Характеристика и функции социальных организаций.
Социальная организация — большая, формальная вторичная социальная группа, которая характеризуется:
1. определенной социальной структурой,
2. коллективной тождественностью (идентичностью),
3. имеет точный список членов,
4. программу деятельности и
5. процедуру перемещения (или замещения) членов.
1. Социальная структура — совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в ходе взаимодействия. Включенность индивидов в социальную структуру предполагает, что они имеют как минимум одну общую черту (свойство) и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
Социальная структура организации раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо (1880—1949), проводивший в 20—30-е годы знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация).
В формальной организации есть:
1) единая цель (производство продукции или оказание услуг);
2) система власти, или управление, которое требует подчинения нижестоящих вышестоящим;
3) распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, постоянно между собой взаимодействующих.
Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Ненавидя одних и дружески относясь к другим, люди на работе формируют малые группы, кружки, компании, которые борются между собой или сотрудничают. Так возникает новая структура — неформальная организация.
Неформальная структура может соответствовать формальной, а может не соответствовать или даже противоречить ей.
В первом случае, при совпадении деловых и межличностных отношений, возрастает сплоченность организации, повышается эффективность ее деятельности.
При рассогласовании официальной и неофициальной структур социальная группа оказывается разобщенной, и эффективность решения стоящих перед ней задач существенно снижается.
Неформальные группы формируются в сфере неофициального общения, межличностных контактов на основе общих интересов, взглядов, убеждений, в них складываются отношения взаимной симпатии, личной привязанности, дружбы, жесткая стратификация отсутствует, а различия в положении членов если и существуют, то в основном определяются личностными качествами индивидов.
Формальная структура организации – ее штатное расписание:
2. Коллективная идентичность — название, признанное всеми членами социальной организации и обществом.
В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.