Место дисциплины в структуре ООП. по дисциплине «История социологии»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «История социологии»
для направления «31.03.01»
Екатеринбург 2014
Составители: Миков Юрий Вендимианович, к. философских наук, доцент кафедры социологии и политологии; Вандышев Михаил Николаевич, к. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии
________________________
(подпись)
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры социологии и политологии УрГПУ № 4 от 22 октября 2014 г.
Протокол от № 4 от 22 октября 2014 Зав. кафедрой _____________Е.В. Прямикова
(подпись)
Руководитель учебного подразделения _______________________И.А. Ларионова
(подпись)
1.Пояснительная записка
Наименование дисциплины.
Курс «История социологии» представляет собой концентрированное изложение основных зарубежных социологических концепций.
Особенностью курса является демонстрация возможностей зарубежных социологических теорий в понимании современного общества вообще и российского, в частности. В этом отношении, курс можно рассматривать как комплексное развитие социологического мышления и профессионализма, позволяющее сформировать социологическую культуру студентов, их профессиональное мышление и язык, социологическое воображение, практическое представление о социальной реальности. Кроме того, в процессе освоения этой дисциплины студенты осваивают основные приемы учебно-исследовательской деятельности.
1.2. Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи изучения данного курса можно сформулировать следующим образом:
Цель изучения дисциплины: сформировать у обучающегося целостную картину развития социологии в XIX – начале XXI века, являющуюся теоретическим основанием как ее последующего дисциплинарного развития в XX–XXI веках, так и ее практического использования.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:
· изучить и осуществить анализ фундаментальных социологических теорий, разработанных в XIX – начале ХХI века;
· выявить методологические подходы и модели теоретического объяснения, заложившие главные тенденции развития социологии и определившие ее современное состояние;
· развитие социологического воображения и навыков выявления логической связи социальных фактов;
· выявить историческую обусловленность социологического знания и историческую конкретность содержательного наполнения ее теорий;
· продемонстрировать возможность использования социологической теории для адекватного понимания социальной реальности и создания конкретных поведенческих, социальных и политических стратегий.
· развитие умения применить общенаучные и специфически социологические приемы аргументации, моделирования для анализа социальных процессов;
· освоение основных приемов учебной, исследовательской деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина базируется на знании курса философии и используются знания по ранее освоенным гуманитарным дисциплинам. Для качественного освоения курса необходимы умения и навыки устной и письменной культуры речи, анализа, синтеза.
Учитывая, что история социология выступает в качестве методологической основы анализа современного общества, перечень дисциплин, при изучении которых будут использоваться знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения курса социологии, очень широк: все социальные и психолого – педагогические науки. Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Современные социологические теории; Методология и методы социологического исследования; Экономическая социология; Социальная психология; Политическая социология; Социология управления.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения
Процесс изучения дисциплины « История социологии» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций выпускника:
· способностью к восприятию, обобщению, анализу, информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
· умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные классические социологические теории и школы;
· основные подходы к изучению закономерностей социально-экономических, политических и управленческих процессов, а также особенности их применения в России;
· основные теоретические модели и методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие.
Уметь:
· анализировать тексты оригинальных источников, в которых формулируются основные идеи тех или иных мыслителей;
· сравнивать основные положения различных теоретических и методологических подходов на предмет выявления их сходств и различий, а также группировать данные подходы по критериям принятым в истории социологической науки;
· оперировать важнейшими теоретическими и методологическими категориями, составившими основу терминологического словаря современной социологии, и знать их происхождение;
· использовать инструментарий классических социологических теорий для анализа эмпирических реалий современного общества, для постановки и разрешения конкретных исследовательских задач;
Владеть:
- навыками критического анализа социологических идей как результата интеллектуального влияния предшественников, а также логики преобразования социальных доктрин в истории общественной мысли;
- способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;
- навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.