Программа итогового контроля
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП).
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
** Приложения 1 приказа МОН РК №152 «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»
***Примечание:Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
· Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине(оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на 2015 год). «Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов». КГМУ 2015 г. Текущие оценки студенту выставляются преподавателем на занятии в учебный журнал по 100 бальной шкале.
Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.
Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.
В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.
В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.
В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.
Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.
Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.
Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.
Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.
Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.
Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.
Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.
Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.
Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.
Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.
В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет.
Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.
Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия».
Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
1) рабочий отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;
2) рабочий отчужден от акта производства. Работа становится отчужденной активностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве внешней принудительной силы, и перестает быть окончанием в себе и при этом включает в себя труд по цене, предложенной кем-то другим как принудительный труд. Фактически работа становится предметом торговли, который продается и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства;
В целом, суть доктрины «человеческих отношений» может быть сведена к следующим положениям:
• человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе;
• труд человека — если он интересен и содержателен — может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра;
• средний человек стремится к ответственности, и эти качества должны быть использованы на производстве;
• роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными;
• производственная организация — это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества;
• для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда.
Социальные институты образования, независимо от общественно-экономического устройства и политической организации, ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:
- социального воспроизводства /репродуктивную/;
- социального перемещения /изменения социального статуса/;
- культурно-репродуктивную;
- коммуникативную;
- селективную;
- социального регулирования и контроля;
- инструментальную.
Функция социального воспроизводства. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования.
Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности.
Коммуникативная функция это, главным образом, двусторонняя связь между образованием и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в процессе обучения, воспроизводятся также и другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, политической, наукой и т.д.
Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.
Инструментальная функция социального института образования проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.