Развитие сертификации в российской федерации

ГЛАВА СЕРТИФИКАЦИЯ

5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ СЕРТИФИКАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИИ

ИСО, МЭК, ВТО

5.2. РАЗВИТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИИ

СХЕМЫ СИСТЕМ СЕРТИФИКАЦИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ

СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ

развитие сертификации в российской федерации - student2.ru

Рассматриваются основные принципы становления и функционирования национальной системы сертификации Российской Федерации.

 
  развитие сертификации в российской федерации - student2.ru

Цель главы– изучить основные понятия и принципы сертификации продукции и услуг в РФ, основанные на нормативных документах ИСО (Международной Организации по стандартизации) и на основных положениях квалиметрии.

развитие сертификации в российской федерации - student2.ru

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

· Основные принципы действующей в нашей стране системы сертификации и методы их реализации.

· Международные организации по стандартизации, качеству и сертификации.

· Назначение сертификатов соответствия и знаков соответствия.

· Понятие обязательной и добровольной сертификации.

· Роль Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарта) в согласовании отечественных стандартов по качеству с международными.

· Становление сертификации в РФ и тенденции ее развития.

· Задачи Госстандарта в подготовке нормативных документов по сертификации перед свтуплением РФ в ВТО.

· Понятие о системах сертификации.

· Функции центрального органа по сертификации Госстандарта.

· Иерархию органов по сертификации и их взаимоотношение с Госстандартом и испытательными центрами.

· Структурные схемы систем обязательной и добровольной сертификации.

· Особенности сертификации услуг и импортной продукции.

· Негосударственные принципы сертификации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ОБЛАСТИ СЕРТИФИКАЦИИ.

ОРГАНИЗАЦИИ ИСО, МЭК, ВТО

В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги представляют предприятия различных форм собственности наиболее эффективным способом гарантии качества продукции услуг, а точнее соответствия их установленным требованиям, является сертификация.

Это следует из сущности самого понятия сертификации и той организационной системы, которая создается для ее реализации.

Понятие «сертификация» впервые было сформулировано специальным Комитетом Совета Международной Организации по стандартизации (ИСО – International Organization for Standartization) по вопросам сертификации. Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1947 году. Ее целью является содействие стандартизации в мировом масштабе. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации. ИСО разрабатывает свои стандарты и другие нормативные документы на продукцию, терминологию, классификацию, организационную деятельность.

При разработке стандартов на продукцию в ИСО особое внимание уделяется установлению требований к продукции по безопасности для жизни, здоровья людей, охране окружающей среды, технической совместимости, а также использованию единых методов испытаний. Стандарты ИСО охватывают почти все области техники кроме областей, относящихся к Международной электротехнической комиссии (МЭК). Ее цель – содействие международному сотрудничеству в вопросах стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники и связи. МЭК издает свои рекомендации и стандарты, которые используются в различных странах в работе по национальной стандартизации. МЭК, основанная в 1906 году, стала по существу филиалом ИСО. Требования по безопасности являются важнейшими требованиями на продукцию, относящуюся к сфере деятельности МЭК. Стандарты МЭК имеют рекомендательный характер при применении их на внутренних рынках стран, не входящих в состав международной организации под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ, преобразованной в 1993 году во Всемирную торговую организацию - ВТО. Однако стандарты МЭК приобретают обязательный характер при выходе продукции на мировой рынок.

Руководство ИСО/МЭК2, выпущенное в ноябре 1982 г. и его последняя версия(1996 г.), а также Русская версия (1999 г.) содержат основные формулировки и понятия, относящиеся к сертификации.

Оценка соответствия – любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования выполняются.

Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Аккредитация– процедура, посредством которой признанный орган официально признает компетентность органа или лица выполнять конкретные работы.

Испытание– техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Испытания типа – испытания на соответствие продукции на основе одного или нескольких представительных образцов данной продукции.

Сертификация– процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

Сертификат соответствия – документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации и удостоверяющий то, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия (по сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что соответствующая продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Лицензия(по сертификации) – документ, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.

Таким образом сертификация непосредственно связана с действием третьей стороны, которой является лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Кроме этого действия по оценке соответствия производятся должным образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами, процедурами, управлением.

Следует также отметить, что сертификация распространяется на все сферы деятельности человека, т.к. ей подлежат продукция, процессы и услуги, в том числе процессы управления качеством на предприятиях (системы качества) и персонал.

РАЗВИТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одним из первых документов, регламентирующих деятельность по сертификации в нашей стране, был руководящий нормативный документ РД 50-596-86 «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР». Это положение устанавливало основные правила работ по сертификации продукции машиностроения. При этом правила проведения сертификации конкретных видов продукции машиностроения должны устанавливаться в документах, разрабатываемых министерствами (ведомствами) – головными по этим видам продукции с учетом требований международных систем по сертификации и соглашений страной-заказчиком. Предусматривалось осуществление комплекса действий, в результате которого посредством специального документа – сертификата подтверждается соответствие отечественной продукции машиностроения требованиям международных или национальных стандартов стран-импортеров этой продукции или иных документов, предусмотренных международными системами или соглашениями по сертификации.

Положение о сертификации определило также порядок контроля и государственного надзора за правильностью проведения сертификации, оплаты работ по сертификации, информации о сертификации.

Таким образом, система сертификации продукции машиностроения может рассматриваться как начало будущей системы сертификации продукции и услуг в России.

На высокие темпы формирования системы сертификации в России оказали влияние объективные причины и в первую очередь переход к рыночной многоукладной экономике. Кроме того, развитие системы сертификации в нашей стране было подготовлено высоким уровнем нормативного и организационного обеспечения промышленного производства, важнейшими элементами которого являются стандартизация и система качества продукции на предприятии.

Стандартизация устанавливает правила, нормы и требования, выполнение которых проверяется системами контроля, одним из видов которого является сертификация. Без наличия стандартов на продукцию, услуги, технологические процессы невозможен эффективный контроль этих объектов. Охват стандартизацией этих объектов предопределяет область влияния системы сертификации на качество продукции и услуг.

Основным инструментом в системе контроля качества выпускаемой продукции становятся отделы технического контроля (ОТК). Для регламентации их задач, функций, прав и обязанностей в 1980 г. было выпущено «Типовое положение об отделе (управлении технического контроля промышленного предприятия (объединения))». Оно определило, что главными задачами ОТК являются предотвращения выпуска (поставки) продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам, проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции. Система технического контроля становится неотъемлемой частью производственного процесса и разрабатывается одновременно с разработкой технологии при участии ОТК или по согласованию с ним.

Таким образом, система контроля на предприятии также может служить прообразом системы сертификации, отличающаяся от последней тем, что сертификация предусматривает контроль третьей стороной, а ОТК – это элемент производственной структуры предприятия.

К предпосылкам, благоприятствующим развитию системы сертификации в нашей стране, следует также отнести деятельность системы государственного надзора. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, метрологических правил и норм является важной контрольной и правоохранительной деятельностью.

Следует отметить также опыт контроля результатов деятельности предприятий по качеству продукции со стороны специальных органов вневедомственного контроля – Государственной приемки, которая была введена в нашей стране в 1987 г. Государственная приемка вводилась как аналог военной приемки, т.к. последняя в значительной степени способствовала обеспечению высокого качества военной техники. Влияние этого метода контроля на систему сертификации проявилось, прежде всего потому, что многие системы сертификации организовываются административными органами.

Большое влияние на совершенствование методической, организационной, нормативной и материальной базы испытаний оказала работа по созданию системы государственных испытаний продукции (СГИП) с технически оснащенной сетью головных организаций по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения. Основным стандартом этой системы был ГОСТ 25051.0-81 «Система государственных испытаний продукции. Основные положения», в котором основной целью государственных испытаний ставилось получение объективной и достоверной информации о фактических значениях показателей качества продукции для принятия решений о постановке новой продукции на производство; об окончании освоения серийного или массового производства; о продолжении серийного выпуска продукции; о выдаче сертификата соответствия.

Стандарты и руководящие документы СГИП регламентировали весь комплекс вопросов, связанных с проведением государственных испытаний: аттестация испытательных организаций и подразделений, обеспечение единства испытаний, аттестация методик испытаний, оформление результатов испытаний, математическое обеспечение обработки данных испытаний.

Наши рекомендации