Место дисциплины в структуре ООП. по дисциплине «История социологии»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История социологии»

для направления «31.03.01»

Екатеринбург 2014

Составители: Миков Юрий Вендимианович, к. философских наук, доцент кафедры социологии и политологии; Вандышев Михаил Николаевич, к. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии

________________________

(подпись)

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии УрГПУ № 4 от 22 октября 2014 г.

Место дисциплины в структуре ООП. по дисциплине «История социологии» - student2.ru

Протокол от № 4 от 22 октября 2014 Зав. кафедрой _____________Е.В. Прямикова

(подпись)

Руководитель учебного подразделения _______________________И.А. Ларионова

(подпись)

1.Пояснительная записка

Наименование дисциплины.

Курс «История социологии» представляет собой концентрированное изложение основных зарубежных социологических концепций.

Особенностью курса является демонстрация возможностей зарубежных социологических теорий в понимании современного общества вообще и российского, в частности. В этом отношении, курс можно рассматривать как комплексное развитие социологического мышления и профессионализма, позволяющее сформировать социологическую культуру студентов, их профессиональное мышление и язык, социологическое воображение, практическое представление о социальной реальности. Кроме того, в процессе освоения этой дисциплины студенты осваивают основные приемы учебно-исследовательской деятельности.

1.2. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи изучения данного курса можно сформулировать следующим образом:

Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину развития социологии в XIX – начале XXI века, являющуюся теоретическим основанием как ее последующего дисциплинарного развития в XX–XXI веках, так и ее практического использования.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

· изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в XIX – начале ХХI века;

· выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;

· развитие социологического воображения и навыков выявления логической связи социальных фактов;

· выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;

· продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.

· развитие умения применить общенаучные и специфически социологические приемы аргументации, моделирования для анализа социальных процессов;

· освоение основных приемов учебной, исследовательской деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина базируется на знании курса философии и используются знания по ранее освоенным гуманитарным дисциплинам. Для качественного освоения курса необходимы умения и навыки устной и письменной культуры речи, анализа, синтеза.

Учитывая, что история социология выступает в качестве методологической основы анализа современного общества, перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса социологии, очень широк: все социальные и психолого – педагогические науки. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Современные социологические теории; Методология и методы социологического исследования; Экономическая социология; Социальная психология; Политическая социология; Социология управления.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения

Процесс изучения дисциплины « История социологии» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:

· способностью к восприятию, обобщению, анализу, информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные классические социологические теории и школы;

· основные подходы к изучению закономерностей социально-экономических, политических и управленческих процессов, а также особенности их применения в России;

· основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие.

Уметь:

· анализировать тексты оригинальных источников, в которых формулируются основные идеи тех или иных мыслителей;

· сравнивать основные положения различных теоретических и методологических подходов на предмет выявления их сходств и различий, а также группировать данные подходы по критериям принятым в истории социологической науки;

· оперировать важнейшими теоретическими и методологическими категориями, составившими основу терминологического словаря современной социологии, и знать их происхождение;

· использовать инструментарий классических социологических теорий для анализа эмпирических реалий современного общества, для постановки и разрешения конкретных исследовательских задач;

Владеть:

  • навыками критического анализа социологических идей как результата интеллектуального влияния предшественников, а также логики преобразования социальных доктрин в истории общественной мысли;
  • способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;
  • навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

Наши рекомендации