Критерии и шкала оценивания экзамена по дисциплине
Стобалльная шкала оценивания | Шкала оценивания ECTS | Определение | Национальная пятибалльная шкала оценивания |
90-100 | А | ОТЛИЧНО - отличное выполнение с незначительным количеством ошибок | 5,0 (отлично) |
83-89 | В | ОЧЕНЬ ХОРОШО - выше среднего уровня с несколькими ошибками | 4,0 (хорошо) |
75-82 | С | ХОРОШО - в общем правильная работа с определенным количеством ошибок | |
68-74 | D | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - неплохо, но с большим количеством недостатков | 3,0 (достаточно) |
60-67 | Е | ДОСТАТОЧНО - выполнение удовлетворяет минимальным критериям | |
35-59 | FX | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - возможна повторная сдача | 2,0 (неудовлетвори-тельно с возможностью повторной сдачи) |
1-34 | F | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - необходим повторный курс по учебной дисциплине | 2,0 (неудовлетвори-тельно с повторным изучением дисциплины) |
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий в соответствии с пунктом 4 | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины по видам учебных занятий |
Лекция | В ходе лекционных занятий обучающимся рекомендуется выполнять следующие действия. Вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. |
Семинарские занятия | Основная цель проведения семинарских занятий - формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем закрепления теоретического материала курса, и приобретения практических умений. Содержание деятельности студентов на семинарских занятиях - обсуждение, дискуссия, коллоквиум и т.д. В процессе подготовки к семинарским занятиям студентам следует обращать внимание на следующее: внимательное отношение к лекционному курсу; регулярное изучение рекомендуемой литературы; расширение объёма профессионально значимых знаний, умений, навыков; формирование навыков самостоятельного мышления, устного выступления; свободное и грамотное оперирование терминологией; уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи; повышение качественного уровня самостоятельной работы. Основное внимание при подготовке к семинарскому занятию следует уделять закреплению теоретических знаний, полученных в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы над литературой. Тематика семинарских занятий отражена в таблице 5.2 данной рабочей программы. |
Практические занятия | Практические занятия составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений курса, и формирование учебных и профессиональных практических умений. Важнейшей составляющей практических занятий являются упражнения (практические задания). Основа в упражнении – пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Содержание деятельности студентов на практических занятиях - решение ситуационных задач, тестовых заданий и т.д. Подготовка к практическим занятиям направлена на: углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин; обобщение и систематизацию практических умений; формирование необходимых профессиональных навыков; Основное внимание при подготовке к практическому занятию следует уделять закреплению теоретических знаний и практических умений, полученных в процессе лекционных и семинарских занятий, для формирования устойчивых умений – профессиональных навыков. Тематика практических занятий отражена в таблице 5.2 данной рабочей программы. |
Контрольная работа | Контрольная работа по разделам курса проводится в письменной форме. Содержание предусматривает ответы на теоретические вопросы /тестирование и выполнение практических заданий (решение ситуационных заданий). При подготовке к контрольной работе студентам необходимо повторить материал лекционных и практических занятий по отмеченным преподавателям темам (по разделу). |
Вопросы итогового контроля (зачет \ экзамен)
- Понятие социологии. Объект, предмет и методы социологии.
- Структура социологического знания.
- Место социологии в ряду общественных наук. Функции социологии.
- Предпосылки возникновения социологии как науки. «Закон трёх стадий» О. Конта. Две
- части социологии по О. Конту.
- Натуралистическое направление в социологии.
- Психологическое направление в социологии.
- Этапы развития западной социологии.
- Особенности формирования российской социологии.
- Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, анализ документов, опрос и его виды.
- Понятие программы социологического исследования, её структура.
- Методологическая часть программы социологического исследования.
- Понятие анкеты, её структура. Виды вопросов в анкете и требования к ним.
- Понятие общества как социальной системы, его признаки.
- Типология общества по Д. Беллу, К. Попперу, К. Марксу.
- Социальная структура общества. Виды социальной структуры.
- Социальная связь, ее элементы и виды.
- Виды социальных общностей.
- Толпа и публика. Виды толпы.
- Социальный институт. Черты и признаки социальных институтов.
- Виды и функции социальных институтов.
- Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи.
- Типы семей.
- Социальная роль. Социальный статус. Виды статусов.
- Социальная мобильность. Виды и типы мобильности.
- Социальная стратификация. Сословия, классы, страты.
- Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социальная среда и социальные
- отношения.
- Социализация личности – особенности этапов, виды.
- Типология личности.
- Социальный контроль, его структура.
- Большие и малые социальные группы.
- Социальный конфликт и виды социальных конфликтов.
- Понятие социальных отклонений и виды отклоняющегося поведения.
Критерии оценки зачета и экзамена
Ответ студента на экзамене оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают студенты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.