Первые эмпирические исследования, философия истории и политэкономия
Постепенно все чаще в социологических трудах стали мелькать попытки применения эмпирических методов, построенных на точном методологическом аппарате и включающих инструменты точных наук. Социология начала приобретать «числовой характер».
Томас Мальтус (1766-1834 гг.)описал «вечный закон человечества»: рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а жизненных средств – в арифметической, что ведет к превышению численности населения над объемом жизненных благ. Исследователь использовал математический аппарат для характеристики социальных явлений, пытался вывести строгую математическую формулу социально-демографических процессов [8].
Пьер Симон Лаплас (1749-1827 гг.)использовал в социологии некоторые положения теории вероятности. Грегори Кинг (1648-1712 гг.) и Эдмунд Галлей (1656-1742 гг.) развивали политическую арифметику, Джон Синклер (1754-1835 гг.)– метод анкетирования (изучал социальные проблемы сельского население Шотландии). Все популярнее становилась «социальная физика» - совокупность эмпирических социальных исследований, основанных на точных методах естественных наук [8].
В начале 18 в. в лоне философии формируется и развивается философия истории, ставившая целью изучение истории общества, элементы которой присущи и творчеству ряда философов античности и творчеству мыслителей Средневековья, Августина, Макиавелли и др. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии. Впервые понятие «философия истории» употребляет Вольтер, затем оно встречается в трудах швейцарского писателя Вевелино и однозначно трактуется извест ным представителем немецкого Просветительства Йоганном Гердером как философская наука об истории человечества. Концепции философии истории ставят целью исследовать процесс возникновения человечества, раскрыть движущие силы истории и ее законов на базе эмпирических и обобщенных факторов и данных, событий и явлений в истории, культуре народов. Появление философии истории привело к отделению гуманитарных, то есть общественных, человеческих знаний, от философских.
Одним из первых итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1754 гг.)делает попытку реализовать принципы философско-исторического анализа мирового процесса истории. Рассматривая историю как продукт деятельности людей, Джам Вико отмечает, что исторический процесс объективен, но это не означает, что человек с его свободой, интересами может менять ход истории, потому что исторические законы имеют характер предвидений и не совпадает с волей царей и других исторических личностей [23]. Процесс исторического развития человечества идет по спирали от низшего к высшему. Джам Вико рассматривает особенности мира человека, его духовность и интеллектуальность. Мир человека - это система связей и взаимоотношений, объединяющая его с иными людьми, с окружающей средой. Именно через взаимодействие идет развитие человека и общества. Непонятный современникам Вико опередил время своими идеями, сыгравшими затем важную роль в становлении принципа историзма в социальном познании, во многом упредив идеи Йогана Гердера, Георга Гегеля и др. В современной социологии идеи Джамбатиста Вико модернизируются в многочисленных концепциях и доктринах.
В развитие философии истории значительный вклад внес Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) - французский социолог, политический деятель. В своем главном труде “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” развивает взгляд на историю как на продукт разума, провозглашает буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”, раскрывает главные движущие силы исторического прогресса - разум, знания, человеческие способности, определяет основные этапы исторического прогресса, высказывает мысль о роли труда в развитии общества, значении общественного разделения труда и т.п. [23]
На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на десять эпох: 1. Развитие охоты, рыболовства. Люди живут семьями, не знают частной собственности, имеют время только на труд. 2. Возникновение кочевников-скотоводов и земледельцев, специализация труда, социальная структура, частная собственность. 3. Возникновение письменности, открытие познавательных возможностей общества, духовность. 4. Прогресс человеческого разума в Дневнем Риме и других цивилизациях. 5. Прогресс науки от ее разделения к упадку (время Платона, Аристотеля, возникновение и развитие науки о праве и истории). 6. Упадок науки до крестовых походов (средневековье). 7. Первые достижения Возрождения до изобретения книгопечатания, изобретения компаса, пороха, культурные достижения (Данте, Бокаччо). 8. Изобретение книгопечатания, избавление от теологии в философии. Открытие геоцентрической системы, метода научного познания Бэкона, логарифмов. 9. От Декарта до французской революции: достижение независимости человеческого разума, открывающего безграничные возможности перспектив общественного прогресса. 10. Эпоха будущего торжества Разума на земле.
Его заслуга состоит в последовательной и систематической разработке теории общественного прогресса и применении принципа историзма для анализа исторического процесса [23].
Большой интерес представляют труды по философии истории известного немецкого просветителя Йогана Готфрида Гердера (1744-1803 гг.). Его позиции не всегда последовательны. Концепцию мировой истории закономерного, единого, взаимосвязанного целостного процесса Гердер излагает в труде “Идеи к философии истории человечества”. Обосновав необходимость философии истории как отдельной отрасли знаний, Йоганн Гердер рассматривает с позиции философии истории человека как закономерное продолжение развития природы. Одним из определяющих элементов человеческой истории выступает культура, определяющая прогресс. Общество - определенная социальная общность, существующая благодаря взаимосвязи индивидов и общностей между собой. Анализируя историю Средневековья, выделил создание цехов в Европе, как «школы изобретательства».
Основные черты концепции истории по Гердеру: идеи саморазвития, наследственность культурной истории человечества, ее беспрерывность в пространстве и во времени - объективный, закономерный характер общественного прогресса [23].
В 17 в. появляется наука - политическая экономия, ставшая новым шагом в познании общества и его закономерностей. В средние века экономическая наука развивалась в лоне так называемой камералистики (смесь различных знаний - экономических, агрономических, географических, горного дела, сельского хозяйства, лесоводства и даже искусства ведения домашнего хозяйства и т.п.). Цель и задачи камералистики - обучение управлению крупными феодальными хозяйствами. От камералистики постепенно отпочковывается политическая экономия, предшественником которой стал меркантелизм (экономическая политика, связанная с концепциями накопления денежного богатства страны и концентрации денежной массы государством, обеспечивающим экономическую и политическую мощь). Английский ученый Уильям Петти (1623-1687 гг.) одним из первых представителей классической политической экономии показал, что не денежная политика, а производство есть основа экономической и политической мощи государства, впервые занялся макроэкономическими сопоставленияями между странами. Позже Адам Смит, Давид Риккардо заложили основы теории трудовой стоимости, раскрыли некоторые законы капиталистического производства (стоимость товара, оборот денег и др.).
Адам Смит (1723-1790),классик буржуазной политэкономии, понимал общество как трудовой и меновой союз людей, экономическую систему. Общественная жизнь народа, согласно философу, основывается на свойственном человеку стремлении к благополучию и более высокому социальному положению, реализующемся в труде. Чтобы труд стал основой процветания индивида и государства необходима частная собственность на средства производства, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития предприимчивых людей, разделение и специализация труда, всеобщее образование, расширение применения машин [8].
Смит выделял три социальных класса: наемные рабочие, капиталисты и землевладельцы, а также утверждал, что между ними неизбежны противоречия, но они полезны обществу и могут быть легко решены. Причины социального порядка в большей мере определяют поведение индивида: в их основе самооценка индивида и его оценка другими людьми. Состояние внешнего и внутреннего наблюдателя приводит к развитию сострадания. Повышение образованности, воспитания, улучшение условий труда людей, обеспечение необходимой оплатой труда – условия стабильности и развития классово-дифференцированного общества.
Впервые в истории наряду с экономическими закономерностями устанавливаются эмпирические социальные закономерности и т.п. Английский коммерсант Джон Граунт тогда же устанавливает закономерности соотношения новорожденных и умерших. В Германии исследователи Йоганн Зюссмильх, Герман Конринг и др. занимаются проблемами статистических исследований демографических процессов. В 18 в. в России из-за экономических, политических, военных потребностей осуществляются первые переписи населения. В России начало статистическим и демографическим исследованиям положено Иваном и Карлом Германами. Происходил процесс постепенного накопления данных, фактов для обществоведения. Социальные познания 17-18 вв. создали качественно новые условия дальнейшего исторического развития. Социально-политические, экономические и духовные потребности и логика развития самого научного познания обусловили широкое развертывание разнообразных социальных исследований.
Таким образом, начало нового времени ознаменовало появление новых эмпирических направлений в учениях об обществе, которые отличались большей проработанностью эмпирического инструментария и выраженным прикладным значением. Также появились новые концепции структуризации исторического процесса, права, государства и гражданского общества.
Вопросы для контрольной проверки знаний:
1. Кто из ученых занимался апробацией эмпирических методов в социологии в новое время?
2. Какой из философов делает попытку периодизации мирового процесса истории?
3. Какие факторы определяли развитие истории согласно Ж. Кондорсе и Й. Гердеру?
4. Каковы исторические предпосылки появления такого направления социологического знания, как политэкономия? Кто является его родоначальником?