Типи організаційних структур підприємства
Організаційна структура управління будь-яким суб`єктом господарювання – це форма системи управління, яка визначає склад, взаємодію та підпорядкованість її елементів.
Типи організаційних структур управління:
1. Лінійна – це така структура, між елементами якої існують лише одноканальні взаємодії, кожен підлеглий має лише одного лінійного керівника, який виконує всі адміністративні та інші функції у відповідному підрозділі (рис. 4.1).
Рис. 4.1 - Лінійна організаційна структура управління
2. Функціональна – структура, яка передбачає наявність штабів, але їх персонал має не лише дорадчі права, а й право керівництва і прийняття рішень (рис. 4.2).
Рис. 4.2 - Функціональна організаційна структура управління
3. Лінійно-функціональна – структура управління, яка спирається на розподіл повноважень та відповідальність за функціями управління і прийняття рішень по вертикалі (рис. 4.3).
Рис. 4.3 - Лінійно-функціональна організаційна структура управління
4. Дивізіональна – це структура управління, яка будується не за функціональними ознаками, а за принципами групування виробничих підрозділів за продуктами, групами споживачів, за місцем розташування (рис. 4.4).
Рис. 4.4 - Дивізіональна організаційна структура управління
5. Матрична – це структура, яка передбачає створення поряд з лінійними керівниками та функціональним апаратом управління тимчасових проектних груп, які формуються із спеціалістів функціональних підрозділів і займаються створенням нових видів продукції (послуг).
|
Рис. 4.5 – Матрична організаційна структура управління
9.Регулятори в соціальній системі
Целостность социальной системы обеспечивается механизмами ее регулирования. В социальных системах действуют три основных типа регуляторов:
• целевое управленческое воздействие;
• саморегуляция;
• организационный порядок.
Рассмотрим суть целевого управленческого воздействия. Механизм последнего включает в себя целеполагание и целеосуществление. Как правило, это воздействие осуществляется вне организации. При этом можно выделить два вида целевого управления: внешнее управление и самоуправление. Внешнее управление, в свою очередь, может быть разделено на управление, направленное непосредственно на элементы объекта управления, и управление, направленное на систему в целом.
Управление, направленное на отдельные элементы организации, предполагает, что собственные возможности субъектов организации используются только в пределах заданных извне установок, следовательно, их потенциал используется не в полной мере.
В случае управления, направленного на организацию в целом, управляющее воздействие не блокирует потенциал организации.
К преимуществам внешнего управления можно отнести:
• обозримость максимального числа объектов управления;
• возможность единого скоординированного воздействия на от дельные элементы управления, исходя из интересов целого.
Недостатками этого управления являются:
• ограниченность интеллектуального потенциала единого управленческого звена;
• его оторванность от задач и проблем низовых звеньев;
• отсутствие личной заинтересованности всех элементов организационной структуры в результатах функционирования.
Самоуправление относится к целевому управлению. Его можно рассматривать с кибернетических или социологических позиций. С точки зрения кибернетики система считается самоуправляемой, если обладает автономией по отношению к внешней среде и ее поведение не полностью детерминировано извне. С социологической точки зрения самоуправление выступает как участие всех членов организации в выработке общих решений.
10.Методи управління : кібернетичний підхід
Разделение систем на управляющие и управляемые служит атрибутом кибернетического подхода. Он заключается также в обосновании информационной сущности управления, универсальности законов управления в системах различной природы, выявлении и организации механизмов обратной связи в системах управления, оптимизации поведения системы на основе обратных связей и в соответствии с заранее определенными целями. Если основываться на факторах обратной связи, одном из основных атрибутов кибернетического подхода, все изучаемые в менеджменте методы управления можно разделить на детерминированный, программно-целевой и ценностно-ориентированный методы.
Использование детерминированного метода (рис. 3) применительно к организации предполагает прежде всего постановку цели. На основе этого разрабатывается программа действий, а затем создается механизм реализации намеченной программы с последующей оценкой полученных результатов.
В этой схеме обратная связь обеспечивает строгое соответствие поведения системы разработанной программе. Назначение обратной связи — выявить отклонения объекта управления для приведения его в состояние, предусмотренное планом.
Обратная связь
Рис. 3.Детерминированный метод
Достоинство метода — его простота и эффективность в условиях неизменного состояния внешней среды. Область применения метода в менеджменте: организации бюрократического типа.
К недостаткам метода можно отнести его жесткость, т. е. невозможность перестройки при изменениях внешней среды, способных привести к противоречию между планом и целью функционирования организации.
Более эффективным в условиях непостоянства внешней среды является программно-целевой метод управления. Одним из первых, кто предложил рассматривать программно-целевой метод на основе изучения факторов обратных связей (т. е. с кибернетических позиций), был академик Н. Моисеев.
Главное отличие программно-целевого метода от детерминированного заключается в более развитом механизме обратной связи, обеспечивающем не только корректировку поведения системы, но и корректировку самой программы в интересах достижения цели.
Главным критерием при использовании программно-целевого метода является цель, а не план, как при использовании детерминированного метода. Рассмотрим структуру программно-целевого метода (рис. 4).
Рис. 4. Программно-целевой метод
Сравнительно развитый механизм обратной связи обеспечивает гибкость управления. Он содержит две петли обратной связи. Первая обеспечивает корректировку поведения системы при ее отклонении от заданного планом состояния и при условии, что план не противоречит цели. Вторая петля предназначена для изменения плана, если в процессе функционирования организации план будет противоречить ее цели. Механизм обратной связи обеспечивает не только фиксацию отклонений и формирование соответствующих управляющих воздействий, но и более сложные действия, связанные с анализом обстоятельств, способствующих возникновению этих отклонений.
Дальнейшим развитием представлений об управлении является ценностно-ориентированный метод управления (рис. 5).
При использовании этого метода механизм обратной связи содержит три петли, обеспечивающие корректировку поведения системы управления в соответствии с разработанной программой, ее корректировку на основе поставленной цели и изменение.
Таким образом, метод допускает изменения не только плана, но и цели. Хотя цель и является внутренним побуждающим мотивом, все же определяющим фактором целеполагания служит система ценностей. Она представляет собой наиболее устойчивую категорию человеческих отношений, сформировавшуюся на основе долгого опыта практической и интеллектуальной деятельности. Система ценностей одновременно выступает и как основа целеполагания, и как глобальный критерий управления.
Рис. 5.Ценностно-ориентированный метод
11.Синергетична концепція самоорганізації
12.Зовнішнє середовище організації і методи її дослідження
13.Аналіз інтенсивності конкуренції в галузі
14.Суть і етапи організаційного проектування
15.Традиційні методи організаційного проектування
16.Оцінка ефективности організаційних форм управління
17.Зміст поняття "культура" і "організаційна культура"
18.Типологія організаційних культур