Проблема свободы выбора поведения
Человек обладает свободой выбора, свободой от инстинктов, что детерминируют его поведение. Человек наказан свободой выбора, то есть выбора способов удовлетворения базовых потребностей, а это порой тягостный и мучительный процесс выбора адекватной стратегии линии поведения. Иногда человек бежит от выбора и предоставляет другим принимать за него решения, что происходит, если в обществе нет условий для позитивной индивидуализации и сопричастности, то есть если в обществе нет условий для творческого самовыражения личности и для проявления ее любви к себе, к ближнему и к обществу в целом. Следовательно, свобода – невыносимое бремя, человек бежит от нее в тоталитарный режим. В таком обществе человек не может быть свободным, так как происходит отчуждение человека от самого себя.
Современное западное общество – это «патологическое и шизоидное общество», так как человек – винтик огромной машины потребления, здесь важен человек с большим капиталом и не важен без него. Капитализм в массовом порядке производит не людей, а отчужденные автоматы, невротиков, неспособных к любви, следовательно, капитализм обречен из-за неспособности развить человечность в человеке. Тогда основная задача здорового общества – создать условия для гуманистической реализации свободы человека. Такую задачу способно осуществить здоровое общество – гуманистический коммунитарный социализм. Черты этого общества:
1. Производство должно служить человеку, а не экономике (потребления).
2. Отношения между человеком и производством должны строятся не на эксплуатации, а на кооперации.
3. Антагонизмы должны быть защищены солидарностью.
4. Не максимальное, а разумное потребление для здоровья и блага.
5. Максимальная децентрализация экономики и политики.
6. Осуществление индустриальной и политической демократии соучастия, то есть участие людей в управлении, процессе труда, в распределении прибыли, в демократическом использовании информации и дарования людей.
Высшая цель социальной жизни – человеческое благо.
Как осуществить такое общество? Коренное изменение характера человека. Через просвещение и социальный терапии, то есть радикально изменить человеческое сердце, а именно: изменить установку человека на существование: «иметь или быть», «жить, чтобы иметь, или жить, чтобы быть самим собой». Сейчас принцип «иметь», то есть обладание. Эти принципы удовольствия и пользы ведут к аморализму, патологическому потреблению, в итоге к планетарной катастрофе, краху цивилизаций и гибели человеческого рода, следовательно, необходимо изменить на другую установку – «быть». Суть установки на самореализацию человека на основе любви, активной деятельности, примирения и объединения с миром, солидарностью с другими людьми, демократии соучастия, замену бюрократического способа управления гуманистическим.
Против (критика потребительского общества)
«Свобода от» - инстинктов, от отчуждения, тоталитаризма
«Свобода для» - солидарности с другими людьми, любви, активной деятельности