Адекватность математического метода
шениях понимают применение внутри-гос. правовых норм для выполнения взятых гос-вом междунар. обязательств без внесения изменений в законодательство. Понятие «А.с.» используется также при анализе соц.-психол. климата гр. и коллективов, соц. и антисоц. поведения, в педагогике и юриспруденции. В социол. теории Т. Парсонса вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой рассматривается в кач-ве одного из важнейших функциональных условий существования системы, сохранения ценностных образцов и интеграции.
Лит.: Шабанова М.А. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. 1998. № 1; Аллахвердов В.М. и др. Психология. М., 2000.
А.С. Капто
АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА— 1. Степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью явления. В силу известных трудностей с формализацией соц. явлений проблема А.м.м. в соц-и стоит очень остро. Любая модель всегда более проста, чем отражаемая ею реальность. Задачи социолога, желающего эффективно применить матем. метод, сводятся к четкому выделению того, что именно он отразил, использовав тот или иной матем. аппарат, и от чего в процессе такого использования абстрагировался; к определению на этой основе того, какими выводами и в каком смысле он может практически пользоваться; к выработке подходов к тому, чтобы макс, использовать отображенные обстоятельства; к попытке учесть то, что не было отражено при Интерпретации результатов применения математического метода. Решение этих задач возможно лишь при соблюдении ряда методол. принципов применения матем. методов в социол. иссл-и (см. Методология применения математических методов). Здесь требуется тесный контакт социолога и математика.
2. Термин заимствован из теории измерений, означает независимость рез-тов применения метода от того, какая
конкр. шкала из числа возможных используется. Требование такой А.м.м. явл. необходимым условием адекватности метода, определение к-рого дано в п. 1 (если учитываются фактически используемые шкалы, а не те, по к-рым получаются исходные данные; см. Шкала). Существуют разные подходы к формализации понятия «А.м.м.*. Одним из самых употребительных и применимых к числовым шкалам явл. отождествление А.м.м. с инвариантностью (устойчивостью) рез-тов использования метода относительно применения к исходным данным допустимых преобразований используемых шкал. Так, если в кач-ве матем. метода используется вычисление к.-л. среднего (см. Величины средние), а в кач-ве используемого рез-та — рез-т сравнения по величине средних, вычисленных для двух гр. респондентов, то адекватность метода будет означать, что упомянутый рез-т не изменится, если ко всем исходным данным применить допустимое преобразование соотв. шкалы. Лит.: Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений // Психол. измерения. М., 1967; Пфанцагль И. Теория измерений. М., 1976; Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социол. информации. М., 197S; Орлов А.И. Устойчивость в соц.-экон. моделях. М., 1979; Толстова Ю.Н. О сравнении нек-рых подходов к проблеме адекватности в теории измерений // Экспертные методы в системных иссл-ях. М., 1979; Она же. Измерение в соц-и. М., 1998.
Ю.Н. Толстова
АККУЛЬТУРАЦИЯ— термин, применяемый для обозначения процесса, в ходе к-рого гр. людей с разл. культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы др. культуры. Обмен культ, элементами обычно носит неравнозначный характер; это особенно показательно для гр. иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокульт. среде и вынужденных приспособляться к ней. Поскольку в США и нек-рых др. странах под культу-
АКСИОЛОГИЯ
рой понимается, прежде всего, функция чел. психики, то и при изучении А. основное внимание там принято уделять изменению психол. элементов духовной культуры, в части., усвоению норм соц. общения, новой системы ценностей и т.п. В нек-рых случаях термин «А.» заменяется более узкими и четкими понятиями, напр. понятием «европеизация», для обозначения процесса распространения в странах Азии и Африки элементов европ. культуры, форм хоз-ва, гос. устройства и т.п. А. как таковая обычно явл. стадией процессов этнич., чаще всего ассимиляции, но может и не быть ею; иноэтнич. (напр., иммигрантские) гр., приняв элементы материальной и духовной культуры, связанные с внешним общением, могут долгое время сохранять в быту элементы своей традиционной культуры, родной язык и этнич. самосознание.
Лит,: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм: Сущность и проблематика. М., 1999.
В.И. Козлов
АКСИОЛОГИЯ(от греч. axia - ценность, logos — слово, понятие, учение) — учение о ценностях. Входит в кач-ве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско-социол. концепций неокантиански-веберовской, феноменологически-интеракционист-ской и позитивистски-сциентисте кой ориентации. В соц-ю проблематику ценностей ввел М. Вебер. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно к-рой каждый чел. акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете к-рых опред. нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социол. анализа религии.
Со временем в соц-и понятие «ценность» утрачивало свой смысл, выступая как средство формального соотнесения действий людей и функционирования соц. ин-тов. В этом направлении развивалась аксиологическая проблематика
в амер. соц-и. В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (т. 1—5. 1918—1920) У. Томас и Ф. Знанецкий, давая чисто «операциональное» определение ценности, характеризовали ее в позитивистском духе — как любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов к.-л. соц. гр. Им принадлежит также определение ценностей как более или менее выявленных «правил поведения», с помощью к-рых гр. сохраняет, регулирует и распространяет соотв. типы действия среди ее членов. Если в первом определении игнорируется принципиальное различение между ценностью и ее «предметным» носителем, утверждаемое филос. Α., то во втором — полностью устраняется различение между ценностью и «правилом».
Дальнейшее развитие аксиологической проблематики в рамках амер. соц-и обусловливалось противоречием между объективной природой ценностей и их зависимостью от субъекта и его оценочных суждений. В рамках «структурного функционализма» Т. Парсонса проблематика А. предстала в крайне редуцированном виде, оказавшись замкнутой в пределах вопр. об интеграции в соц. системах. Парсонс рассматривал ценности как высшие принципы, на основе к-рых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых обществ, гр., так и в об-ве в целом. Ценности, характеризуемые как «неэмпирические объекты», вызывающие «благоговейное отношение», сообщают соотв. кач-ва апеллирующим к ним мор. нормам, придавая им общеобязательную значимость. У Парсонса вместе с тем оставалась необъясненной причина, по к-рой «неэмпирические объекты» приобретают свойства, обеспечивающие нормальное функционирование «системы об-ва» и «системы личности», нуждающейся, как и об-во, в нек-рых незыблемых точках опоры. В 70—80-х гг. 20 в. в связи с возрастанием интереса социологов к этической проблематике аксиологическая теория получает дальнейшее развитие в соц-и.
АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
Лит.; Беккер Г., Боосов Л. Совр. соци-ол. теория. М., 1961; Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Μ., 1991; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Weber Μ. Gesammelte Aufsatze zur Wisseneschaftslehre. Tub., 1951; Parsons T. The Social System. Toronto, 1966.
Ю.Н. Давыдов
АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - ин-
тенсивная деятельность людей, характеризующая обществ, функции личности, соц. общностей и объединений, а также соц. ин-тов, соц. гр., кл., народов, движений. Как осн. показатель субъект-но-объектных отношений, имеет два осн. аспекта: личностный (А,с, личности) и общностный (А.с. кл., партий, соц. гр. и т.д.). Осн, формы А.с. опред. по ее источникам, целям, проявлениям, рез-там в экон., соц., полит, и. духовной сферах обществ, жизни.
Между чел. как субъектом А.с. и др. ее субъектами существуют сложные взаимодействия, определяемые личными и общественными интересами и их сочетанием. Ах. общностей, в к-рых чел. оказывается объективно, и объединений, в к-рые он включается по своей воле, имеет опред. различия. В последних случаях она выражена более ярко (А.с. партий, союзов, корпораций). Гражданство, национальность или формальная принадлежность к той или иной орг-ции не явл. показателями А.с, хотя и влияют на нее. Др. дело — гражданственность, указывающая на опред. деятельность. А.с. разл. соц. гр. зависит, конечно, от активности входящих в них людей, но не сводится к сумме их активностей, поскольку зависит от целого ряда причин, относящихся к соц. статусу этих гр. и их лидеров.
Особое значение имеет личностный аспект А.с, определяющий соц. роль и соц. статус чел., меру его становления в кач-ве субъекта обществ, отношений. Личностный аспект А.с позволяет конкретизировать понятие «социальное» применительно к активности и процессу социализации, т.е. перейти от формально-
абстрактного определения А.с, как формы деятельности вообще к его соц.-цен-ностному содержанию, позволяющему разграничивать Ах. и активность анти-соц. (отклоняющееся, девиантное, де-линквентное и т.п. поведение).
А.с. в личностном содержании рассматривается в двух осн. аспектах. Первый предполагает ее анализ и оценку как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного кач-вами, к-рые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности, т.е. в процессе социализации, под влиянием к-рой формируются свойства личности, определяющие ее активность и реализацию в разл. видах деятельности.
Второй аспект исходит из понимания А.с. как меры интенсивной деятельности, направленной на решение тех или иных задач. В этом случае она может быть выражена в опред. количественных показателях, что облегчает ее социол. иссл-я. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Исходя из этих двух аспектов возможен матричный подход к активности, т.е. анализ ее по вертикальным и горизонтальным срезам. При вертикальном срезе учитываются разл. уровни активности по ее интенсивности, а при горизонтальном — ее виды. Возможны разные жизненные ситуации: чел, может быть целиком поглощен своей профессиональной деятельностью и ничем др. не интересоваться. В иных случаях коренные интересы личности могут находиться вне сферы его профессиональной деятельности. Между этими крайностями лежит присущее всем людям сочетание разл. видов деятельности при ведущей роли одного из них или неск., определяющих его соц. роль и соц. статус.
В обобщенном виде формы А.с совпадают с осн. сферами обществ, жизни и характеризуются как трудовая, соц.-полит., духовная, семей но-бытовая, досу-говая и др. В определении категориального статуса А.с принципиально важен вопр.: всякая ли активность может оцениваться как соц.? Если иметь в виду то,
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ
что все жизненные проявления людей соц., т.е. что они осуществляются в рамках соц. взаимодействий и значит соц. обусловлены, ответ будет утвердительным независимо от того, в какой форме: индивидуальной, групповой, организованной или стихийной — активность проявляется. С этой т.з. даже преступная деятельность, к-рая может быть и, как правило, бывает весьма активной, имеет соц. составляющую. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то ее не только можно, но и необходимо оценивать как соц. или асоц. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение, девиантное в соц-и и делин-квентное — в криминологии. Поэтому осн. критерием А.с, выступает оценка рез-тов деятельности (т.е. характер изменений существующей ситуации, к-рые достигаются в рез-те затраты чел. его энергии), соотнесенных с обществ, интересами, т.е. интересами др. людей, гр., об-ва в целом.
Антиподом А.с. в др. смысле явл. соц. пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности, хотя в нек-рых ситуациях пассивность может иметь значение активности.
Менее четко выраженным антиподом А.с. явл. соц. конформизм.
Рассматривая содержательную сторону А.с, нельзя не учитывать индивидуальное отношение личности к объекту ее деятельности. Высшим проявлением А.с. в этом смысле явл. созидание, творчество, всегда имеющее качественное измерение. Как правило, высокие достижения культуры персонифицированы, т. е, связаны в нашем сознании с личностью творца, что отчетливо обнаруживается в лит.-художественных произведениях, науч. иссл-ях, изобретательской деятельности.
А.с. в высоком обществ, смысле имеет ряд закрепленных в об-ве показателей, таких, как героизм, подвижничество, беззаветное служение долгу. В то же время А.с. означает непримиримость к разного рода антиобщественным явлениям. Прогрессивный смысл А.с. не все-
гда очевиден, не всегда бывает понят и приемлем. Излагая полит, историю зап. мысли, амер. политолог Б. Данем рассматривает ее как историю религ. и полит, нонконформизма, показывая, что тем людям, к-рые придерживаются господствующих идей, легче было достигнуть успеха в жизни, чем тем, к-рые не были согласны с этими идеями или церковными установлениями. Развитие А.с, соотнесенное с задачами обществ, процесса, особенно актуально для совр. России.
Лит.: Ануфриев Е.А. Соц. статус и активность личности. Личность как объект и субъект соц. отношений. М., 1984; Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: Поиск альтернатив. М., 1995; Активность и жизненная позиция личности. М., 1998; Артемьев A.M. Соц-я личности. М., 2001.
Е.А. Ануфриев
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ(от лат. ambo -оба, valentia — сила — противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (напр., любви и ненависти) по отношению к к.-л, объекту или чел., одна из к-рых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной лит. это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в науч. оборот психиатром Э. Блейлером, к-ры-й видел в А. осн. характеристику психической жизни чел., страдающего раздвоением личности (шизофренией). Он вычленил три типа Α.: 1) эмоциональную — позитивное и одновременно негативное чувство к к.-л. чел. (таковы, по его мнению, отношения родителей и детей); 2) волевую, выражающуюся в бесконечных колебаниях между противоположными решениями, непримиримом конфликте между ними, сопровождающимися подчас отказом от всякого решения; 3) интеллектуальную, заключающуюся в нанизывании проти-
АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫЙ
воречащих друг другу взаимоисключающих идей, между к-рыми мечется мысль больного. Во всех трех случаях, по Блей-леру, А. явл. свидетельством распада личности.
Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, 3, Фрейд рассматривал А. не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов: напр. к разрушению «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм). В конце концов эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»). Инстинкт смерти и разрушения противопоставлялся жизнеутверждающему инстинкту жизни («Эросу»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную А. чел. психики, так и все послед, формы этой двусмысленности. Он видел в А. особенность инфантильной эмоциональной жизни, к-рая оказывается следствием зависимости ребенка от матери.
Социол. интерпретация А. дана в работах Р. Мертона, к-рый истолковывает ее с помощью понятий «соц. роль», «статус», «конфликт ролей». Считая источником психической А. соц. Α., Мертон вычленяет ряд соц. типов Α.: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (напр., экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (напр., конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отд. соц. ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в об-ве противоположных ценностей культуры среди членов об-ва; 5) обусловленную конфликтом между соц. структурой и системой культ, ценностей, т.е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми соц. системой средствами для их осуществления; 6) имею-
щую своим источником существование опред, крута людей, живущих одновременно в неск. об-вах (иммигранты) и ориентированных на разл. культ, ценности. Свою социол. теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как соц. ин-ту. Практически это было, с одной стороны, попыткой рациональной социол. расшифровки психоаналитической теории Α., с др. — нек-рой психологизирующей зашифровкой той проблематики, к-рая была взята в более чистом виде в социол. теориях конфликта.
Лит.: Идеалистическая диалектика в 20 столетии, М., 1987; Smelser N. The Rational and the Ambivalent the Social Sciences // Smelser N. The Social Edges of Psychoanalysis. Berkeley; Los Angeles, 1998. P. 168-196.
Ю.Н. Давыдов, А.П. Огурцов
АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫЙ- анализ рез-тов ранее проведенных социол. иссл-ий, преследующий цели, отличные от тех, к-рые ставились в этих иссл-ях. А.в. в силу того, что он проводится на основе ранее проведенных иссл-ий, предполагает наличие систем хранения и накопления социол. информации (см. Архив социологических данных).
В зависимости от того, какая информация о ранее проведенных иссл-ях имеется в распоряжении, можно выделить А.в. на основе опубликованных рез-тов и на базе первичных данных. А.в. позволяет решать разл. задачи:
• сравнение рез-тов неск. иссл-ий, посвященных изучению одной проблемы, но проведенных на разных объектах в целях выявления специфики изучаемого явления в разных соц. гр.;
• агрегация рез-тов, полученных при изучении отд. соц. общностей для выявления характеристик более крупных общностей;
• изучение временной динамики соц. процессов на основе иссл-ий, проведенных в разное время;
• сравнение эффективности разл. методик сбора и анализа эмпирических
АНАЛИЗ ДАННЫХ
данных, использовавшихся в разных иссл-ях;
• построение модели выборки на основе информации об изучаемом объекте, полученной в ранее проводившихся иссл-ях.
Лит.: Dale Α., Arber S., Procter Μ. Doing Secondary Analysis. L.; Boston, 1988; Kilcoet K.J., Nathan L.E. Secondary Analysis of Survey Data // Sage University Paper Series on Quantitative Applications in the Social Sciences. 1995. No. 53.
A.O. Крыштановский
АНАЛИЗ ДАННЫХ- 1. Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных в целях формирования опред. представлений о характере явления, описываемого этими данными. Исследователь пытается данные «свернуть», сократить их кол-во, стремясь при этом не потерять полезную информацию, потенциально в них заложенную. Делается это обычно с помощью матем. методов.
2. Процесс изучения стат. данных (поиска стат. закономерностей, закономерностей в среднем) с помощью матем. методов, не предполагающих вероятностной модели изучаемого явления. Противостоит вероятностно-стат. подходу к обработке данных, опирающемуся на их вероятностную интерпретацию (как случайной выборки из генеральной совокупности) и использование вероятностных моделей для построения и выбора наилучших методов обработки. Получаемые с помощью вероятностно-стат. подхода выводы опираются на строго доказанные матем. положения. В части., этот подход обеспечивает корректный перенос рез-тов с выборки на генеральную совокупность (см. Оценивание статистическое, Проверка статистических гипотез). В методах А.д. подобные возможности не заложены. Эти методы не удовлетворяют строгим матем. требованиям. Выбор наилучшего метода здесь почти всегда опирается на неформали-зуемые эвристические соображения. Поэтому проблема обоснования получае-
мых выводов требует особого внимания. Особенно острой становится необходимость выделения «точек соприкосновения» содержания задачи и матем. формализма (см. Адекватность математического метода), реализации в процессе человеко-машинного диалога.
К методам А.д. относят и вероят-ностно-стат. методы в тех случаях, когда не удается проверить адекватность реальности вероятностной модели, предполагаемой методом.
Выделение методов А.д. обусловлено потребностями ряда наук (в т.ч. соц-и), в к-рых велика потребность поиска стат. закономерностей. Однако предположения, лежащие в основе вероятност-но-стат. методов, разработанных специально для решения таких задач, часто не выполняются.
Существует мнение, что поскольку методы А.д. с т.з. строгой математики не явл. достаточно обоснованными, то имеет смысл использовать их лишь на предварительном этапе анализа для уточнения представлений исследователя об изучаемом явлении, корректировки понятийного аппарата, формулировки гипотез и т.д. Однако методы А.д. могут служить и средством получения фундаментального знания, выявления неизвестных ранее закономерностей, если перейти на новый уровень понимания самого матем. формализма: считать, что адекватным решаемой задаче явл. не отд. метод, а совокупность методов, применяемых в соответствии с опред. методол. принципами (см. п. 4).
3. Термин, отождествляемый с понятием «прикладная статистика», к-рая понимается как науч. дисциплина, разрабатывающая и систематизирующая понятия, приемы, матем. методы и модели, предназначенные для орг-ции сбора, стандартной записи, систематизации и обработки стат. данных в целях их удобного представления, интерпретации и получения науч. и практических выводов.
4. Процедуры поиска стат. закономерностей («свертки» информации), не сводящиеся к применению формальных алгоритмов, В основе лежит комплекс-
АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЙ (DA)
ное использование матем.-стат. методов и методов А.д. (п. 2) с опорой на неск. методол. принципов.
Первый принцип — вариация предпосылок, лежащих в основе выбираемых методов (любой метод опирается на оп-ред. модель изучаемого явления, т.е. оп-ред. систему предпосылок и постулатов): изменение таких предпосылок, рассмотрение последствий этого изменения, сравнение использования разных предпосылок и т.д. Актуальность реализации этого принципа объясняется тем, что для большинства методов проверка состоятельности заложенных в них моделей в социол. задачах явл. весьма проблематичной.
Второй принцип — системный подход. В процессе А.д. изыскиваются разл. приемы для наиб, полного использования и эндогенной информации (т.е. данных, описывающих изучаемый объект), и экзогенной (т.е. данных, описывающих «среду обитания» объекта). Системный подход предъявляет к исследователю повышенные требования, поскольку носит принципиально междисциплинарный характер.
Третий принцип — отказ от той т.з., что любое иссл-е имеет начало и конец. А.д, — способ существования данных. Готовность к постоянному возврату к одним и тем же данным. В непрерывном процессе А.д. предусматриваются разрывы, позволяющие извлекать накопленную информацию и принимать решения, связанные с управлением обработкой данных, с выбором дальнейших шагов А.д. Формальные операции перемежаются с неформальными процедурами принятия решения. С появлением новых данных возникают новые идеи, подходы, методы, уточняется понимание происходящих процессов и т.д. В соц-и реализация этого принципа актуальна, т.к. социолог обычно не имеет той априорной модели изучаемого явления, к-рая явл. необходимой и для выбора формального аппарата анализа данных и вообще для проведения иссл-я, начиная с формулировки гипотез и разработки способа сбо-
ра данных (см. также Методология применения математических методов).
Лит.: Тьюки Дж.У. Анализ данных, вычисления на ЭВМ и математика // Совр. проблемы математики. М., 1977; Миркиц Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980; Елисеева И.И., Рукавишников В.О. Логика прикладного стат. анализа. М., 1982; Тьюки Дж.У. Анализ рез-тов наблюдений: разведочный анализ. М, 1982; Айвазян С.А., Енюков И.С, Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: В 3 т. М., 1983—L989; Фелин-гер А.Ф. Стат. алгоритмы в социол. иссл-ях. Новосибирск, 1985; Толстова Ю.Н. Логика матем. анализа социол. данных. М., 1991; Татарова Т.Т. Методология анализа данных в соц-и. М., 1998; Тюрин ЮН, Макаров ΑΛ. Стат. анализ данных на компьютере. М., 1998; Толстова Ю.Н. Анализ социол. данных: методология, дескриптивная статистика; изучение связей между номинальными признаками. М., 2000.
ЮН Толстова
АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАЦИОННЫЙ (DA), или АНАЛИЗ ПРАВИЛ(англ. -Determinacy Analysis and Logic Solution, DATS), — совокупность матем. методов анализа детерминаций, т.е. правил типа А-^В, получаемых из наблюдений за частотами совместного или раздельного появления свойств(событий) А, В.
В А.д. входят: 1) элементарная теория правил; 2) продвинутая теория правил (детерминационная логика); 3) технология обработки данных; 4) программное обеспечение класса «DA-система» для OS Windows, производимое и распространяемое в России и за рубежом компанией Контекст Медиа (www.context.ru).
Ад. решает задачу анализа связей между соц. показателями, когда цель — получение прогностических правил и объяснение соц. явлений. А.д. не требует шкалирования ответов респондентов, замены их числами. Он особенно эффективен, когда среди показателей много качественных и их нужно анализировать отдельно или совместно с количественными. Благодаря этим особенностям
АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАНТНЫИ
А.д. активно используется в соц-и. Применяется в маркетинге, лингвистике, медицине, генетике, мн. др. областях.
Идея анализа в след. Пусть А, В, С — ответы респондента на к.-т. вопр. анкеты. Если в правило (детерминацию) А-^В добавить ответ С, получим правило АС-+В, точность (см. Детерминация) к-рого будет больше, меньше или такой же, как точность исходного правила. Приращение точности есть мера существенности фактора С в правиле АС-^В. Если точность возросла или уменьшилась, фактор С существенный и, соответственно, позитивный либо негативный. Если точность не изменилась, фактор С несущественный, не влияет на точность правила. Аналогично в том же правиле опред. мера существенности фактора А. Т.о., А.д. действует как факторный анализ, когда в роли факторов не показатели, а значения показателей (области значений). Рис. иллюстрирует, как исходное правило А-^В (случай а) при добавлении в него фактора С может стать предельно точным (случай б) или предельно неточным (случай в).
Фактор С в правиле (детерминации) АС-*В
а) правилоА-+В, 6) правило АС-уВ, в)праеилоЛС-^В,
точность* 0,4; точность=1; точность = О
Детерминации используются в классической силлогистике Аристотеля при формировании посылок и следствий силлогизмов. Аристотель поставил и решил след. проблему: даны точность либо полнота правил А->В, В-^-С. Известно, что объемы понятий А, В, С отличны от 0. Найти точность правила А-*С.
Аристотель решил проблему в случае, когда имеется только четыре варианта ограничений на значения точности (полноты) каждого из правил А-^В, В-^С, А-^С: 1) равенство 1; 2) равенство 0; 3) отличие от 0; 4) отличие от I. Это решение известно как классическая силлогистика Аристотеля.
В рамках А.д. найдено решение той же проблемы в случае, когда ограничения на точность и полноту правил А-*В, Я-»С, А-^С произвольны. Оно известно как детерминационная силлогистика, ч. детерминационной логики. На его основе объяснен ряд тонких эффектов в логике естеств. яз.
Детерминационная силлогистика дает возможность находить точность и полноту правила Л->С, когда свойства (события) А, С присутствуют в разных массивах данных и не присутствуют в одном. Это т.н. задача межмассивного анализа. Она актуальна при обработке информации в больших хранилищах со-циол. данных.
Лит.: Чесноков СВ. Детерминацион-ный анализ соц.-экон. данных. М., 1982; Он же. Силлогизмы в детерминацион-ном анализе // Изв. АН СССР. Сер. «Техн. кибернетика». 1984. № 5; Он же. Основы гуманитарных измерений. М., 1985; Он же. Детерминационная двузначная силлогистика // Изв. АН СССР. Сер. «Техн. кибернетика». 1990. № 5; Chesnokov S. V. The Effect of Semantic Freedom in the Logic of Natural Language // Fuzzi Sets and Systems. 1987. V. 22.
СВ. Чесноков
АНАЛИЗ ДИСКРИМИНАНТНЫИ -
ветвь анализа многомерного статистического. Методы и рез-ты А.д. направлены на решение след. задачи. Известно о существовании опред. числа k (к> 2) генеральных совокупностей и у исследователя имеется по одной выборке из каждой совокупности (обучающие выборки). Требуется построить основанное на имеющихся выборках наилучшее (в опред. смысле) классифицирующее правило, позволяющее приписать нек-рый новый элемент (многомерное наблюдение X) к своей генеральной совокупности в ситуации, когда исследователю заранее не известно, какой из совокупностей этот элемент принадлежит.
Лит.: Афифи Α., Эйзен С. Стат. анализ. Подход с использованием ЭВМ. М., 1982; Айвазян С.А. и др. Прикладная ста-
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ
тистика; классификация и снижение размерности. М, 1989; Факторный, дис-криминантный и кластерный анализ. М, 1989; Сошникова Л.А. и др. Многомерный стат. анализ в экономике. М., 1999; Дубров A.M., Мхитарян B.C., Тро-шии Л.И. Многомерные стат. методы для экономистов и менеджеров. М., 2000; Гуц А.К., Паутова Л.А., Фролова Ю.В, Матем. соц-я. Омск, 2003; Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М-, 2003.
ЮМ. Толстова
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ- метод статистики математической, предназначенной для выявления влияния отд. независимых друг от друга признаков, традиционно называемых факторами (А, В, С, ...), на нек-рый наблюдаемый признак (У). Концепция А.д. предложена Р, Фишером в 1920 и состоит в выделении и сравнении между собой разл. компонент дисперсии признака У (отсюда и название метода). Эти компоненты выделяются посредством разложения вариации (SS) признака У на составные части. Величина SS равна числителю в формуле для вычисления дисперсии признака (см. Меры рассеяния). Сравнение компонент вариации позволяет делать вывод о значимости или незначимости влияния отд. фактора на изменчивость признака У. А.д., возникший как метод планирования эксперимента (Фишер предложил А.д. для обработки рез-тов опытов по выявлению условий, при к-рых испытываемый сорт с.-х. культуры дает максимальный урожай), используется как метод анализа данных для выявления систематических различий между рез-тами непосредственных измерений, выполненных при тех или иных меняющихся условиях (что особенно важно для соц-и). Для применения А.д. требуется о π ред. структура представления исходных данных. Рассмотрим это на примере выявления влияния образования (фактор А) и пола (фактор В) на удовлетворенность трудом (признак У) в предположении, что об-
разование как признак (фактор) имеет три градации (1 — среднее, 2 — среднее специальное, 3 — высшее), пол — две градации (1 — мужской, 2 — женский), а признак У — некий индекс удовлетворенности трудом, носящий количественный характер. Тогда для применения А.д. значения признака Удолжны быть представлены в виде совокупности ячеек {/, А, где i отвечает градации фактора А, j — градации фактора В.
Табл. 1
В | А | ||
\Уп\ | {Уи} | \У\ъ\ | |
№ι} | Ш №з} |
Так, в ячейке (1,1) представлены значения удовлетворенности трудом мужчин со средним образованием, а в ячейке (2,3) — значения удовлетворенности трудом женщин с высшим образованием. Градации факторов называются уровнями факторов. Наиб, благоприятные условия для применения А.д. в предположении независимости факторов: данные, представленные в отд. ячейке, подчинены нормальному закону распределения (см. Распределение вероятностей), число наблюдений в ячейках одинаково, дисперсия признака У в ячейках одинакова.
Общая вариация (SS) признака У, отвечающего табл. 1, может быть разложена на компоненты, каждая из к-рых обусловлена вполне опред. источником дисперсии (вариации). Число источников зависит от числа изучаемых факторов. Для одного фактора A: SS = SSA + SS0c (1), для двух факторов А и В: SS = SSA + SSb + + SSab + SSoc (2), а для трех факторов А, B,CSS = SSA + SSS + SSC + SSm + SS^c + + SSbc + SSabc + SSoc (3). В каждое разложение (1)—(3) входят три φ. компонент. Компоненты первой гр.: SSa, SSb, SSc (с одним индексом) обусловлены т.н. гл. эффектами факторов. В нашем примере SSa — компонента вариации (удовлетворенности трудом), обусловленная
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ
возрастом и только им. Ее можно получить усреднением значений удовлетворенности по полу и внутри ячеек, т.е. рассмотреть всего три значения средней удовлетворенности: для респондентов со средним, средним специальным и высшим образованием. По этим значениям легко вычисляется SSa, на основе к-рой получается оценка дисперсии признака У при действии только фактора образования без принятия во внимание остальных источников дисперсии. По существу, речь идет о «чистом» влиянии фактора образования.
Компоненты второй гр.: SSab, SSac, SSbc, SSabc обусловлены т.н. взаимодействиями факторов. SSAB — компонента вариации (удовлетворенности трудом), обусловленная одновременным действием на У и возраста, и пола респондента. Ее можно получить усреднением данных внутри ячеек, т.е. на основе шести (по числу ячеек) значений удовлетворенности.
Третья гр. компонент вариации У состоящая из SSoc, представляет собой т.н. остаточную вариацию. Ее источником служат все неучтенные факторы, влияние к-рых обнаруживается при анализе изменчивости признака У внутри ячеек. Естественно предположить, что эти факторы одинаково действуют на изменчивость в каждой ячейке (отсюда и возникает требование равенства дисперсий и нормальности распределения в ячейках, о к-рых говорилось выше).
Процедура А.д. начинается с вычисления перечисленных выше компонент. На основе этих компонент рассчитываются разл. оценки дисперсии. Число таких оценок равно числу источников дисперсии. Эти оценки называют средними квадратами. Вычисляются они делением значения соотв. компоненты SS на отвечающее ей число степеней свободы. В табл. 2 приведено число степеней свободы для случая двух факторов, когда фактор А имеет г уровней, фактор В — с уровней, общее число наблюдений N,
число наблюдений в ячейках одинаково и равно и.
Табл. 2
Компонента | SSa | SS& | SSas | SSoc | SS |
Число степеней свободы | r~ 1 | с- 1 | (г- 1) (с- 1) | r<itt- i) | Ν- I |
В нашем примере г = 3, с = 2. Суждение о значимости влияния того или иного источника дисперсии выносится после сравнения оценки дисперсии, отвечающей этому источнику, с оценкой, вычисленной на основе SSoc- Подобное сравнение осуществляется посредством критерия Фишера (F-критерий). Для этого вычисляется значение отношения двух оценок. Напр., для выявления влияния фактора А на изменчивость признака У вычисляется величина Fa — SSa-• rc{n - 1) / SSoc(r - 1). Полученная величина сравнивается с табличным значением Fr, к-рое опред. однозначно при заданных степенях свободы и для заданного уровня значимости (см. Проверка статистических гипотез). Если окажется, что Fa > Ft, то влияние фактора А стат. значимо.
Предположим, что в нашем примере SSA = 3,5; SSoc = 7,0; и = 6. Тогда гипотеза о значимости влияния образования подтверждается, т.к. Fa = 7,5 больше, чем Ft = 4,17, при уровне значимости, равной 0,05, и степенях свободы (ι— 1 = 2, гс(п — 1) = 30). Проверка этой гипотезы есть не что иное, как проверка гипотезы о равенстве средних значений удовлетворенности на разл. уровнях фактора образования. Если средние удовлетворенности для респондентов со средним, средним специальным и высшим образованием не равны между собой (в стат. смысле различие значимо), то влияние образования на удовлетворенность трудом значимо. В А.д. «влияние» понимается именно в этом смысле.
Рассмотренная процедура А.д. возможна (т.е. SS разложима) лишь в предположении нек-рой модели изучаемого явл., описываемого посредством У, А, В... А.д., по существу, представляет
АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ
собой совокупность методов, каждый из
к-рых предполагает опред. модель обу
словленности значения У тем, какие
значения принимают рассматриваемые
факторы А, В, и возможностями получе
ния наблюдений при разл. сочетании
уровней факторов (та или иная модель
подобного рода предполагается при ис
пользовании любого матем. метода). Мы
рассмотрим лишь наиб, простую из них,
в предположении к-рой и стало возмож
ным разложение типа (I), (2) или (3).
Для случая двух факторов она имеет вид
Ym = μ + α, + р> γ, + ет, где {(да) - неза
висимы и распределены нормально с па
раметрами (Ο.σ2), a£ot; = ^β, = 0.
' j
Для нашего примера это означает, что оценка удовлетворенности трудом к-то респондента с /-м уровнем образования, j-ro пола представляет собой сумму неск. величин, где μ — средняя «генеральная» удовлетворенность, стат. оценкой (см. Оценивание статистическое) к-рой является среднее значение признака У по всем наблюдениям, представленным в табл. 1, т.е. средняя удовлетворенность всех респондентов; а, — гл. эффект г-го уровня фактора А. Его оценкой явл. превышение среднего значения удовлетворенности респондентов с ;'-м образованием над средней удовлетворенностью всех респондентов; аналогично опред. β,; γ~ — взаимодействие /-го уровня фактора А с у-м уровнем фактора В. Принятый в лит. термин «взаимодействие факторов» означает совместное воздействие рассматриваемых факторов на У. Так, в приведенном примере может оказаться, что ни одна градация пола и ни одна градация образования не определяют к.-л. специфического уровня удовлетворенности трудом (мужчины и женщины удовлетворены примерно одинаково, то же справедливо для разных уровней образования). Однако к.-т. сочетание (из шести градаций этих факторов) может быть связано с к.-т, выделяющимся значением удовлетворенности (напр., может оказаться, что женщины со средним образованием намного более
удовлетворены трудом, чем все остальные рассматриваемые гр. (ячейки) респондентов). Именно тогда и говорят о взаимодействии факторов (в нашем примере взаимодействуют пол и образование). Понятие «взаимодействие» можно трактовать и неск. по-иному (см. Анализ регрессионный). Поясним, как рассчитывается оценка уг Оценка γι2 — взаимодействие «среднее образование» и «женщина» — вычисляется как разность двух величин. Первая — превышение средней удовлетворенности трудом женщин со средним образованием над средней удовлетворенностью всех респондентов со средним образованием (т.е. оценка гл. эффекта второго уровня фактора «пол», вычисленная относительно первого уровня фактора «образование»), а вторая — превышение средней удовлетворенности трудом всех женщин над средней удовлетворенностью всех респондентов (т.е. оценка гл. эффекта второго уровня фактора «пол»). Величина f.iJk — ошибка наблюдения. Она оценивается путем вычисления меры изменчивости удовлетворенности трудом у респондентов, имеющих одни и те же пол и образование. Равенство ^ос, = ^β, =0 вы-
* j
текает из определения а, и β,.
Смысл сравнения Fa с Ft (о чем шла речь выше) на яз. модели А.д. — проверка гипотезы, что все а,- =0. Если гипотеза о значимости влияния образования на удовлетворенность трудом принимается (т.е. не все а, = 0), то можно проверить, напр., гипотезу об одинаковости влияния среднего и высшего образования на оценку удовлетворенности трудом. Выявляется, какие же изо:, не равны нулю. Для проверки таких гипотез служат методы множественного сравнения: метод Тьюки (Г-метод) и метод Шеффе (З-ме-тод).
При решении конкр. задач условия применимости А.д. не всегда выполняются. А.д. можно применять и при их нарушении, но при этом: 1) нарушение нормальности распределения в ячейках возможно при больших значениях числа
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ
степеней свободы; 2) нарушение равенства дисперсий в ячейках возможно, если число наблюдений в ячейках равное; 3) нарушение независимости наблюдений в ячейках недопустимо.
Лит.: Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М., 1962; Гласе Дж,, Стэнли Дж, Стат. методы в педагогике и психологии. М., 1976; Стат. методы анализа информации в соц. иссл-ях. М., 1979; Гмур-ман В.Е. Теория вероятности и матем. статистика. М., 1998; Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Матем. статистика. М., 1998; Крыштановсшй А.О. Анализ социал. данных с помощью пакета SPSS. Μ., 2006.
Г.Г, Татарова
АНАЛИЗ КОВАРИАЦИОННЫЙ - совокупность методов матем. статистики, относящихся к анализу моделей зависимости среднего значения нек-рой случайной величины Уот набора неколичественных факторов F и одновременно от набора количественных факторов X, По отношению к К переменные X называются сопутствующими; факторы F задают сочетания условий качественной природы, при к-рых получены наблюдения Υ и X, и описываются с помощью т.н. индикаторных переменных; среди сопутствующих и индикаторных переменных могут быть как случайные, так и неслучайные (контролируемые в эксперименте); если случайная величина Υ явл. вектором, то говорят о многомерном А. к.
Осн. теор. и прикладные проблемы А.к. относятся к линейным моделям. В части., если анализируются н наблюдений Κι, ..., Υ„ с ρ сопутствующими переменными (х - (х<1>, ..., дДО))> к возможными типами условий эксперимента (F= (fi, —,/k)), то линейная модель соотв. А.к. задается уравнением
где г = 1, ,.., п, индикаторные переменные/^ равны 1, если /-е условие экспе-
римента имело место при наблюдении ίί, и равны 0 в ином случае. Переменные fa могут соответствовать рез-там ди-хотомизации номинального признака F с градациями/[, ...,fk (см. Признак одномерный); номинальный же признак может быть сложным: каждой его градации может отвечать сочетание значений нек-рых первичных, напр. взятых из анкеты, признаков; коэффициенты θ оп-ред. эффект влияния у'-го условия; х', — значение сопутствующей переменной x^s\ при к-ром получено наблюдение J/, /= 1, ..., л; 5= 1, ..., Ρ, ps (fi) — значения соотв. коэффициентов регрессии Υ по χΜ (см. Анализ регрессионный, Корреляция), зависящие от конкр. сочетания условий эксперимента, т.е. от вектора f = Oil, ».,/й); ε, if) — случайные ошибки, имеющие нулевые средние значения. Осн. назначение А.к. — использование в построении стат. оценок (см. Оценивание статистическое) й;, ...,ΘΛ.; β,, ...,β^, и стат. критериев для проверки разл. гипотез относительно значений этих параметров. Если в модели (1) постулировать априори β, = ... = β = 0, то получится модель анализа дисперсионного; если из (1) исключить влияние неколичественных факторов (положить θ, =... = θ* = 0), то получится модель анализа регрессионного. Своим названием А.к. обязан тому обстоятельству, что в его вычислениях используются разбиения ковариации (см. Показатели корреляции) величин К и X точно так же, как в дисперсионном анализе используются разбиения суммы квадратов отклонений Υ.
Лит.: Кендалл М.Дж., Стъюарт А. Многомерный стат. анализ и временные ряды. М., 1976; Шеффе Г. Дисперсионный анализ. М., 1980.
А.А. Мирзоев
АНАЛИЗ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ- совокупность методов статистики математической, позволяющих оценивать коэффициенты, характеризующие корреляцию между случайными величинами (см. Величина случайная) и проверять гипотезы об их значениях на основе расчета их
АНАЛИЗ ЛАТЕНТНО-СТРУКТУРНЫЙ
выборочных аналогов (см. Проверка статистических гипотез, Показатели корреляции).
Лит.: Корреляция // Матем. энциклопедия. Т. 3. М., 1982; Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Теория вероятностей и прикладная статистика. М., 2001. См. также Анализ регрессионный.
Ю.Н. Толстова
АНАЛИЗ ЛАТЕНТНО-СТРУКТУРНЫЙ,
концепция амер. социолога П. Лазарс-фельда, отмечавшего, что на формирование осн. идей А,л.-с. существенное влияние оказали логический эмпиризм (Р. Карнап. К, Гемпель и др.) и практика социол. иссл-й. Для решения проблемы соотношения теорет. и эмпирического Лазарсфельд предложил: использовать идею диспозиции, логическую операцию частичного определения, или редукции; признать, что отношения между эмпирическими индикаторами (признаками) и диспозиционными предикатами (классификационными понятиями), являющимися теорет. терминами, наиб, близкими к эмпирическим, носят вероятностный характер.
Согласно Л а заре фе льду параметры исследуемых объектов, к-рые характеризуются разнообразными индикаторами, явл. латентными и должны быть выявлены из наблюдений. Проблема измерения заключается в том, чтобы вывести латентные параметры из явных данных. Отбор признаков — сложный процесс, т.к. каждому классификационному понятию соответствует «универсум признаков», из к-рого при применении конкр. инструмента измерения могут быть выбраны разл. опред, наборы, объединяемые в индексы и приводящие к различающимся рез-там классификации. Лазарсфельд ввел правило взаимозаменяемости индексов, неизбежной платой за практические достоинства к-рого явл. невозможность достижения «чисто й*> классификации. Но прогресс в теор, осмыслении реальности и эмпирической работе позволяет надеяться на разработку со временем более тонких и точных инструментов классификации.
Данные теор, и практические предпосылки предопределили концептуально непреходящее значение А.л.-с. Для определения соотношения между классификационным понятием и индикаторами, объединенными в индекс Лазарс-фельдом, была введена аксиома локальной независимости, к-рая постулирует, что при фиксированном значении латентной переменной индикаторы должны быть независимыми. Первоначально в А.л.-с, рассматривались лишь дихотомические признаки. Если задано и дихотомических признаков, определяющих явное пространство, и предполагается существование т латентных кл., то имеются след. латентные параметры:
1) латентные вероятности принад
лежности каждого из признаков i, /, к
и т.д. к латентному кл. α
ρ? (i =1, 2, ..., и; α =1, 2, ..., т);
2) относительные частоты латентных
кл.
ν" (α = ί, 2, ..., т).
Система расчетных уравнений для модели т латентных кл. опред. след. образом:
Т
• ι = Σ*"•
Т
н Χ4 -ιια «и
Pi = Σ ν л'
α = |
/>*=ΣνΒ##Αβ• '\Α* = 1.2,.-.,«,
где pi, рц ρφ и т.д. — явные вероятности, определяемые на полной совокупности объектов; р, — вероятность принадлежности признака /' всей совокупности исследуемых объектов; р^ — вероятность принадлежности и признака / и признака/ всей совокупности объектов и т.д.
Детерминантный метод, используемый для доказательства существования решения данной системы расчетных уравнений, установил след, соотношение между пространством эмпирических
АНАЛИЗ ЛОГЛИНЕЙНЫЙ
признаков и латентным пространством: η > 2т - ί. В данном случае можно говорить о достаточном для целей классификации количестве признаков. В части., в случае модели двух латентных кл. необходимо использование не менее трех признаков для задания латентной структуры и получения единственного решения. Это — рез-т фундаментальной важности, устанавливающий существенное отличие А.л.-с. от факторного анализа и др. методов многомерной классификации, использующих информацию лишь о парной корреляции признаков.
Концептуально изящный А.л.-с. на практике столкнулся с вычислительными и стат. трудностями и сначала оказался неприемлемым для большинства соц. исследователей. В 1960—1970-е гг. об этом свидетельствовало отсутствие убедительных рез-тов анализа соц. данных, несмотря на признание рядом исследователей громадных потенциальных возможностей латентно-структурной техники как яз. для выражения соц. теории. Однако прогресс и достижения 1980—1990 гг. в разработке численных алгоритмов (Е.В. Andersen, T.W. Anderson, С.С. Clogg, LA Goodman, SJ. Haber-man и др.) и вычислительной техники сделали А.л.-с. более доступным.
Лит.: Лазарсфельд П.Ф. Логические и матем. основания латентно-структурного анализа // Матем. методы в совр. буржуазной соц-и. М., 1966; Он же. Латентно-структурный анализ и теория тестов // Матем. методы в соц.науках. Пер. с англ. М., 1973; Дегтярев Г, П. Построение типологии с помощью модели латентных кл. // Матем. методы в социол. иссл-и. М-, 1981; ЬцяфМ ¥.F., Henry N.W. Latent Structure Analysis. Boston, 1968; Goodman L.A. Analizing Qualitative Categorial Data: Log-Linear Models and Latent Structure Analysis. Cambridge (Mass.): Abt Books, 1978; Haberman S.J. Analysis of Qualitative Data. V. 2. New Developments. N.Y., 1979; Andersen E.B. Latent Structure Model a Survey // Scandinavien Journal of Statistics. 1982. V. 9. P, 1-12; Idem. A General Latent Structure Model // Principals of Modern
Psychological Measurement / Eds. by H. Wainer, S. Mesnich. Hillsdale, 1983; Clogg C.C., Goodman L.A. Simultaneous Latent Structure Analysis in Several Groups // Sociological Methodology. San Francisco, 1986.
Г.П. Дегтярев
АНАЛИЗ ЛОГЛИНЕЙНЫЙ(англ. loglinear analysis) — метод анализа многомерного статистического для изучения многомерных табл. сопряженности. А.л. позволяет стат. проверять гипотезу о системе одновременно имеющих место парных и множественных взаимосвязей в гр. признаков, измеренных по номинальным шкалам.
Матем. модель А.л. основана на мультипликативном определении понятия взаимосвязи, к-рое записывается обычно в виде разложения логарифма частоты в каждой клетке табл. сопряженности многомерной на сумму эффектов от учтенных в гипотезе взаимосвязей (по значениям признаков, соответ. данной клетке). Это разложение по форме аналогично модели анализа дисперсионного. Предполагается иерархичность взаимосвязей: если имеется множественная взаимосвязь признаков Х\, Х>, ..., Хь, то должны быть взаимосвязаны и любые их подгруппы. Так, для четырех признаков X), Хг, Аз, Ха гипотезе о множественной взаимосвязи Х\, Χι и Хъ и парной взаимосвязи Χι и Ха будет соответствовать разложение: 1ппт = «о + u\(i) + u2<J)+ m(k) + щ(!) + + ul2(ij) + un(ik) + K2J(/A) + И24(/7) + + щ-adjk), где щ — среднее; щ(г) — вклад в частоту Щы признака Χι по градации ι, ..., un(ij) — вклад признаков Х\ и Χι по градациям / и у, ..., «ш({/£) — вклад множественной взаимосвязи признаков Х\, Χι, Χί_ Вычисление макс, правдоподобных оценок miji проводится по маргинальным табл., соотв. «старшим» взаимосвязям в гипотезе, на основании того, что при случайной выборке макс, правдоподобные оценки для этих маргиналов равны соотв. выборочным. Критерий сходства