Культура как фактор социальных изменений. Теории культурно-исторических типов
Культура, Социальная культура, Культурнуя статика и Культурнуя динамика, Этноцентризм, Культурный релятивизм, Социальные ценности, Социальные нормы, Элитарная культура, Народная культура, Массовая культура, Доминирующая культура, Субкультура, Селективность, Культурный лаг, Культурная трансмиссия, Культурная аккумуляция, Культурная интеграция,
«…не существует единодушия в определении понятия культуры.
Но здесь можно выделить три основных момента этого определения.
Во-первых: Культура передается, она составляет наследство или
социальную традцию;во-вторых, это то, чему обучаются,
культура не является проявлением генетической
природы человека; и в-третьих, она является общепринятой»
Т. Парсонс
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) У европейских мыслителей 18 в. Культура приобрела духовный оттенок этим понятием стали обозначать духовное совершенство человека. В наше время содержание термина культура получило еще одно значение, которое привнесли в него антропологи. (Маргарет Мид и др.) Культура – это система убеждений и верований, выражающихся через язык, письменность, танцы, традиции, памятники материальной культуры.
в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию.
В конце 70-х Моль выделил порядка 250 определений термина «культура». Впервые его применил Иоганн Гердер в «Идеи к философии истории человечества»
Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.
Социальная культура — это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
Социологи и антропологи предложили множество определений человеческой культуры, отражающих различные направления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому культура включает в себя все способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. К. Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жизни самой пластичностью человеческого существа. Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Л. Уайт определял культуру следующим образом: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме»1. Американский культурный антрополог У. Гуденау полагал, что «культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли»2.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гирц (1973) называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». Решительно порвав с функционализмом, Гирц заявил, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, но как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов, и потому исследование феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов.
При определении в самом общем плане, что такое культура, часто рассматривают ее как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической практики.Однако и здесь не все однозначно. Существует и такая точка зрения, что далеко не всякий материальный и духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием культура. Чтобы стать частью культуры, он должен быть принят членами общества (или их частью), а также закреплен в их сознании и материализован. Поэтому в строгом плане понятие "культура" включает те духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоеныи разделяемы членами общества, а так же могут передаватьсядругим людям или последующим поколениям(60, с. 47, 48).
В современном значении термин "культура" весьма многозначен. Он несет большую семантическую нагрузку. Социологи находят, по меньшей мере, пятьсот значений слова культура. Обратим внимание на самые основные значения, которые могут фиксироваться в этом понятии.
Под культурой следует прежде всего понимать:
• общее отличие человеческой жизнедеятельностиот биологической формы жизни;
• качественное своеобразие исторически-конкретных формчеловеческой жизнедеятельностина различных исторических этапах, в различные исторические эпохи (античная культура, современная и т. д.)
специфику жизнедеятельности этнических и национальных культур(русская культура, американская культура и т.п.), определенный культурный тип;
специфику деятельности, поведения, сознания (мышления) людей в различных сферах общественной жизни (культура производственная, политическая культура и т. д.)
В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции