Средства структурирования теста - реализация логичности речи

Грамотное структурирование говорящим своей речи позволяет слушателям правильно (в соответствии с замыслом) воспринимать логику мысли автора. Перечислим языковые средства, которые позволяют структурировать текст, обеспечить его логичность:

- порядок слов в предложении, соответствующий актуальному членению;

- вводные слова и словосочетания;

- служебные слова: союзы предлоги частицы;

- средства связи самостоятельных предложений в речи: лексический, повтор, синонимы, анафорические местоимения и др.;

- обозначение переходов от одной мысли к другой;

- соотношение простых, сложных, осложненных предложений с учетом восприятия речи на слух

- композиционные средства: членение речи на структурно-функциональные части (вступление, основная часть, заключение).

Выразительность речи.

Оптимальное использование выразительных средств определяется жанром публичной речи. Арсенал выразительных единиц не ограничивается фигурами и тропами, однако традиционно в первую очередь тропы и фигуры речи относят к средствами речевого воздействия.

Тропы (от греч. способ, прием, образ) - такие обороты речи, которые основываются на употреблении слов в переносном значении с созданием образа. Механизм образования (а впоследствии и воздействия) тропов основан на его двуплановости, совмещении двух семантических планов: 1) буквального, т.е. общеязыкового; 2) иносказательного, переносного, ситуативного, т.е. относящегося к конкретному, данному случаю. Совмещение этих значений, сдвиг в семантике слова от прямого к переносному в тропе и позволяет создавать образ и тем самым повышать функциональную значимость (усиливать изобразительность и выразительность речи). Тропы придают наглядность изображению предметов, явлений, передаче чувств и эмоций.

Представляется, что любое слово может выступать в роли тропа, если будет обладать его основными свойствами:

троп = образность + двуплановость + экспрессивность

*Подробнее о риторических тропах и фигурах см. Хрестоматию

Помимо тропов и фигур речи в качестве средств речевого воздействия говорящий использует экспрессивные, стилистически окрашенные языковые единицы, средства нейролингвистического программировании, суггестивные средства и другие.

Задание 24. Выделите в следующих предложениях случаи нарушения риторических требований ясности речи, краткости речи (наличие необязательных слов, конструкций, фрагментов и т. п.), богатства речи (бедность словарного запаса, однообразие граммати­ческих конструкций, немотивированные повторы слов и т. п.), логич­ности речи.

1. Половина населения России ходит в очках, следо­вательно, в России невозможно прожить без ушей. 2. Строители завершили строительство школы своевре­менно и в срок. 3. У Саши заметна немотивированная перманентная рефлексия на мелочи и индифферент­ность к серьезным проблемам. 4. Проверяя глубину посева, агроном обошел второй участок. 5. Эти вещи для меня очень дороги. 6. Истец доказывает свое требова­ние бездоказательными доказательствами. 7. Не знаю я, где твоя тарелка: во-первых, я ее не брала, во-вто­рых, давно ее тебе вернула, в-третьих, она была уже треснутая.

Задание 25.Определите средства создания выразительности. Какую роль они играют, какой воздействующей силой обладают?

1. Прозрачные звуки копыт (Л.Н. Толстой). 2. Как будто больной с кровати, спрыгнул нерв (В.Маяковский). 3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова? (А.Крылов). 4. Все флаги в гости будут к нам (А.С.Пушкин). Со снопом волос своих овсяных отоснилась ты мне навсегда (С.Есенин). 5. Когда голова думает, язык отдыхает (посл.). 6. Смотрю с улыбкой сожаленья на пышность бедных богачей (А.С. Пушкин). 7. Кто весел - тот смеется. Кто хочет - тот добьется. Кто ищет - то всегда найдет. (В.И.Лебедев-Кумач). 8. Ярко-красочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии… (А.Ферсман). 9. И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная (Д.И.Менделеев). 10. Тут товар невдалеке. А на что ты купишь, если в тощем кошельке, извините, кукиш! Не заманит в салон божий зазывала, на товар спрос силен, да силенок мало! (С.Васильев. Лекция «Товарооборот при капитализме»). 11. Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятьях своих! (Н.В.Гоголь).

Задание 26. Определите тип выразительных средств в тексте (риторическое восклицание, олицетворение, эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, синтаксический параллелизм, градация) Подумайте, с какой целью использует автор данные выразительные средства, какое воздействие они оказывают на адресата?

«Прошлым летом и осенью Россия кочевала. Кто видел эти караваны беженцев, никогда их не забудет. Люди молча уходили на восток. Шли украинские крестьяне, шли старые евреи из Белоруссии, шли актрисы по вязкой грязи дорог на высоких каблучках... Уходили за Волгу вагоны с машинами. Переезжали заводы, переезжали города. Сложные станки оказывались в степи посреди снега. Камерный театр, один из самых изысканных театров мира, ставил спектакли в пустыне возле Аравийского моря. Ученые дописывали книги в теплушках. Киевляне распылились среди сел Средней Азии. Башкирия приютила школы Одессы.

Сколько скрыто за этими словами горя, разъединенных семей, суровой жизни на бивунах, самоотверженного труда!» И.Г. Эринбург

Задание 27. Используем метафору:

А) Употребите следующие метафорические выражения в собственных высказываниях:

1) Политические петушки. 2) Банковские акулы. Мелкая финансовая рыбешка. 3) Сладкоголосый политический соловей. 4) Журналистские шавки. Некомпетентные барбосы. 5) Хитрые лисы от политики и экономики. 6) Тонкая скорлупа цивилизации.

Б) Переделайте высказывания со сравнениями на высказывания с метафорой:

1) Его способности и дарования расцвели в нашем институте, как цветы. 2) Несколько лет тому назад инфляция обрушилась на страну, как буря. 3) Ваша личность вдохновляет нас, сияет для всех на, с как яркая звезда.

В) В высказываниях с метафорой заполните пропуски:

1) В средствах массовой информации предстает широкая панорама бесхозяйственности, …, … . 2) Наше общество отправило на задворки современной морали честность, ..., … . 3) Книги Достоевского - это наука о сострадания к человеку, наука …, наука ….

Задание 28. Проанализируйте примеры употребления развернутой метафоры в текстах. Какую функцию она выполняет? Определите жанр и возможную речевую ситуацию употребления метафор.

1. Я не так глуп. Чтобы учить других терпению и силе, и мне нечего предложить читателю, кроме убежденности в том, что если страдание неизбежно - капля мужества поможет больше, чем реки знаний, капля жалости - больше, чем реки мужества, а любовь Господня - больше всего (Льюис).

2. К нам постоянно прилипает грех, мы согрешаем делом, словом, помышлением, всяким нашим чувством. И надо видеть эту грязь, надо каяться в этом, надо все силы души употреблять на то, чтоб одежду, которую мы здесь получаем, одежду нашей души, сохранять чистой (Дмитрий Смирнов).

3. Можно ли играть на гитаре, зная два аккорда? Можно. Можно. Но страдает эстетическое чувство, и желательно знать больше. Можно добиваться кратковременных и довольно неустойчивых результатов в борьбе с инфляцией, зная, скажем, два аккорда, один из которых - действие Центрального банка по управлению параметрами денежной массы, ее динамикой, а второй - действия Минфина, который по своим бюджетным соображениям руководствуется запланированными объемами денежной базы, и когда он не укладывается в них, то урезает расходы? В принципе можно, но это дорогостоящая политика. Когда происходят реформы, то политика становится более дешевой, количество «аккордов» увеличивается без всяких потерь для эстетических чувств (А. Лившиц).

Задание 29. Проанализируйте фрагменты произведений А. Аверченко, определите, за счет чего формируется выразительность текстов.

1. «Мишка Саматоха сам добровольно отрекся от ангела, пригласил на его место целую партию чертей и поставил себе целью все время держать их в состоянии хронической тошноты. И, действительно, Мишкиным чертям жилось несладко» («Нянька»).

2. «Последний (Генрих VIII) отличался семейными наклонностями. Женатый на принцессе Екатерине Арагонской, он через 20 лет супружеской жизни вспомнил, что жена его раньше была замужем за покойным братом, и развелся с ней. Женился на Анне Болейн. После нее - еще на одной девушке Иоанне Сеймур; и еще на одной; он даже не помнил ее имени... и еще на одной; и еще на одной. Таким образом, у него было шесть жен, - не хватало еще седьмой, чтобы борода посинела» («Новая история»).

3. «Существует прекрасное русское выражение: - со стыда готов сквозь землю провалиться. Так вот я знаю господина, который должен был бы беспрерывно, перманентно проваливаться со стыда сквозь землю. Скажем так: встретил этот господин знакомого, взглянул ему знакомый в глаза - и моментально провалился мой господин сквозь землю... Пронизал своей особой весь земной шар, вылетел на поверхность там где-нибудь, у антиподов, посмотрел ему встречный антипод в глаза - снова провалился сквозь землю мой господин, и т. о. будь у моего господина хоть какой-нибудь стыд - он бы должен всю свою жизнь проваливаться, пронизывая собою вещество всего земного шара по всем направлениям» («Двенадцать портретов»).

Задание 30. а) Опишите внешность и (или) характер человека, который вам хорошо известен, используя принцип антитезы: постарайтесь дать яркий, выразительный портрет; б) Используя тропы и фигуры речи, составьте самостоятельно рекламу, для любого предмета или продукта, который вам нравится.

Задание 31. Отредактируйте предлагаемые формулировки тем публичных речей, принимая во внимание принцип выразительности и привлечения внимания: «Отдых в лесу», «Мой любимый поэт», «О вреде курения», «Помощь друга», «Времена года», «Отдыхать надо в России», «Мобильный телефон», «Город Магнитогорск».

Задание 32. Оцените лингвистическую сторону текста. Отредактируйте, устранив речевые ошибки и придав тексту выразительность с учетом риторического воздействия. В случае необходимости сделайте также композиционную и аргументативную правку.

Театр в нашей жизни.

В театр ходить необходимо. Я, например, люблю театр. Для меня поход в театр - это всегда новые впечатления. Мы их получаем, когда видим новую пьесу, новых актеров или уже знакомых, но в новых ролях. Даже тогда, когда мы идем на «классику», мы получаем возможность вместе с авторами спектакля (сценаристом, режиссером, актерами и др.) по-новому «прочитать» Чехова, Островского и других.

Театр это также хороший отдых, потому что, приходя в театр мы переключаемся от других видов человеческой деятельности и тем самым получаем необходимую разрядку. Мы сопереживаем героям драмы и трагедии или смеемся над персонажами комедии, то есть испытываем определенные эмоции, а это позволяет зарядиться энергетикой спектакля.

Театр - это всегда приобщение к творчеству. Театральная постановка совмещает творчество автора пьесы, творчество режиссера, творчество актеров и, наконец, творчество самого зрителя, который творчески преломляет увиденное.

Поход в театр хорош уже тем, что, находясь в театре, мы не совершаем в этот момент дурных поступков.

Задание 33. Выделите в тексте речевые средства, которые, по замыслу автора, должны оказать воздействие на аудиторию. Охарактеризуйте эти средства.

Чистое сердце – это наше богатство, наша слава, наша красота. Чему еще можно уподобить чистое сердце? Пламенеющему огню. Как в огне очищается золото, освобождается от ржавчины металл, покрытый ею, так и в чистом сердце сгорают греховные искушения и соблазны. Нередко от одного общения с носителем чистого сердца перерождается испорченная грязная душа и становится на путь новой христианской жизни.

Еще какое сравнение может быть для чистого сердца? Оно подобно чистой воде: чистая вода не имеет в себе никакой скверны, она освежает каждого жаждущего, она приятна и сладка тому, кто ее жаждет. В чистой воде ясно отражаются небо и солнце. И чистое сердце влечет к себе, и мы видим, как в нем отражается небо, видим в нем печать Божией красоты, печать святого Духа святого, носителями которых являются святые люди (фрагмент проповеди).

Задание 34. Отредактируйте фрагмент речи, используя средства активизации внимания, мышления, установления контакта. Употребите тропы и фигуры речи (какую роль они играют в тексте?). Примечание: редактируя фрагмент, помните о факторе адресата, целевой установке.

Наши рекомендации