Балльно-рейтинговая система: благо или вред в технологии подготовки инновационных кадров?
Сегодня многие страны переходят к болонской системе организации образования. Суть данной системы - унификация образовательной системы под определённый международный стандарт. Одна из ведущих целей - повышение качества интеллектуального капитала в мире. Коснулся Болонский процесс и России, вызывая активные и весьма противоречивые оценки теоретиков и практиков.
Представляется, что единый стандарт организации обучения студентов в России и Европе – это правильно. Ведь в таком случае перспективные специалисты получают массу преимуществ: например, можно перейти из одного ВУЗа в другой, если программы обучения в них схожие, продолжить обучение в другом городе и даже в другой стране. Можно перечислять много «плюсов», но среди многих «минусов» хотелось бы отметить один, связанный с внедрением балльно-рейтинговой системы (БРС).
С одной стороны, такая система позволит студентам учиться, оценивая успешность освоения программ через условные баллы, вместо того, что было воспето в студенческом фольклоре: «От сессии до сессии…»
Но существует в этой системе множество недоработок и недочётов.
Например, рейтинговая система во многих вузах используется для того, чтобы дисциплинировать студентов, принудить «лентяев» постоянно ходить на занятия, работать на каждом семинаре, участвовать в конференциях. Но, к сожалению, дисциплинарные аспекты системы не предусматривают случаи болезней, требующих разных сроков лечения. Рейтинг проболевшего студента значительно падает по сравнению с остальными студентами, и вернуть его на прежний уровень будет достаточно проблематично, а то и невозможно.
Приведем данные экспресс-опроса студентов о недочетах БРС.
«При этой системе болеть нельзя, надо быть роботом, ибо ни один преподаватель не разрешает переписать промежуточное тестирование, а пропуск хотя бы одного тестирования - это уже проблемы большие - 5 получить на экзамене уже нельзя, а на 4 надо сильно постараться. Это несправедливо».
«При этой системе на дневном отделении вы не можете работать. Так что, либо учитесь, либо, собственно, работаете и получаете опыт по специальности. Если учитесь, то в 22 года к моменту окончания вуза, когда могло бы быть уже 1-3 года реального коммерческого опыта, вы только еще «вылупились» - глупый «зеленый» студент, ничего не умеющий. Вам остается работать» чисто на еду» (чем нужно было бы заниматься только на 2-4 курсе), ни о какой семье не может быть и речи - себя бы прокормить».
По результатам авторского опроса 83 студентов из 11 разных вузов можно было сделать следующие выводы[30]. Респонденты давали биографические описания, связанные с БРС. Как оказалось, на данный момент далеко не все вузы перешли на балльно-рейтинговую систему: 4 из 11 вузов так и продолжают использовать традиционную шкалу оценок и методы оценивания знаний.
Оказалось, что и преподаватели разных вузов по-разному осмысляют эту систему. В одних вузах баллы ставятся всем за определённые контрольные точки, что позволяет формировать достаточно равномерный рейтинг студентов (никто не уходит за границы 20% и ниже, например). В других вузах баллы ставятся за дополнительные ответы, дополнительные работы. Студентам приходится постоянно «догонять» по баллам своих более «шустрых» сверстников, в связи с чем начинаются серьёзные проблемы.
Респонденты отмечали:
· Грань между школой и университетом стирается окончательно. Баллы выставляются наобум, у одного преподавателя нереально 1 балл получить, а у другого за одно слово, сказанное на семинаре, сразу 4. Какая-то «сырая» система получается. Было бы неплохо, если бы все преподаватели использовали единую шкалу и критерии оценок;
· На сегодняшний день система не доработана. Но даже при самом идеальном механизме работы этой системы, студент ставит перед собой цель набрать баллы, а не получить знания. Не знаю что имел в виду мин. обр. говоря о повышении КАЧЕСТВА образования;
· Сейчас умные люди начали злоупотреблять этой системой, найдя «слабые» места. Достаточно просто посещать лекции, немного почитать их перед каждым тестом - и все: если преподаватель адекватный, вы легко набираете баллов до «автомата», даже не вникая в суть предмета. Как вы думаете, к чему это ведет? Наверное, к «красному» диплому. Вот и страдает потом престиж вуза от таких вот «специалистов»;
· Минус системы - не отражает знания студентов, не объективна шкала оценок и т.д.
В связи с отсутствием четкости в содержании каждого ранга шкалы оценок, в группах нарастают конфликты, возникает недопонимание, вспыхивают ссоры, что нередко приводит к напряженности, стрессам, другим социокультурным последствиям. А они могут быть самыми разными: от появления внутри группы «изгоев» до решения конфликтов путём рукоприкладства. Всё это, действительно, существует и актуализирует потребность решения данной проблемы
По результатам опроса у 46% респондентов в группах конфликты, связанные с БРС, возникают с частотой до 2 раз в неделю. У 42% респондентов в группах возникали серьёзные конфликты примерно раз в месяц. И только у 12% опрошенных в академических группах такие конфликты возникали крайне редко или не возникали совсем.
«Раньше экзамен можно было сдать, написав, например, «энное» количество контрольных, самостоятельных или хорошо отвечая весь семестр. Не важно, сколько раз ты отвечал, главное, что знаешь и понимаешь. Теперь же все «гонятся» именно за количеством ответов, а не за качеством. Всегда боишься, что тебя не успеют спросить, и ты не получишь желанный балл. Из-за этого возникают споры между студентами, кто и что будет отвечать. Это, конечно, тренирует, но, мне кажется, что в нашей жизни итак слишком часто используется принцип «сам за себя», зачем же «натравливать» студентов еще и друг на друга?»;
«Конечно, эта система - хороший стимул для студентов посещать занятия, а, главное, – приходить на них подготовленными. Однако, она часто является причиной конфликтов... Для студента на первое место встает сам факт ответа, независимо от его содержания. Но, все-таки, как и всякое нововведение, бально-рейтинговая система не сразу станет идеальной на практике… Так что потребуется время на ее совершенствование...
«Система хорошая. Просто нам про неё рассказывают неправильно. Асимметрия информации в учёбе, как и в экономике, играет значительную роль. Если уж нет «автоматов», то их нет никому и ни по одному предмету! Сейчас же их ставят, как хотят, и поэтому нам обидно, и только поэтому мы вечно ругаемся и ссоримся!».
Есть и ещё один интересный вариант рассуждений: «Ведь гонка - это тоже хорошо... Конкуренция всегда была двигателем прогресса». То есть, наш удел - социал-дарвинизм? Без сомнения, в производственном взаимодействии конкуренция – это благо: улучшается качество продукции, услуг «в борьбе за потребителя», но нужна ли конкурентная драка вместо эффективного соперничества в среде студентов?
Хотелось бы отметить, что автор не является противником балльно-рейтинговой системы. Наоборот, она представляется очень перспективной в том плане, что система действительно «подталкивает» студентов к более интенсивному, равномерному и, значит, качественному обучению. Становится невозможным «жить весело от сессии до сессии»: нужно изучать материал, самостоятельно обучаться дома, готовясь к каждому занятию.
Думается, что система должна быть более гибкой, более совершенной и включать следующие моменты:
1. Основной массив баллов должен выставляться за результат всех контрольных точек, при его (массива) постоянном значении. Это выявит определённый средний уровень знаний студента.
2. Поощрительные баллы за работу на семинарах не должны влиять на общий рейтинг всех студентов.
3. Также нужно определить фиксированный максимально возможный балл. Например, исходя из «прозрачного» стандарта работы студентов без дополнительно проводимой работы научной. Таким образом, каждый студент будет продуманно структурировать свой рейтинг. А пока «всем приходится следить за соседом, что он отвечает на семинарах, сколько докладов он приготовил, а где-то и предложить ему промолчать, чтобы не понижать рейтинг группы».
Поэтому, когда мы говорим об управлении знаниями и различных формах, методах и технологиях подготовки инновационно–ориентированных кадров, не стоит забывать о нравственно-этической сущности организации процесса освоения знаний студентами в вузе. Нравственный базис интеллектуального потенциала каждого закладывается не только в семье, но и в студенческие годы. От этого зависит будущее страны.
[1] На основании распоряжения № 147 от 18.11.2011 г. «Об актуализации документов системы менеджмента качества УрГЭУ» введена новая редакция Положения об академическом рейтинге студентов (П 7.5-005-2011).
[2] 25-летний безработный станет отцом в 14-й раз. – URL: http://deti.mail.ru/beremennosty_i_rody/news_bezrabotnyj_stanet_otcom. - дата публикации: 02.12.2010.
[3] Гидденс Э. Социология [Текст]/ Энтони Гидденс . – М.: Едиториал УРСС. – 2005. – С. 116.
[4] В. Медков. Демография: словарь демографических терминов. URL: http://voluntary.ru/dictionary/592/ (дата обращения: 05.12.2010).
[5] Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Фрэнсис Фукуяма ; пер. с англ. под общ. ред. А. В. Александровой. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008. – 474 с. С.116-119.
[6] Manning W. D., Brown S. Childrens Economic Well-Being in Married and Cohabiting Parent Families [Text]/ Wendy D. Manning and Susan Brown // Journal of Marriage and Family. – 2006. - № 68. Р. 345-362
[7] Schoen R., Cheng Y-H. A. Partner Choice and Differential Retreat fro Marriage /Robert Schoen and Yen-Hsin Alice Cheng // Journal of Marriage and Family. – 2006. - № 68. Р. 1-10
[8] Михеева, А.Р.О причинах сверхвысокой внебрачной рождаемости у коренных народов Сибири: факты и гипотезы [Текст]/ Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее : материалы научной конференции, посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та экон. и организации пром. пр-ва СО РАН, г. Новосибирск, 17-19 июня 2008 г. / отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2008. - С. 276-281.
[9]Лукина М. Льготы матерям-одиночкам. URL: http://mama12.ru/content/view/352/1/
[10] Васинкевич О. Матерью-одиночкой быть не выгодно, но все же... URL: http://www.radio.cz/ru/rubrika/radiogazeta/materyu-odinochkoj-byt-ne-vygodno-no-vse-zhe. Дата публикации: 08.09.2009.
[11]Итоги исследования «Отношение современной молодежи к семье и браку»// Курьер - № 46. - 2010. - 24 ноября. - С. 23
[12] Правильный выбор с ранней молодости (лат.)
[13] Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов [Текст]// Социологические исследования. 2005. № 4. С. 136 - 137.
[14] Статистика высшего образования [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm . Дата публикации: 03.03.2010.
.
[15] Министр образования Фурсенко: 80-85% студентов в РФ не учатся, а «тусуются» [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.newsru.com/russia/21dec2010/fursenko.html
[16] Константиновский Д.Л.. Российский студент сегодня: учеба плюс работа[Текст]/ Д.Л.Константиновский, Г.А.Чередниченко, Е.Д.Вознесенская - М.:Издательство ЦСП, 2002. С. 67
[17] Константиновский Д.Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. [Текст] / Д.Л.Константиновский, Г.А.Чередниченко, Е.Д.Вознесенская - М.:Издательство ЦСП, 2002. С. 55-57
[18] Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов [Текст]/О.А.Большакова // Социологические исследования. - 2005. - № 4. С. 137 - 138.
[19] http://www.joinpg.ru - - Официальный сайт компании Procter&Gamble, посвященный трудоустройству.
[20] Е.Д. Вознесенская, Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко "Кончить курс и место достать": Исследование вторичной занятости студентов. // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 113 - 116
[21] Malloch, T. R. Social, Human and Spiritual Capital in Economic Development [Text] /Theodore Roosevelt Malloch, CEO, The Roosevelt Group. - Harvard University October, 2003. 10 р. Р.3
[22] Malloch T. R. Social, Human and Spiritual Capital in Economic Development [Text] /Theodore Roosevelt Malloch, CEO, The Roosevelt Group. - Harvard University October, 2003. 10 р. Р.3
[23] MacLean, P. D. The triune brain in evolution: role in paleocerebral functions [Text]/ Paul D MacLean -. New York: Plenum Press/ - 1990.
[24] Чаундхури А. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя [Текст] /А.Чаундхури. – М.:ООО «Группа ИДТ», 2007. – 256 с. С.32-36.
[25] ….
[26] ….
[27] ….
[28] ….
[29] ….
[30] В ноябре 2010 г. были опрошены студенты ГУ (НОУ ВПО Гуманитарный Университет), УрГМА (Уральская Государственная Медицинская Академия), УрФУ (Уральский Федеральный Университет), УрГЭУ (Уральский Государственный Экономический Университет), УрФЮИ (Уральский Финансово-Юридический Институт), УрГЮА (Уральская Государственная Юридическая Академия), УрАГС (Уральская Академия Государственной Службы), УрГСХА (Уральская Государственная Сельскохозяйственная Академия), УГЛТУ (Уральский Государственный Лесотехнический Университет), УГГУ (Уральский Государственный Горный Университет), УралГАХА (Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия).