Деструктивные функции конфликта на личностном уровне
Они выражаются в следующих последствиях.
1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.
2. Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности.
3. Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 90-х годах таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире.
4.Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.
5.В качестве реакции на конфликт человек может “включать” защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:
· отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
· пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
· жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
· превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;
· разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
· постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива,
Таковы основные дисфункциональные последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого
Билет 23. Стратегии поведения в конфликте
- Каждый участник конфликта оценивает свои интересы и интересы своего соперника, задавая вопросы: «что я выиграю, что проиграю, какое значение имеет предмет спора для меня и моего соперника».
- Происходит оценка сил участников конфликта (физической силы и технических возможностей, информационной составляющей, социального статуса: дохода, престижа, уровня власти).
- В соответствии с этой оценкой участники избирают стратегию поведения
Сетка Томаса – Килмена:
Индивидуальные действия | Совместные действия | ||
Соперничество | Сотрудничество | Активность | |
Компромисс | |||
Уклонение | Приспособление | Пассивность |
1. Уклонение -одна из сторон оттягивает решение конфликта или старается не замечать противоречие.
2 варианта проявления:
a) Предмет конфликта не имеет существенного значения для одной или обеих сторон (конфликт исчерпывается стратегией уклонения).
b) Субъекты конфликта воспринимают предмет как несущественный, но это не так (возможен рецидив).
2. Соперничествоцелесообразно:
a) При защите собственных интересов от посягательств конфликтной личности.
b) При угрозе существованию организации \ коллектива.
Приспособление
Принимая такую стратегию, одна сторона жертвует своими интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии соперничества ценность МЛО здесь выше ценности предмета конфликта. Стратегия оправдана, когда условия для разрешения конфликта еще не созрели.
Сотрудничество
Сотрудничество строится на основе баланса интересов и признания ценности МЛО. Участники признают право друг друга на личное мнение, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый выход. Возможно только в том случае, когда предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон.
Компромисс
Стратегия взаимной уступки. Способность к компромиссу в управленческих решениях высоко ценится, так как уменьшает враждебность и позволяет удовлетворить свои интересы отчасти каждой из сторон. Однако может возникнуть недовольство «половинчатыми решениями», и конфликт возобновится, так как его предпосылки останутся нерешенными.