Лекция 2. История социологии
Учебные вопросы:
1. Основные социально-политические идеи античности.
2. Ученые средневековья и их вклад в развитие социального знания.
2. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения – главные ученые и их основные труды.
Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений.
Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.
Философия стала исторически первой формой теоретического знания.
Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:
- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),
- классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века),
- современному (начало ХХ века – до настоящего времени).
Для каждого этого периода характерны свои особенности.
Первыми социальными философами, которые изучали общество, его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:
1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).
2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).
3. Платон (427-347 до н.э.).
4. Аристотель (384-322 до н.э.).
Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе. Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и
управления в них. Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и
причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал – рабовладельческую демократию. «Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве
государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные, образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя. Аристотель утверждает, что главная задача государства – обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в
государстве Аристотель отводит среднему классу. В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и Фомы Аквинского (ХIII века).
По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство – необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка – великий грех перед государством и церковью. Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис – «Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он
обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия - греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.
Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. НиколоМакиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей – частная собственность. Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства. Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590- 1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы. Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.
Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли – утопическому социализму. Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.) Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.
Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье ( 1689-1755гг.), Ж.Ж .Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др.
Эти просветители стали основателями теории либерализма. Также значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др. И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной. Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия. Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).
Вопросы для самопроверки:
1. Почему первые упоминания об обществе отмечаются в мифах?
2. Кто и почему считаются основателями утопического социализма?
3. Расскажите об основных идеях социалистов-утопистов А.Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна.
4.Назовите главные труды и идеи И. Канта, Г.Гегеля, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо.
5. Расскажите о вкладе Г.Гегеля в развитие социально-политической мысли.
6. Обоснуйте преемственность идей ученых античности, средневековья, эпохи Возрождения и современного этапа развития общества.
ГЛОССАРИЙ
Либерализм– политическое и идеологическое течение, отстаивающее демократические права и свободы личности, свободы предпринимательства и парламентский строй.
Мифы– форма общественного сознания, способ понимания и объяснения природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества.