказались только 3% россиян, которые получают от 32,2 до 50,6 тыс. рублей в месяц, а на долю высокообеспеченных с доходами выше 50,6 тыс. рублей, пришелся лишь 1% населения. Зато к разряду наиболее нуждающихся относится почти 20,5% россиян, имеющих доход меньше 4,6 тыс. рублей в месяц. Количество малообеспеченных достигает 53% – это люди с доходами от 4,5 до 13,8 тысяч рублей; в группу «относительно бедных», с доходами от 13,6 до 32 тыс. рублей, попадают 22,5% граждан. Эти данные говорят не о «чрезмерном расслоении» россиян, а о вопиющей бедности в стране. Если применять западные ориентиры минимальных доходов, то Россия попадает в группу бедных стран третьего мира. А на фоне ужасающей бедности растут доходы чиновников, работающих во всех властных и управленческих структурах России. Средний уровень годового дохода (2009 г.) среди членов Совета Федерации составляет 38 млн. рублей, депутатов Государственной думы – 22,9 млн. руб., членов правительства – 13 млн. рублей, глав российских регионов – 8,4 млн. руб., администрации президента – 6,3 млн. рублей. Если к этому добавить колоссальные доходы жен и других родственников высокопоставленных лиц, то картина станет весьма впечатляющей. Лидер «Справедливой России» со знанием дела Сергей Миронов приводил такой пример: каждая семья депутатов Госдумы от «Единой России» владеет в среднем земельными участками в размере 49 гектаров!
В духовно-нравственном аспекте должны быть поставлены и разрешены с позиций совести и справедливости вопросы регулирования социально-трудовых отношений. И, конечно, ключевой момент в них – способы и размеры оплаты собственно труда, достойной заработной платы. Сегодня у нас либерализованы все основные факторы производства… кроме труда. Он обесценен, девальвирован. Бытует даже такое расхожее, но весьма поверхностное суждение – «как работаете, так и живете». Скорее и вернее надо сказать с точностью наоборот. Как человек живет – так он и работает. Доля заработной платы в единице вновь произведенной продукции и добавленной стоимости составляет сегодня в среднем до одной трети в разных отраслях производства, а в некоторых из них всего лишь десятую часть. Для сравнения и сопоставления укажем, что в развитых странах она колеблется в пределах 50-60%. В советский период с учетом общественных фондов потребления эта доля была примерно на таком же уровне. Специалисты – экономисты по социологии и экономике труда, сметчики и расчетчики всегда определят необходимую и возможную формулу оплаты труда, размеры, способы и формы получаемого дохода. Но эти расчеты закрыты за семью печатями. И понятно, почему так тщательно охраняется так называемая коммерческая тайна. На поверку за этим секретом «полишинеля» скрывается обыкновенный обман, а по-русски – грабеж. Самым блокирующим и дорогостоящим фактором разрешения большинства проблем социально-экономического характера был и остается дефицит совести, коренящийся в духовном мире человека. И это в полной мере относится к острым коллизиям, связанным с разрешением проблемы богатства и бедности, пониманием трудового достатка и социальной справедливости в целом. Предваряющим и базовым условием выступает здесь обеспечение равного доступа к тому, что создано самим Богом и матушкой – природой: к земле, ее недрам и ресурсам. Как разрешить проблему социальной справедливости по существу, сотня семей современных олигархов владеют сегодня 92% доходов от природных богатств страны, а 8% приходится на весь остальной 140-милионный народ России». Надо честно признать, что право, устанавливающее беззаконие, есть бесправие. И ему должен быть положен предел не только мерами прогрессивного налогообложения, но и возвратом природных ресурсов и соответствующей ренты под контроль всего общества и государства.
Необходимо не только преодолеть, но и не допускать впредь ничем не оправданных разрывов в оплате труда. Даже в острокризисный период последних лет дивиденды, бонусы и премиальные «эффективных» собственников и топ-мененджеров поражают воображение рядовых работников. И дело здесь не в обычной зависти, а в элементарной совести. Заглядывать в чужой карман всегда на Руси считалось зазорным, но взывать к совести было делом чести. Настала пора вернуть в законодательное поле прогрессивную шкалу налогообложения. Надуманными являются опасения, что она загонит в «тень» крупных налогоплательщиков. Пока же с точностью наоборот. Плоская шкала налогообложения успешно и значительно занижает доходы бюджета и соответственно зарплату работникам бюджетной сферы. Опасения, что прогрессивная шкала приведет к увеличению так называемых «налоговых уклонистов» и «оптимизаторов» серых схем выплаты заработков, могут и должны быть нейтрализованы соответствующими структурами всей вертикали власти. Сотня долларовых миллиардеров, более двухсот тысяч долларовых миллионеров, и даже полтора миллиона человек с относительно высокими доходами до трех миллионов рублей.А это, по примерным подсчетам, увеличит доходную часть бюджета на добрую четверть. Сошлемся при этом на показательный опыт других стран. Так, в ФРГ всего 4% экономически состоятельного и наиболее успешного населения дают 40% государственного бюджета страны.
Профсоюзы, работодатели и правительство России в конце 2010 г. подписали новое (уже второе) Генеральное соглашение сроком на три года. В соответствие с ним достигнута договоренность по общим принципам регулирования социально-трудовых отношений. При этом анонсирован рост заработной платы на 6,5%, определена многомиллиардная поддержка рынку труда и установлена зависимость размера пенсий от объема страховых взносов. Минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. После повышения с 1 июня 2011 г. он составил 4611 руб., т.е. вырос на 281 руб. Динамика роста размера МРОТ за три года выглядит так: 2300 руб. в 2009г., 4330 руб. в 2010 г. и 4611 руб. в настоящее время.
Экономистами и криминалистами выведена в страшной своей наготе формула: увеличение на 1% безработицы дает 5% рост преступности. Финансово-экономический кризис начался с криминала, финансовых авантюр, всевозможных обманных пирамид. Обманутым вкладчикам и дольщикам, обворованным потребителям несть числа! У далеко не с неба свалившегося кризиса есть свои организаторы и настоящие авторы, «крестные» отцы и пока не посаженные дельцы. Нобелевская премия по экономике за 2010 год присуждена за разработку программы по социально-экономической нейтрализации безработицы. В США безработица буквально застыла на уровне 10 млн. человек.И все это надо рассчитать в необходимых объемах финансовых ресурсов, субсидий и пособий, выстроить и встроить в систему социально-экономических отношений, социально обеспечить приемлемый жизненный уровень. В США, имеющих вековой опыт борьбы с безработицей, на эти цели направляются консолидировано огромные средства. А у нас?
Ценатого или иного товара или услуги в рыночной экономике определяется соотношением платежеспособного спроса и предложения, с учетом покрытия общественно-необходимых затрат и издержек производства и получения дохода. Механизм ценообразования сегодня надежно закрыт от народного контроля, упрятан за так называемый «независимый» аудит. А если провести не подставной, а объективный, государственно-общественный и достоверный финансовый контроль и аудит? Необходима полная и объективная инвентаризация всей ресурсной базы для осуществления реальной модернизации. Кто сегодня «диктует» цены на продукты питания, на самые социальные из них, хлеб в первую очередь? Как тут не прислушаться к слову Д.Н.Мамина-Сибиряка, который 115 лет назад написал известный роман «Хлеб»на материалах города Шадринска(который назван в его романе Запольем): «Хлеб – все, а в России у нас в особенности. Цена хлеба «строит цены» на все остальное, и от нее зависит вся промышленность и торговля. Собственно в России и тот процесс, каким хлеб доходит от производителя до потребителя, трудно проследить». Стоит уточнить только, что к хлебу сегодня добавляются энергоносители, колебания мировых валют, многослойное посредничество и т.д.
Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю и собирать урожай в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье – будет не класс собственников и чиновников. Сегодня из 25-миллионного отряда работников, занятого в материальном производстве, работающих на земле насчитывается чуть более двух миллионов человек, квалифицированных рабочих – менее трех миллионов. Зато в банковском, финансовом, офисном «планктоне» структур недвижимости, торговли и посредничества в «поте лица» работает более 15 млн. человек.
Главной и определяющей целью экономического динамического равновесия и гармонического социального развития является сам человек. Три четверти создаваемого продукта обеспечивает сегодня человеческий фактор. Действительно, решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особенно в его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурный личностный потенциал. В.В.Путин в своем выступлении на экономическом форуме 2009 года в Давосе особо подчеркнул: «Считаю, что экономика ХХI века – это экономика людей, а не заводов. История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены».
Весьма показательным стало выступление президента Франции Николя Саркози на Давосе 2010 года, в котором он прямо сказал не только о несовершенстве, но и несостоятельности современного капиталистического общественно-экономического строя жизни человека. Финансово-банковский спекулятивный тромб, принцип, по которому «деньги делают деньги», углубляющийся разрыв между виртуальной и реальной экономикой – вот подлинная причина непрекращающегося кризиса. Справедливость, совесть, нравственность должны стать главными регуляторами экономики. Такими словами он заключил свою речь на Давосском экономическом форуме!
Главное в социальном потенциале человеческого ресурса – уже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных сил. Они по своей созидательной сути в сравнении с другими ресурсами (сырье, энергия, материально-вещественные факторы) безграничны. А в своем использовании они только возрастают по мере их проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал личностного развития. Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду. Так писал русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин в далеком 1935 г. задолго до наших современных мыслителей, идеологов и государственных мужей.
Многие экономические теории, концепции и принимаемые на их основе решения нежизнеспособны, когда в центр их внимания ставится не сам человек. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает уродливый характер. Она закладывает мины замедленного действия под свой собственный экономический фундамент. Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека.
Властным императивом современной социально-экономической теории и практики выступает необходимость и потребность социально-гуманитарного, системного подхода к экономике. Как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов – предприятий, фирм, корпораций, так и на макроуровне функционирования социально-экономической системы и общества в целом. На первое место выступает проблема капитализации вложений и инвестиций в самого человека, гуманизации сферы производства, очеловечивания всей инфраструктуры социального воспроизводства личности.
В развитии экономической мысли и самой практике хозяйствования на протяжении столетий оформились два основных подхода. Первый из них, который доминирует и поныне, – это организационно-экономический подход. В его основе лежит приоритетность хозяйственных, технико-технологических, производственных проблем. Второе направление – социально-хозяйственное, нравственно-этическое в своей основе. Оно становится все более определяющим в meinstreume экономических поисков. Человек, его личность, его жизнь, запросы и интересы, признаются не только в качестве высшей нравственной ценности, но и важнейшим вектором развития экономической науки и практики. Его кредо можно выразить так: экономично все то, что нравственно и человечно, а в перспективе, в своем идеале и полноте – Богочеловечно.
Социализация личности в условиях рыночных отношений и под влиянием чисто рыночных ценностей приобретает противоречивый, однобокий, порой уродливый характер. Экономический либерализм и финансовый рационализм, индивидуализм и соперничество, с одной стороны, пробуждают энергию, инициативность, активность, самостоятельность. И тем самым они расширяют возможности для развития способностей и творчества, способствуют становлению субъектности человека в сфере хозяйственно-экономических отношений. С другой стороны – в обществе нарастают явления социальной атомизации, дезинтеграции и хаотизации, происходит утрата общности, потеря социально значимых ценностей и ориентиров. И это чревато нарастанием общего взаимоотчуждения и социально-психологической напряженности. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и рекомендациях Всемирных русских народных Соборов сформулированы духовно-нравственные императивы гармонизации социально-трудовых отношений. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений. Не являясь нормативно-правовым документом он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда. Его идеи и установки будут с необходимостью и со временем не только востребованы, но и восприняты, положены в основу организации производства, предпринимательства, торговли, деловой практики – в сердцевину отношений между работниками и работодателем. И не только широкими слоями бизнес-сообщества, но и государственными служащими всех уровней власти и управления, а главное – самими людьми труда, дела, созидания и творчества.
Социально-ориентированная экономика предполагает формирование самого передового современного и нового технико-технологического уклада, достижение высокого уровня производительности труда, образования и воспитания нового типа работника; специалиста – профессионала – интеллектуала с прочным запасом духовности. Современная структура производительных сил с гигантскими возможностями технико-технологических прорывов обеспечивается сегодня финансово – промышленными корпорациями. Они являются организационно – экономическими структурами, способными на деле обеспечить интеграцию финансового капитала, производительного и научно-технического потенциала, а также торгово-сбытовых сетей. В их рамках происходит зримый процесс возрастания степени обобществления капитала, труда, естественных и интеллектуальных факторов производства, усиления общественного характера их использования и социальной направленности развития экономики.
Дж. К. Гэлбрейт давно отметил, что развитие научно-технической революции блокирует многие функции рыночной экономики. Он считает, что не социалисты – враги рынка, а передовая наука и техника, которые требуют общего, коллективного использования результатов фундаментальной науки и прорывных наукоемких технологий.Вряд ли экономически и социально эффективно будет производство и потребление, допустим, электроэнергии на атомных, тепловых или гидростанциях, или нефти и газа с их последующей транспортировкой и переработкой на предприятиях малой мощности и отсталой технической оснащенности. То же самое можно сказать в отношении многих современных наукоемких и высокотехнологических отраслей, производств. Вырастают производительные силы такого масштаба производства и технико-технологического уровня, которые по самому своему существу требуют социальной целостности, комплексности, концентрации, плановости и управляемости в масштабах всего общества. НТР на первых своих этапах стала своеобразной «кислородной подушкой» для частнособственнической экономики.В своем логическом развертывании она может найти и получить адекватную социально-экономическую форму только в условиях общественного характера производства, социально направленного и очеловеченного, духовно-нравственного развития экономики.
Теория и практика социально – экономической жизни раскрывают и подтверждают, что социализм является универсальным общественным строем. Он способен адаптировать, интегрировать и синтезировать в хозяйственном развитии товарно-денежные, рыночные отношения и план, сочетать во взаимодействии и взаимодополнительности противоположные типы и разнообразные формы собственности, широко использовать аренду и кооперацию, государственное регулирование и частную инициативу. Главным критерием социалистичности выступает утверждение справедливости во всех сферах общественных отношений и в деятельности социальных и политических институтов, преодоление социального отчуждения личности, наращивание возможностей свободного и гармоничного развития человека. Без выхода на высшие рубежи экономики, науки и техники, производительности труда и эффективности производства принципы и идеалы социальной справедливости утопичны и нежизненны.