Виды опросов применяемых для изучения электорального поведения
Для того, чтобы изучить электоральное поведение, применяются различные виды опроса, такие как мониторинг и эксит-полл.
«Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики». [2; 38] Он несёт одну или более из трёх организационных функций:
- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;
- устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ;
- устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
«Эксит-полл (англ. Exit poll — опрос на выходе) — используемая социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования». [2; 43]
Основными задачами эксит-поллов являются получение возможности оперативных прогнозов исхода выборов и накопление статистических данных об электорате.
«Выходящих из избирательных участков опрашивают (на условиях анонимности), за кого они проголосовали. Исходя из предположения, что у большинства избирателей нет причин говорить неправду, данные таких опросов используют для проверки (корреляции) с официально публикуемыми данными голосования. В день выборов данные эксит-полла широко освещаются ТВ и прессой при репортажах о порядке и процедуре голосования». [4; 191]
Получение всемирной информации по итогам опросов разных слоев населения в разных странах, а также предварительное голосование, возможны с использованием интернет технологии World Exit Poll.[26] При помощи этой онлайн-технологии многие люди, не выходя из дома, анонимно могут голосовать и создавать рейтинг для любой политической или социальной деятельности.
Эксит-полл выполняет информационную (предварительное ознакомление общественности с результатами выборов) и контрольную (минимизация возможности намеренного искажения результатов выборов) функции. [11]
Данные, получаемые социологами в ходе экзит-поллов, помогают составить фактический портрет электората той или иной партии, выявить дополнительную информацию о процессе принятия решения избирателями, степени доверия самому процессу выборов и много другой ценной информации, которая впоследствии может быть использована при прогнозировании электорального процесса.
Впервые этот метод появился в США. Журналист Уоррен Митофски придумал опросы избирателей на выходе во время выборов губернатора Кентукки. [2]
В настоящее время этот метод стал широко применяться в России. В связи с этим встал вопрос об оценки доверия данному методу. По мнению Юлии Баскаковой (руководителя исследовательских проектов ВЦИОМ) бессмысленно использовать экзит-поллы для проверки честности выборов[2]. По её словам, в ситуации высокого доверия институту выборов вопрос использования экзит-полла для контроля результатов просто не возникает, а в ситуации отсутствия доверия такой вопрос теряет смысл, ведь если власть имеет достаточный ресурс для массовой фальсификации бюллетеней, логично предположить, что она имеет достаточный ресурс для имитации экзит-полла.
Проведение экзит-поллов в России на сегодняшний день сопряжено с рядом проблем и трудностей. Отчасти эти сложности являются объективными и связаны с особенностями политической среды и технологическим отставанием. Вместе с тем, если трудности алгоритмического и методического характера смотрятся вполне преодолимыми в доступной перспективе, то проблемы этического характера вряд ли получат разрешение в обозримый период. Изменение ситуации требует последовательного учета интересов всех сторон электорального процесса, для чего необходимо изменение политической ситуации.