Быт и повседневная жизнь в историографии XIX в.
Задание для студентов по дисциплине ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
1. Составить план-конспект:
1. Феноменологическая концепция повседневности: общая характеристика.
2. Принцип «взаимности перспектив» и одинаковая система релевантности как условие существования повседневности в концепции повседневности П. Бергера и Т. Лукмана.
3. Социальное конструирование реальности и самоидентификация индивидов в концепции повседневности П. Бергера и Т. Лукмана.
4. Институционализация и легитимация в концепции повседневности П. Бергера и Т. Лукмана.
5. Школа «Анналов» и историческая антропология: общая характеристика.
6. Концепция повседневности Фернана Броделя.
7. Менталитет и повседневность в трудах историков школы «Анналов».
8. Повседневность русского дворянства в трудах Ю. Лотмана.
9. Изучение повседневности в рамках микроистории.
10. Проблема источников изучения повседневности .
11. Советская повседневность 1920-х – 1930-х гг. в работах отечественных историков.
12. Советская повседневность 1940-х – 1950-х гг. в работах отечественных историков.
13. Советская повседневность в работах зарубежных историков.
14. Изменение повседневности в процессе модернизации в России (2-я пол. XIX – XX вв.).
Содержание разделов дисциплины
Повседневность в исторической науке XIX-XX вв.
Повседневность становится предметом интереса историков во второй половине XIX в. В это время, особенно в конце XIX — начале ХХ вв., появляются как отечественные, так и зарубежные исследования, посвященные быту, нравам, обычаям народов европейских стран.
Вопросы, которые интересовали ученых этой, первой волны интереса к повседневности можно свести к следующим группам. (1) Макро и микросреда обитания: природа, город, деревня, жилище (в его обращенности вовне, наружу и внутреннее пространство, включая интерьер, мебель, утварь, и т. д.). (2) Тело и заботы о его природных и социокультурных функциях: питание, физические упражнения, гигиена, врачевание, костюм. (3) Ключевые, поворотные, личностно и социально-значимые моменты в жизни человека, обрядово оформленные, — рождение (крещение), создание семьи (свадьба), смерть (похороны). (4) Семья, семейные отношения, межличностные отношения в других микросоциальных группах (профессиональных, конфессиональных и др.) (5) Досуг: игры, развлечения, семейные и общественные праздники и обряды.
Для работ этого периода характерен фактографически-описательный подход. Исследователи сосредоточивают внимание на внешней, предметно-материальной стороне жизни, на внешнем рисунке действий, на внешнем выражении человеческих чувств, представлений, взаимоотношений, зафиксированных в устоявшихся формах: обычаях, обрядах, ритуалах.
Примером методологии первого исторического этапа исследования повседневности могут служить описания семейных нравов у Н. И. Костомарова. В соответствующем разделе его работы речь идет о традиционных российских нравах, о положении женщины в семье.
Быт и повседневная жизнь в историографии XIX в.
Следующий этап развития проблематики повседневности связан с именами ученых, в трудах которых начинает формироваться новая, культурологически ориентированная историческая наука. Это голландский историк Й. Хёйзинга и основатели "Новой исторической науки" Л. Февр и М. Блок.
Работа Й. Хёйзинги "Осень средневековья", законченная в 1919 г., по определению самого автора посвящена описанию форм европейской жизни и форм мышления XIV–XV вв.
Хотя голландский историк достаточно осторожен в формулировке задач своей работы, фактически в "Осени средневековья" осуществлен поворот исследовательского внимания к внутренним, ценностным, содержательным смыслам жизненных и мыслительных форм западноевропейской средневековой культуры. Речь идет об эмоциональных проявлениях массового сознания Средневековья, об стереотипных эмоциональных реакциях, свойственных представителям всех сословий средневекового общества. Фокус исследовательского интереса смещен с поверхности событий, внешнего контура поведения к душевным, эмоциональным переживаниям событий и поступков.
Своеобразие эмоциональной жизни Средневековья состояло в бурном характере ее проявлений, взрывчатости эмоций, их страстности и необузданности. Не менее бросающейся в глаза была часто встречающаяся амбивалентность чувств. Скажем, беспощадность, безжалостность могла внезапно трансформироваться в милосердие, трогательную сердечность. В ходе исследования вырисовывалась общая картина эмоциональной жизни средневековья, складывалась своеобразная "номенклатура чувств", среди которых автор "Осени средневековья" особое внимание уделяет чувству прекрасного и чувству любви. Причем, характер этого мышления был общим во всех его проявлениях. Хёйзинга это специально подчеркивает: "В своей повседневной жизни человек Средневековья мыслил в тех же формах, что и современная ему теология. Бытовая повседневность как господство забот, рутины, лишений, страданий остается лишь отрицательным фоном, серой, бессмысленной и аморфной изнанкой жизни, которая перелицовывается всеми доступными способами: религиозной верой, искусством, ритуалами, праздниками.
3. Повседневность в исследованиях "школы Анналов".
Опыт исторической реконструкции общих, универсальных механизмов и установок сознания (и бессознательного) определенной эпохи, исследование ментальностей, начатое Й. Хёйзингой, было продолжено представителями французской школы "Анналов" (или "Новой исторической науки") и их последователями в других европейских странах.
Не случайно именно в рамках "Новой исторической науки" формируется история повседневности как одно из исследовательских направлений. Оно получает поддержку и широко распространяется во многих европейских странах, начиная с 60 х гг. и до настоящего времени. Это знаменует третий, современный этап изучения повседневности. Для него характерно: а) стремление связать повседневность как микроисторический уровень жизни с макроисторией (экономикой, политикой, уровнем развития техники, и т. д.), показать их взаимодействие; б) отказ от самоценного бытописательства, обращение к ментальному уровню повседневной жизни, к идеалам, стереотипам сознания, ценностным ориентациям, что, в свою очередь, открывает перспективу — в) раскрытия культурных смыслов бытовых вещей, одежды, форм и формул поведения, общения, т. е. перспективу семиотического, эстетического, культурологического исследования повседневности.
Примером работ, в которых повседневность вплетена в сложную систему макроэкономических закономерностей, может служить первый том трехтомного исследования Ф. Броделя. Своеобразие работы французского ученого состоит в том, что автор, наряду с традиционными темами, которые освещаются в работах о повседневности (пища и напитки, жилище, одежда), включает в круг своего исследования производственные процессы. Исследование быта и нравов Византии, проведенное М. Поляковской и А. Чекаловой. Здесь наряду с традиционными характеристиками пространства обитания (город, деревня, дом), одежды, питания, повседневных обрядов значительное внимание уделяется описанию особенностей взаимоотношений между людьми (специфике византийской "дружбы"), ценностным установкам сознания разных сословий, особенностям массового сознания (религиозности, вере в чудеса, пророческому значению снов и проч.)