Понятие социологии личности
Тема 8. Социология личности.
План.
Понятие социологии личности.
Механизм регулирования поведения и социализации личности.
Рекомендованная литература.
Понятие социологии личности.
Социология личности -специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии, в социальной,биосоциальной и экосоциальной среде.
В философии и социологии личность рассматривается как человеческий индивид, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т. ч. по утверждению своего положения среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему взаимодействия с другими людьми.
Социология личностиразрабатывает широкий спектр вопросов о взаимосвязи личности с обществом, с социальными коллективами и группами, о межличностных отношениях (совместно ссоциальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в целом. Социологию личностиинтересуют социальные детерминанты поведения и деятельности людей, социальные (в широком смысле) условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества.
В условиях социальных изменений перед социологией личности. встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж самоотверженных людей, людей высокой духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и поведения, всей деятельности, не встречают поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более .распространенной, чем социальная смелость, и т. д.
Необходимо разграничивать интраиндивидуальный и интериндивидуальный (межличностный) подходы к изучению личности (И. С. Кон). При первом подходе изучаются типические черты, установки, свойства личности, при втором - закономерности межличностных отношений людей при выполнении ими различных социальных ролей. Интраиндивидуальный подход связан с социальной типологией личности, интериндивидуальный - с теорией социальных ролей. Как типологическая, так и ролевая теории занимают видное место в социологии личности. На основе же совмещенного комплексного подхода возможно социальное моделирование личности, которое должно опережать разработку прогнозов и моделей научно-технического прогресса (пока это не наблюдается).
Придерживаясь общепринятой схемы уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социология личности:
1. На уровне общесоциологической теории раскрываются социальная сущность личности, ее взаимосвязь с обществом, изучаются общие законы ее развития, формы и виды социальной деятельности; личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений; изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему, овладения им различными формами общественного сознания и т. д.
2. На частносоциологическом уровне (т. е. на уровне собственно специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение личности (ее социальный статус), еесоциальные роли, системы социальной типизации, прослеживается пересечение различных типов социальных связей и отношений; выявляются влияния социальных факторов на всестороннее развитие личности, тенденции ее социальной активности, включенности в различные сферы деятельности; характеризуются социальные механизмы формирования личности (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирования ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей и т. п.).
3. На уровне эмпирических социологических исследований проблемы личности изучаются исходя из конкретных эмпирических характеристик всех без исключения социальных процессов, в которые включаются люди в их жизнедеятельности, в системе их социального взаимодействия и всего многообразия социальных связей. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются почти в любом конкретном социологическом исследовании, в т. ч. и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (напр., изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т. п.) . Поэтому в сравнении с другими специальными социологическими теориями социология личности, развивая собственную методологию, методику, процедуры и технику исследования, располагает и особенно широким междисциплинарным диапазоном, вбирая в себя и используя приемы и процедуры других специальных социологических теорий. Однако у социологии личности есть и некоторые специфические методы сбора первичнойсоциологической информации: своеобразное использование типологической процедуры, метода “независимых характеристик”, использование т. н. карт личности, изучение того или иного вида социального потенциала личности путем проведения экспериментов, изучение бюджетов времени с применением метода самохронометража, использование социометрических методов при изучении распределения в коллективах социальных ролей, применение метода шкалирования с балльными оценками и т. д.
Социология изучает личность в той системе социальных связей, которая формируется и существует на макроуровне. “Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общественной системы, как член определенной социальной общности” (Шорохова Е.В.). Общая психология изучает биологическую, собственно психологическую подструктуру личности и подструктуру приобретенного ею социального опыта, т. е. на уровне ее индивидуальной социальной жизнедеятельности делает акцент на всеобщих механизмах психической деятельности индивида. Социальная психология изучает социальные связи и отношения личности на микроуровне, социальную детерминацию и направленность формирования психического склада личности, социальную мотивацию ее поведения в различных условиях, особенности формирования качеств, мотивации поведения в зависимости от эмоциональной сферы, выясняет, каким образом, в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность. Для социальной психологии главный ориентир в исследовании личности - взаимоотношение личности с группой. Следует учитывать, что предметные области и направления исследований в социологии личности и социальной психологии личности настолько тесно переплетаются, что при решении некоторых задач их почти невозможно (да и не нужно) разграничивать.
Прикладная социология ориентирована в большей степени на исследование таких проблем, которые прямо или косвенно входят в практику социального управления, напр.: изучение общих и особенных условий социализации, социальной адаптации, социальной мобильности и активности личности (в т. ч. характера и интенсивности воздействия на эти процессы тех или иных факторов с целью управления ими); изучение (также с целью управления) мотивации и стимулирования социально необходимого поведения и деятельности; соответствия социальных ожиданий личности и ее ценностных ориентаций и реального поведения людей; профессионального самоопределения, формирования социально ценных качеств и нейтрализации стихийно формирующихся негативных качеств; взаимодействия личности, коллектива и малых групп, оптимизации ее социального взаимодействия; тенденции развития личностной сферы в общественной жизни и производстве и т. д. Особое значение имеет разработка моделей личности руководителя, специалиста того или иного профиля, в целом разработка модели личности будущего и т. п.