Понятие личности в социологии..

Ни одно из понятий общественных наук не является столь дискуссионным и столь многозначным как понятие личности. Представители многочисленных школ в философии, социологии, психо­логии дают самые различные истолкования этого термина.

Философский подход к проблеме личности является предельно общим, поскольку с ним связано определение генезиса человека и того места, которое занимает субъективная деятельность индивида в окружающем его природном и социальном мире.

К области интересов общей и социальной психологии относится выявление тех психологических механизмов, которым непосредственно подчиняется психическое состояние и поведение индивида. Применительно к личности это означает характеристику ее активности и интересов, чувств, психологической готовности к труду, способностей, типов высшей нервной деятельности и темперамента, характера и других феноменов внутреннего мира индивида.

В социологии личность изучается как продукт общественных отношений и элемент общественной системы. Кроме того, социология изучает личность в процессе ее формирования, становления – в процессе приобретения индивидом личностных качеств, - а не смотрит на нее как на нечто готовое, изначально данное, что характерно, например, для юридических наук.

Мысль о социальной обусловленности личности была высказана уже в начале XIX в. французским социалистом-утопистом Сен-Симоном, оказавшим значительное идейное влияние на основателя социологии О. Конта. Идея о социальной природе личности получила развернутое обоснование в марксизме. Марксу принадлежат знаменитые слова: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".[xxvi]

Во второй половине XIX в. принцип социальной обусловленности психики успешно разрабатывался в трудах французских социологов Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля и психологов Т. Рибо, Ш. Блонделя, Ж. Пиаже и др.

Социологические концепции личности оформились в развитом виде в начале ХХ в. К ним относятся теория личности в марксизме, теория зеркального "Я" в интеракционизме, теория референтной группы, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, концепция установки, статусно-ролевая теория личности и некоторые др.

В социальной философии и социологии марксизма под личностью понимают человека, усвоившего совокупность ценностей и норм поведения, сложившихся в конкретном обществе, социальной общности и реализующего их во взаимодействии с другими людьми. Сущность каждого индивида, относящегося к данному "роду", заключается, согласно марксистской концепции, в той совершенно конкретной системе взаимодействующих между собой индивидов, которая и делает каждого из них тем, что он есть.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок" взаимных отношений, возникающих между индивидами в процессе коллективной деятельности, в результате которой на свет появляется объективированный совместный продукт: вещи, знания, нормы, ценности. Биологическая же связь, выражающаяся в тождестве морфофизиологической организации особей вида homo sapiens, составляет лишь предпосылку (хотя и абсолютно необходимую), лишь условие человеческого, "родового", в человеке.

Марксистский материалистический подход к психической деятельности состоит в понимании того, что она определяется в своем течении не структурой мозга,а системой социальных отношений человека к человеку, опосредованных через созданные и создаваемые человеком для человека «предметы» внешнего мира.

Поскольку человек, писал К. Маркс, "родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем и Павел как таковой, во всей его павловской телесности становится для него формой проявления рода "человек".[xxvii] Через процесс взаимодействия с другими людьми формируются не только качества личности, но и ее самосознание.

В соответствии с марксистской концепцией масштаб личности отдельного человека измеряется только масштабом тех реальных задач, в ходе решения которых она формируется, "разворачиваясь" в делах, волнующих и интересующих не только собственную персону, но и многих других людей. Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность.

Сформулированная в философии марксизма концепция личности была детализирована в марксистской психологии в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского.

Один из основателей символического интеракционизма, известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что становление образа собственного "Я" происходит в ходе длительного и противоречивого процесса и не может осуществляться без участия других людей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. А. И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я - образ" не рождается только в связи с объективными фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило у Чарльза Кули название "зеркальное Я". Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Зеркальное "Я", формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей.

Определяя возможность формирования личности, "Я – образа" на основании зеркального “Я”, Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается толь­ко благодаря мнениям других, а ее активность может проявляться лишь в избирательном отношении к этим мнениям. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществля­ется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж.Г. Мид разработал концепцию "обобщенного другого", в известной степени допол­няющую и развивающую теорию "зеркального Я". В соответствии с концепцией Дж.Г. Мида "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я – образ". Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обоб­щенного другого".

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли толь­ко претендует на игру[xxviii].

Дж.Г. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) - то время, в течение которого ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья заключительная стадия (в 4 года и старше), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощу­щать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Повторяя принимаемую роль "обобщенного дру­гого", индивид формирует свою концепцию “Я”. Недостаточная способ­ность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя ро­ли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности [xxix].

Американский ученый-социолог А. Хейлер в дополнение к теории Дж.Г. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и указания которой он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится при­нять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"[xxx]. Сходную точку зрения на процесс формирования личности выражают и представители теории референтных групп (А. Стросс, Т. Шибутани).

Общая мысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе ("социальное состояние" человека), поддерживается и необихевиоризмом, который трактует ее как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.

В теориях установки личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия ("давления") на индивида. Накапливая разнообразные установки, человек "при­выкает" быть личностью.

Разновидностью теории установки является концепция диспозиционной регуляции поведения, сформулированная известным российским со­циологом В.Д. Ядовым. Она опирается на разработки западных социологов и психологов, а также на результаты исследований в области установок школы Д.Н. Узнадзе. Следует отметить, что для В.А. Ядова ключевым понятием выступает "диспозиция", или установка, в самом широком ее смысле.

Под установкой понимается предрасположенность к действию как некое состояние психики индивида, а "диспозицией" В.Д.Ядов называет предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, условий деятельности и к определен­ному поведению в этих условиях.

Важно отметить два принципиальных исходных положения концепции. Первое заключается и том, что диспозиции формируются на пересечении социальных условий деятельности и многообразных потребностей личности. Второе состоит в том, что диспозиции в структуре личности иерархически организованы, т.е. имеют низший и высший уровни.

В.А.Ядов выделяет четыре уровня диспозиций. К низшему уровню относятся элементарные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей в простейшие ситуациях. Второй уровень диспозиционной структуры личности образуют "социальные фиксированные установки". Формирующими ее факторами являются, с одной стороны, социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы (семья, первичный трудовой коллектив), а с другой – соответствующие социальные условия. Это уже есть социальная установка (аттитюд) в полном смысле слова, обладающая (как и ценностная ориентация) компонентами – эмоциональным (оценочным), когнитивным и поведенческим. Третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки (они обусловлены общей направленностью интересов личности в различных областях деятельности – профессиональной, политической, досуговой, семейной и др.). Четвертый, высший диспозиционный уровень, образует система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями жизнедеятельности индивида, его самыми существенными потребностями. По этой причине данный уровень диспозиций играет решающую роль в регулировании поведения человека, координирует все конкретные поступки и действия.

Как подчеркивает В.А. Ядов, важнейшая функция диспозиционной системы – психическая регуляция социального поведения личности. Автор концепции исходит из предположения о возможности выделения нескольких иерархически расположенных уровней поведения: от простейших пове­денческих актов, представляющих собой простую реакцию на быстро меняющиеся условия среды, до более сложных, к числу которых он относит деятельность, связанную с реализацией более высокого уровня потребностей. В каждой конкретной ситуации может доминировать то или иное диспозиционное образование.

Диспозиционная концепция раскрывает, правда в самых общих чертах, субъективно-личностные аспекты включения индивида в ка­чественно различные социальные сферы и типы социальных систем.

Наибольшее признание в социологии получила статусно-ролевая концепция личности, предложенная Р. Линтоном в 1936 г. Понятие социальной роли широко использовалось в социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун), теории малых групп (Томас, Знанецкий, Кули), в социальной психологии (Шибутани, Зандер), в социометрии и концепции "социодрамы" Морено, в теориях социализации Фрейда и Парсонса. Сегодня статусно-ролевая концепция личности широко распространена среди социологов. Перейдем к ее более подробному изложению.

Наши рекомендации