Тема 7. Социальные институты и
Социальные организации.
Студент должен знатьследующие понятия: социальный институт; социальная организация; формальные и неформальные организации; добровольные, принудительные и утилитарные организации; бюрократия; «железный закон олигархии»; основные модели взаимоотношений руководителей и подчиненных; семья; брак; развод; экзогамный и эндогамный брак; моногамия и полигамия; полигиния и полиандрия; пробный (гражданский) брак; гостевой брак; нетрадиционные (немодальные) семьи; нуклеарная семья; патриархальная семья; демографический кризис в России.
Студент должензнать значения понятий «социальный институт» и «социальная организация», определять роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений; знать принципы стабильности брака.
Социальный институт: характеристика и элементы. Роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений. Возникновение социального института, институционализация как процесс. Взаимодействие между институтами.
Семья как древнейший социальный институт. Понятие семьи и брака. Типология семьи (классификация по различным признакам). Ролевые взаимоотношения между супругами. Теория семьи: функциональная, конфликта. Основные функции семьи. Репродуктивная функция. Воспитательная функция семьи, роль семьи в процессе социализации. Социоэкономический анализ семьи. Разводы как социальная проблема. Предразводная ситуация. Социология о тенденциях разводов. Причины конфликтов в семье.
Социальная организация: определение, признаки. Ключевые социологические подходы к изучению организации (структурный, функциональный, конфликтная модель, теория действия). Хозяйственная организация: определение, признаки, основные исторические типы. Бюрократия как признак организации. К.Маркс о бюрократии. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера. "Железный закон олигархии" Р.Михельса. Бюрократия и социальное управление. Коммуникации в организации. Модели взаимоотношений руководителей и подчиненных.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).
Основная:
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 15.
3. Григорьева М.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. Спб., 1998.
4. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.
5. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. Гл. 4.
6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.
7. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социс. 2002, № 12.
8. Кравченко С.А, Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М, 1997. С. 272-279.
9. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М., 1996.
10. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001, № 3.
Дополнительная:
1) Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.
2) Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск, 1997.
3) Калугина З.И. Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1989.
4) Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
5) Социология. Основы общей теории / Отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 10.
6) Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 161-181.
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со
словарями и справочниками, делает выписки из текста.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.