Основные этапы построения шкалы
Лекция 6 . Шкала и ее типы
Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту ставится в соответствие некое число или другой математический конструкт.
Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания им числовых значений).
В социологии шкалы приходится создавать практически для всего (готовых шкал нет).
Основные этапы построения шкалы
1. Построение теоретической концепции (модели) или концепта (понятия). Иногда этот этап называется интерпретацией. Здесь описывается (интерпретируется) основное понятие исследования. Например, в исследовании бездомности главным понятием является «бездомность», ему дается точное определение.
2. Поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта. Этот этап называется операционализация.
Здесь «бездомность» описывается как система практически наблюдаемых индикаторов: отсутствие жилья, отсутствие постоянного дохода, специфический внешний вид и т.п. Данные индикаторы выступают переменными, принимающими различные значения. Это позволяет сформировать инструментарий (анкету, опросник).
3. Тестированиеполучившейся шкалы на надежность и валидность.
Различают четыре типа шкал: номинальная; поpядковая; интеpвальная, метрическая.
Номинальная шкала(неупорядоченная шкала, шкала наименований) – это шкала, состоящая из перечня хаpактеpистик объекта или явления. Пpи ее постpоении устанавливается отношение равенства или неравенства объектов по pассматpиваемому признаку. По этой шкале измеряются объективные признаки (пол, pод занятий, семейное положение и т.д.).
Хотя в номинальной шкале и существует порядок перечисления, но это неупорядоченная шкала, так как по различным хаpактеpистикам этот порядок будет разным.
Операции с числами в этой шкале
1) Нахождение частот распределений по пунктам шкалы в натуральных единицах или процентах («Частотные распределения»). Эти распределения представляют не только в виде чисел, но и в виде гистограмм различного вида.
2) Поиск «средней» тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью.
3) В двухмерных таблицах можно подсчитать критерии сопряженности по Пирсону.
Примеры номинальной шкалы: распределение учащихся по классам, по половому признаку, по месту жительства, по видам спорта, которыми они занимаются, по числу детей в семье.
Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро? (выберите не более трех самых важных)
1. Невыплата зарплаты.
2. Цены на товары и услуги.
3. Работа городского транспорта.
4. Безработица.
5. Плата за жилищно-коммунальные услуги.
6. Низкий уровень заработной платы.
7. Другое (напишите) ________________________________.
8. Нет никаких проблем.
Порядковая шкала (оpдинаpная, ранговая), по сути дела, является упорядоченной номинальной шкалой, устанавливающей равенство между объектами по выбранным признакам и отношения порядка. Поpядковые шкалы применяются пpи изучении установок отношений опpашиваемого.
С их помощью измеpяют интенсивность оценок свойств, суждений, событий.
Общий вид порядковой шкалы:
максимально положительный ответ
положительный ответ
нейтральный ответ
отрицательный ответ
максимально отрицательный ответ
Операции с числами в ранговой шкале
1) Интервалы в ранговой шкале не равны, поэтому числа обозначают лишь порядок следования признаков по их весу. По сути операции с числами носят условный характер. Следует помнить, что интервалы не равны, а само по себе наличие интервала ничего не говорит о его величине. Эмпирическая система с отношениями в этой шкале означает, что внутри интервала шкалы все респонденты одинаковые.
2) Отношения порядка – значения одного конца шкалы выше значений другого конца.
3) Шкала порядка позволяет использовать коэффициенты корреляции рангов (Спирмен и Кендел). Ранговые корреляции фиксируют наличие или отсутствие связей между двумя признаками.
Интеpвальная шкала образуется на основе ранговой путем присвоения баллов ее делениям. Каждой позиции ранговой шкалы приписывают числа. Hапpимеp, пятибалльной шкале чаще всего приписывают баллы от 1 до 5 (1, 2, 3, 4, 5) или от –2 до +2.
В отличие от предыдущей шкалы интервальная шкала позволяет не только упорядочить проявление изучаемого социального свойства или объекта, но и рассчитать разность (интервал) между этими проявлениями.
Ваш возраст?
1) до 20 лет;
2) 21–25 лет;
3) 26–30 лет;
4) 31–40 лет;
5) 41–50 лет;
6) 51–55 лет;
7) 56–60 лет;
8) старше 60 лет.
Метрические, или абсолютные, шкалысоответствуют всем требованиям, предъявляемым к шкалам. Они имеют не только нулевую метку отсчета, но и единицу измерения времени, расстояния либо численности единиц. Здесь допустимы все преобразования с числами.
Например, «Сколько Вам полных лет?» __________________________
Сколько времени (в часах) в неделю вы тратите на самостоятельную работу (посещение библиотек, подготовка к семинарам)?_________________
Правила построения шкал
· Правило непротиворечия. Оно гласит: «Объект может быть отнесен к одному и только одному классу, предусмотренному значением переменной». Иными словами, исследователь обязан избегать ситуации, при которой объект одновременно оказывается и тем, и другим. Нельзя квалифицировать объект как белый и черный одновременно.
· Правило единого основания классификации. Нельзя разделять людей на умных и рыжих, потому что и рыжие иногда оказываются умными. Нельзя смешивать две разные переменные в одном вопросе. Нельзя не учитывать и изменение смысла переменной при ее перемещении в иной контекст.
Правило полноты. В изучаемой совокупности не должно быть ни одного объекта, не поддающегося идентификации по заданным значениям. Объект должен быть распределен на континууме переменной и получить полагающееся ему место в одном из классов. Если же этого не происходит, процесс измерения «зависает» – линейку приложить просто не к чему. Заметим, что позиция «нет данных», «другое» решает проблему полноты, когда шкала не охватывает весь диапазон значений.
Таблица 1
Обзор типов шкал, используемых в социальных исследованиях
Тип шкалы | Характеристика | Примеры |
Шкала наименований (номинальная) | Качественно заданные классы | Пол, семейное положение, занятие |
Шкала порядка (ранговая) | Ранжированные классы | Образование, воинское звание |
Шкала интервалов | Присвоение значений делениям ранговой шкалы | Возраст, пятибалльная оценка |
Метрическая шкала | Использование единицы измерения | Рост, вес, число детей, возраст |
Индикаторы качества шкалы
В социологии о качестве шкалы говорят две основных характеристики:
· Надежность
· Валидность
Надежность– воспроизводимость получаемых результатов измерения, вне зависимости от случайных факторов.
Валидность – степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.
Для понимания данных понятий можно провести аналогию со стрельбой.
При проверке надежности шкалы можно варьировать:
1) инструмент измерения;
2) время измерения;
3) объект измерения;
4) регистратор измерения.
1. Инструмент измерения
a. Метод альтернативной формы (один объект, одно время, 2 разных человека в одно время измеряют одну аудиторию).
b. Метод расщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам и обрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным).
2. Время измерения
a. Тест: повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается, что через короткое время ценностные установки остаются прежними).
3. Объект измерения
a. Метод подвыборок: один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должны относиться к одной социальной группе.
4. Регистратор измерений
a. Альтернативный регистратор: смена наблюдателя.
b. Альтернативная процедура сбора данных: определение эффективности инструментария.