Понятие личности в социологии.

Понятие личность прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, кот. одевал актер. Затем личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане.Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности. Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации. Наиболее удачным в отечественной литературе нам представляется социологическое определение личности, предложенное В.А. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт об­щественного развития и включения индивида в систему социальных от­ношений посредством активной деятельности и общения». Здесь лич­ность характеризуется как целостность социальных свойств (а не черт, что представляется более точным), отмечается момент ее активности в деятельности и общении в процессе включения индивида в систему обще­ственных отношений.

Структура личности.

Структура личности в социологии рассматривается по-разному. Один из подходов. В данном случае под культурой понимается, главным образом, совокупность социокультурных ценностей и норм, которыми руководствуется личность в практической деятельности. Память включает систему знаний, которые приобретает личность в процессе обучения и самообучения, а также оперативную информацию, которая ей необходима для принятия конкретных решений (время работы магазина, расписание движения автобуса). Ценности и знания формируют ядро социальной структуры личности – ее убеждения – стереотипные, устойчивые, повторяющиеся в разных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы. Деятельность является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности. Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций: 1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище); 2) осознание интереса в удовлетворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом); 3) выработку мотива – побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился). Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает мотив деятельности, стимулы – внешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки – общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть). Существуют три уровня диспозиций личности: высший – формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний – обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь – лучший в городе, моя семья – моя крепость); нижний – саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время – схожу в кино). Также структуру личности представляют как систему, состоящую из двух подсистем: внутренней и деятельностной. Взаимодействие подсистем личности может протекать в трех режимах: I режим – обе подсистемы практически полностью совпадают, перед нами – цельная, гармоничная личность, к сожалению, в жизни практически не встречающаяся; II режим – внутренняя и деятельностная подсис-темы полностью не совпадают (о таком человеке говорят – он двуличный: думает одно, говорит другое, а делает третье); III режим, при котором деятельностная подсистема частично совпадает с внутренней, а частично – нет, является типичным и наиболее распространен в обществе.



Наши рекомендации