Программа социологического исследования — это описание всех этапов получения конечного исследовательского результата и его обоснования (доказательств)
Т.к. Социологическое исследование — это сложная процедура, то сначала надо написать программу. Это как некий стержень, на который нанизываются все составляющие. Программа исследования базируется на изложении теоретических и логических предпосылок, сформулированных с всязи с целью (математикой) исследования. Одну и ту же проблему исследоватли могут формулировать по-разному. Например, стратификацию обычно начинают с Маркса, но можно и с Вебера и т. п. Нужно обозначить, какая теория лежит в основе темы исследвоания. Подход. Работа может быть решена как в качественном, так и в количественном подходе. Программа — документ, отражающий последовательность и содержание исследовательских процедур, выполнение которых обеспечивает обоснованность получаемых результатов. Программа как документ, несущий юридическую силу. Это важно для заказных исследований.
В программе выделяют два раздела — методологический и процедурный.
Тщательно разработанная программа исследования — гарантия успеха всей дальнейшей деятельности. От ее научной продуманности и обоснованности зависят полученные результаты. По сути, программа — это способ избежания ошибок. Программа исследоваиня подробнее и чаще применяются и разрабатывается в количественных стратегиях. В качественных программа выполняет не столь широкие строгие функции, однако и там ее написание полезно и целесообразно.
Программа включает цели и задачи исследования
Цель задает конечный результат, то есть ответ на вопрос или совокупность вопросов, как правило, социолог отвечает на два ключевых вопроса: каковым является этот объект и чем объясняется поведение этого объекта. А что «внутри» этого объекта? С какими факторами связана его изменчивость, его развитие и т. п. Цель исследования может быть описание, какой объект и второй — это факторы, изменяющие объект и воздействующие на него. Реализация цели разворачивается в задачах исследования. Есть теоретические задачи и есть практические (прикладные) задачи. В иделае конечная формулировка частных задач — это те вопросы, которые задаются респонденту.
7.Методологический раздел программы исследования – основные позиции и их влияние на последующие разделы.
Первый пункт методологического раздела — теоретико-методологические основания работы. Он включает теорию или авторские концептуальные положения, тип исследования, основной подход. Если раздел предоставляется несоциологическому сообществ, то он пишется полно и подробно. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Обоснование формулировки темы делается, как правило, во втором разделе.
Третья часть — уточнение и интерпретация основных понятий. Это особый раздел. Раздел показывает. Какие понятия мы будем исспользовать и как с ними будем работать.
Четвертый — системный анализ объекта
Пятой — развертывание гипотез.
Шестой — формирование выборки.
На этом методологический раздел исчерпывается. Он небольшой, но требует постоянного согласования всех шести между собой.
8.Процедурный раздел программы социологического исследования. Обоснование выбора методов исследования.
Процедурный раздел.
Первый пункт — стратегический план исследования. Тут мы имеем в виду всю исследовательскую схему целиком. Хорошо, когда исследование конструируется на основе уже имеющегося знания, +фрагмент нового знания. Мы формулируем новые гипотезы, расширяем понятийный аппарат, расширяем выборку. При этом наш план может быть повторно-сравнительным, а моежт быть обязательным с элементом аналитики. Появляется аналитический фрагмент. Как правило, план соединяет элементы описания, аналитики, сравнения. Он редко бывает чистым и однотипным, он конструируется как сложная консутрукция с разными элементами. Стратегический план исследования — описание характеристик, которые будут использоваться в работе
Второй пункт — определение генеральной и выборочной совокупности. В первой части (методологической) мы обозначаем тип выборки (например, у меня будет сплошная выборка). Тогда зачем второй пункт? Затем, чтобы тут четко обозначить, что будет генеральной совокупностью (например ,точно какой курс, факультет и т. д.). Мы пишем схему формирования выборочной совокупности в первой части. Первая часть — теоретическая, вторая — конкретно-практическая.
Третий пункт — выбор и обоснование методов сбора первичной информации. То есть мы определяемся с вопросом, какие методы будем использовать. Например, прежде чем писать анкету, мы можем провести разведовательное интервью. То есть узнать, как писать анкету, что спрашивать. Ведь, например, со школьниками и пенсионерами нужно разговаривать на их языке.
Четвертый пункт — виды математической обработки материала. Это обязательно закладывается в программу, потому что для проверки ряда гипотез требуется вполе определенный четко заданный математический аппарат. Если мы хотим работать с объяснительными гипотезами, мы должны заведово програмировать корреляционный анализ. Если многофакторная проблема, то надо закладывать в обработку факторный анализ.
Пятый — схема анализа первичных данных. Могут быть данные других исследований, архивы социологических данных (это лучше всего)
Шестой пункт — форма представления результатов. Ээтих форм много. Наиолее типичные: научный отчет (требует программу, представления результатов и многое другое, например, подачу исходных даных, обоснования доказательности полученных результатов). Если получаем грант, там другое, напрмиер, 2 статьи в журналах международного типа. Если конкретное исследование на предприятии, то отчет может представлять собой страницу текста (к нему, конечно, можно приложить обоснование, с чего мы делаем такие выводы). Для науки самыми необходимыми и важными являются публикации.
9.Объект и предмет социологического исследования. Теоретические и эмпирические подходы при формулировании объекта исследования.
10.Цели и задачи исследования. Связь с планом исследования.
Программа включает цели и задачи исследования
Цель задает конечный результат, то есть ответ на вопрос или совокупность вопросов, как правило, социолог отвечает на два ключевых вопроса: каковым является этот объект и чем объясняется поведение этого объекта. А что «внутри» этого объекта? С какими факторами связана его изменчивость, его развитие и т. п. Цель исследования может быть описание, какой объект и второй — это факторы, изменяющие объект и воздействующие на него. Реализация цели разворачивается в задачах исследования. Есть теоретические задачи и есть практические (прикладные) задачи. В иделае конечная формулировка частных задач — это те вопросы, которые задаются респонденту.
11.Термин, понятие, определение. Их место и функции в программе социологического исследования.