Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Цели:выявление роли социальных институтов в обществе, анализ условий их эффективного функционирования; ознакомление со спецификой функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.

План:

1. Социальные организации

2. Социальные институты

Задание:

Внимание! Задание выполняется индивидуально!Ознакомьтесь с текстом лекции «Социальные организации и социальные институты» и ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите основные значения термина «организация». Что представляет собой неформальная организация? Приведите примеры из жизни, литературы, фильмов, показывающие, как функционирует неформальная организация, какую роль она играет в жизни людей.

2. Дайте описание существенных признаков формальной организации. Покажите на примерах из жизни, литературы, фильмов, как эти признаки проявляются в деятельности различных организаций. Объясните, почему социологию больше интересует деятельность формальных организаций, чем неформальных. Какие компоненты входят в состав формальной организации?

3. Перечислите и охарактеризуйте требования, которые организация предъявляет к индивидам, входящим в ее состав. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъявляет к организации, в структуру которой он вступает.

4. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, разработанной Максом Вебером. Покажите, каким образом эти принципы применяются в управлении организациями.

5. Расскажите, какие организации называются сложными, покажите их особенности. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложными организациями.

6. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на деятельность организации. Какие факторы такого влияния наиболее существенны? Расскажите, каким образом организация своими действиями может оказывать влияние на окружающую среду. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния организации на внешнюю среду.

7. Опишите основные особенности социальных институтов. Какими признаками обладают социальные институты? В чем состоят различия между неформальными и формальными социальными институтами?

8. Какие типы социальных институтов вы знаете? Каковы цели политических, экономических, социально-культурных институтов, семьи, права, религии, образования?

9. Охарактеризуйте социальные процессы, посредством которых развиваются социальные институты. Какие социальные отношения становятся основой социальных институтов? Что должно произойти для институционализации таких отношений?

10. В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов?

11. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных институтов как семья и образование. Приведите примеры, известные Вам по личному опыту.

12. Что такое внеинституциональные формы социального поведения?

1. Социальные организации

Термин «организация» употребляется в нескольких значениях. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определенным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней упорядоченности, согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.

В социологии принято деление организаций на формальные и неформальные. Под неформальными организациями понимается система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей (товарищеская компания, объединение по любительских интересам и т.п.).

В наибольшей степени социологов интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации состоят в следующем:

- наличие определенной цели действия данной организации;

- совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах (должностях) и ролях;

- конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения;

- совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней;

- формализация значительной части целей функций данной организации и нормативная регуляция поведения, отношений между членами данной организации (устав предприятия, например).

Формальная организация обладает определенной структурой. Социальная структура организации определяется тремя основными факторами:

- целями и функциями;

- ценностно-нормативными стандартами;

- иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей.

В процессе своего функционирования социальная организация вырабатывает два ряда требований: один из них – требования организации к входящим в ее состав индивидам, а другой – требования к организации.

Требования организации к индивидам состоят в следующем:

- активная и эффективная деятельность, направленная на успешное достижение цели, стоящей перед организацией;

- требования к индивидам формулируются безотносительно к их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет, например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от особенностей личности каждого из них);

- требования предъявляются к индивидам как к членам определенной социальной общности (скажем, требования к студентам определенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).

Требования со стороны индивида к организации таковы:

- обеспечение устойчивости социального положения данного индивида;

- возможность самоутверждения индивида в обществе как
члена данной организации (члена партии, религиозной общины, футбольного клуба и т.д.);

- обеспечение условий (социальных, бытовых, культурны и т.п.) для его саморазвития как личности.

От взаимодействия и удовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффективность ее деятельности.

Формальная организация обладает характерными чертами (особенностями). Суть их такова: формальная организация

- рациональна, т.е. формируется и действует в соответствии с принципами целесообразности, рациональности, сознательного движения к цели;

- безличностна, т.е. нейтральна к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между солдатами и офицерами в армии, между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);

- предусматривает и регулирует только служебные отношения;

- подчинена в своей деятельности и во взаимодействии с внешним миром, а также во взаимодействии своих членов функциональным целям;

- обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Все изложенное дает основание для определения рассматриваемой социальной общности. Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную Систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования системы управления.

Важное значение имеет типология организаций. Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организаций:

1) Добровольные ассоциации.

2) Производственно-хозяйственные.

3) Кредитно-финансовые.

4) Научно-исследовательские.

5) Учреждения здравоохранения и социального обеспечения.

6) Учреждения культуры и досугового обслуживания населения.

7) Учреждения правоохранительных органов.

8) Организации вооруженных сил.

9) Административно-управленческие организации.

Формальная организация предполагает управленческую деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал Макс Веберв своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:

1) Задачи организации распределены как официальные обязанности сотрудников.

2) Занимаемые сотрудниками позиции (должности) организованы в иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его на служебной лестнице.

3) Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций.

4) Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее эффективного функционирования.

5) Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и бесстрастность призваны предохранять рациональность суждений и действий сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.

6) Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе: при хорошей работе должны создаваться условия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной лестнице.

7) Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную деятельность сотрудников в интересах организации.

В системе организаций существуют так называемые сложные организации, включающие в себя довольно многочисленные и разнообразные подразделения, например, Минский автомобильный завод включает в себя отдел главного технолога, отдел маркетинга,

множество разнообразных цехов и т.д. В таких организациях система управления функционирует на различных уровнях.

Американский социолог Толкотт Парсонс выделил три уровня управления в таких организациях. Руководители низового звена (операционные руководители) осуществляют контроль над выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления – мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень управления осуществляется руководителями среднего звена, которые возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это – начальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейтенанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего звена – директор завода, ректор вуза, генералы, министры.

Эффективность деятельности организации в решающей степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой. Эта среда включает в себя экономические условия, социальную структуру общества, систему образования и подготовки кадров, материальное и духовное благосостояние населения, технологические системы и т.п.

Организация не только испытывает влияние внешней среды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние на среду, иногда очень существенное.

  1. Социальные институты

Одним из важнейших общественных объединений, обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий в обществе, является социальный институт.

Социальные институты обладают следующими признаками:

1. Наличие более или менее определенной цели (целей) своей деятельности.

2. Наличие определенных функций, обеспечивающих достижение поставленной цели (целей).

3. Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института.

4. Особый тип регулирования взаимоотношений, система определенных установлений, предписаний, норм, правил, которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института.

5. Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

Значительная часть признаков социального института совпадает с признаками социальной организации. Такое совпадение объясняется тем, что социальный институт представляет собой особый тип социальной организации. Однако институт имеет и такие существенные признаки, которые отличаютего от организации. Они таковы:

1. Действия индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения упорядочены принятыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения.

2. Социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и поведения людей, что отличается от многих организаций. Например, церковь как социальный институт функционирует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали 10-15 лет.

3. Социальный институт – крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организации местного, регионального и общестранового уровня. Такова, например, структура государства как сложного социального института, имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.

4. Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление нормативного контроля.

5. Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.

Определение рассматриваемого феномена гласит: «Социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности».

Социальные институты отличаются четким разграничением социальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем над их осуществлением. Благодаря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

Важное значение имеет типологизация социальных институтов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности они подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъектами в них осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дворянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями и контроль над ними.

Неформальные социальные институты, хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нормы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация дружеских отношений не носит формального характера.

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы:

1. Институт брака и семьи.

2. Экономические.

3. Политические.

4. Институт религии.

5. Институт образования.

6. Социально-культурные.

7. Институт здравоохранения и социального обеспечения.

8. Наука.

9. Вооруженные силы.

10. Правоохранительные органы.

Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией. Она включает в себя шесть основных этапов:

1. Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им условий.

2. Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей.

3. Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.).

4. Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (политическое бюро партии, командные структуры в армии и т.п.).

5. Создание характерной для данного института системы статусов и ролей (например, военнослужащих или членов партии).

6. Процесс интернализации (усвоения) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Социология разделяет явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции – такие последствия действий, которые входили в намерения и осознавались участниками института; латентные – последствия, которые не входили в их намерения и не были ими осознаны.

Явные функции социальных институтов сводятся к следующему:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2) Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляемость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

3) Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависимость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества.

4) Коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института (например, науки), но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях.

5) Социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса.

6) Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Темы рефератов:

  1. Характерные особенности и признаки социальных институтов.
  2. Функции социальных институтов.
  3. Особенности неформальных организаций.
  4. Признаки формальных организаций.
  5. Типы социальных организаций.
  6. Идеальный тип бюрократии М. Вебером.
  7. Особенности политических институтов в современном обществе.
  8. Особенности экономических институтов в современном обществе.
  9. Тенденции развития института образования.
  10. Специфика деятельности института религии в современном обществе.
  11. Тенденции развития институт семьи в современном обществе.

Литература:

Наши рекомендации