Тема 6. ФОНЕМА И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕЧИ
Задания к тексту "Фонема и ее реализация в речи":
1)Прочитайте вслух и запомните следующие слова и словосочетания: фонема, долгота, громкость, индивидуальное произношение, различение слов, слабая позиция, сильная позиция фонемы в слове.
2)Прочитайте текст "Фонема и ее реализация в речи":
Звуки речи разнообразны и многочисленны. Однако все ли они одинаково важны для языка? Например, в слове сам звук [с] разными людьми произносится по-разному - иногда с шипением или со свистом. Звук [а] произносится с разной продолжительностью (долготой) или громкостью. Однако эти индивидуальные варианты произношения слова сам не меняют его значения.
В то же время в звуке могут быть такие изменения, которые изменят смысл всего слова. Например, если в слове брат произнести мягко конечный звук [т], изменится смысл слова (брат - брать). Если в слове дом произнести первый звук как глухой [т], то получится слово с другим значением - том.
Значит, в каждом языке есть звуки, более важные для различения слов и менее важные. В русском языке, например, долгие и краткие гласные [о:] и [о], [а:] и [а] не различают слова по смыслу, т.е. не являются смыслоразличительными. А например, в английском, французском, финском и других языках слова с долгими или краткими гласными имеют разное значение (англ. [sit] sit - "сидеть" и [si:t] seat - стул. Звуки, которые важны для различения смысла слов, называются фонемами. Так, в слове мак три звука [м], [а], [к], каждый из них выполняет различительную функцию в языке. Все следующие слова отличаются друг от друга только одним звуком - фонемой:
[м]ак- [р] ак- [б] ак;
м [о] к - м [у] к (род. п. от мука), м [а] к;
ма [м] (род. п. мн. ч. от мамы) - ма [л] - ма [к].
В слове фонемы могут находиться в сильной или в слабой позиции. Для гласных сильная позиция - это позиция под ударением, т.е. место в слове, где звуки слышны лучше всего. Позиция не под ударением - слабая, потому что звуки теряют там четкость своего звучания (сад и садовод; дом и домашний). Для согласных сильная позиция - это позиция перед гласными. В слабой позиции согласные находятся в конце слова или перед глухими согласными. Например, в слове город [д] в конце слова произносится как глухой [т] (слабая позиция). В слове города [д] произносится четко, так как за ним стоит гласный [а] (сильная позиция).
3) Ответьте на вопросы к тексту:
1. Как влияет на смысл слова индивидуальное произношение его разными людьми?
2. Какие звуки в языке являются фонемами?
3. Какая позиция фонемы в слове является сильной? слабой?
4. Назовите сильные и слабые позиции для гласных. Приведите примеры из русского и вашего родного языка.
5. Какие позиции являются сильными и слабыми для согласных? Приведите примеры.
4)Запишите в фонетической транскрипции изучаемого языка ( французский, испанский, украинский ) следующие слова: обед, народ, космонавт, площадка, мусоропровод, грязь, вкусно, перевод, шоколад, улыбка, обувь, любовь, хорошо, государство, вокруг, катастрофа, автомобиль, грамматика, американец, чемодан, покажите в каждом слове сильные и слабые позиции гласных и согласных. Измените, где это возможно, слово так, чтобы фонема из слабой позиции переходила в сильную позицию.
5)Перескажите текст с учетом примеров из практического задания.
Тема 7. ГРАММАТИКА
Задания к тексту "Грамматика":
1)Прочитайте вслух и запомните следующие термины: морфология, синтаксис, словообразование, грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, способы выражения грамматических значений (синтетический, аналитический, смешанный).
2)Прочитайте текст "Грамматика":
Грамматика - это учение о строении слов, их изменении, о видах словосочетаний и предложений. Грамматика делится на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слов и законы (правила) их изменения. В морфологию входят учение о частях речи и словообразование . Например, с точки зрения лексикологии, базар - слово из турецкого языка, является общеупотребительным и обозначает место для торговли, главным образом - продуктами. В переносном значении базар - это шум, неразбериха, беспорядок. Для морфологии же важно, что это существительное, неодушевленное, нарицательное, мужского рода, форма множественного числа - базары, сочетается с прилагательными (напр., большой, турецкий и др.), изменяется по падежам.
Синтаксис изучает предложения, их структуру и типы. Так, из набора слов (я, свой, книга, дать, брат) можно построить несколько вариантов предложений. Например, Я дал свою книгу брату. Брат дает мне свою книгу. Брат, дай мне свою книгу. В рамках синтаксиса каждое слово в предложении может быть рассмотрено с точки зрения его роли (субъект, предикат, объект, определение и т.д.). Само предложение может быть простым или сложным, повествовательным, вопросительным или восклицательным, номинативным, безличным и др.
Центральное место в грамматике занимает учение о грамматических категориях. К грамматическим категориям относятся, например, категория числа, категория рода, категория падежа, категории лица, времени, наклонения, вида. Одному и тому же слову могут быть присущи разные грамматические категории в зависимости от того, к какой части части речи оно относится. Так, существительные имеют род, число, падеж. Глагол имеет категорию времени, вида, лица, числа, рода и наклонения. Число и род - общие для существительного и глагола категории.
Следует различать термины «грамматическая категория» и «грамматическое значение». Каждое слово имеет ряд конкретных грамматических значений, например, глагол бежал имеет следующие грамматические значения - значение прошедшего времени, значение единственного числа, значения мужского рода и несовершенного вида.
Грамматическая форма (словоформа) - это разные формы одного и того же слова, которые отличаются друг от друга грамматическим значением (формы бежал и бегу имеют разные грамматические значения времени - прошедшее и настоящее).
Существуют разные способы выражения грамматических значений (образования форм слова). В русском языке таких способов три - синтетический, аналитический и смешанный.
При синтетическом способе формы слова образуются путем:
а) присоединения аффиксов к основе слова (например, стол - стола, идет - идут, красив, красива, красиво);
б) путем чередования внутри слова (умирать - умереть);
в) путем переноса ударения (стены - стены, города - города);
г) путем образования другого слова (человек - люди, хорошо - лучше). При аналитическом способе показатель образования новой грамматической формы находится не внутри, а вне слова (например, буду слушать). Смешанный способ формообразования включает в себя элементы синтетического и аналитического (например, в доме).
3) Составьте план текста.
4) Выпишите из текста основные определения.
5) Какие способы выражения грамматических значений есть в вашем родном языке?
6) Какие грамматические категории есть у существительного, прилагательного, глагола?
7) Перескажите текст.