Спорт в системе ценностей молодежи

Развитие спорта зависит не только от улучшения объективных общих и специфических условий, но также от факторов субъективного порядка, от личностного отношения людей к спорту. Более того, чем выше реальные возможности (материальная база, кадры, свободное время) для занятий спортом, тем больше значение субъективного фактора.

Ценностные ориентации, представляют собой мотивационное ядро спортивной деятельности, являются важнейшим условием, обеспечивающим высокую эффективность занятий физической культурой и спортом, поскольку определяют регулярность, систематичность и продолжительность этих занятий.

Проблемы уменьшения численности занимающихся в спортивных секциях, больших потерь талантливой спортивной молодежи при переходе из юношеского возраста во взрослые осложняются помимо экономических условий, тем, что в наши дни быстро расширяется круг привлекательных для молодежи занятий, возрастает возможность альтернативного выбора занятий в сфере досуга. При этом спорт как деятельность добровольная может либо вовсе отсутствовать среди выбранных занятий, либо иметь среди них весьма скромное, малозначимое место, в то время как здоровье, семья, карьера. Профессия и прочие ценности всегда имеют для человека значение жизненной ценности.

Подлинный активный интерес к спорту главным образом связан с переживаниями спортсмена как субъекта деятельности на основе его реального участия в спорте и ощущения, и осознания реального эффекта своей спортивной деятельности. Определены две группы ценностей, связанных со спортом. Первая включает ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, где основной ценностью является сама деятельность с ее эмоциональными моментами, спорт сам по себе («нравится»). Вторая группа объединяет ценности, средством достижения которых служит спорт - слава, деньги, положение в обществе, широкий круг общения и т.п. («помогает»).

Многочисленные исследования последних тридцати лет показывают, что спорт как ценность в личностной жизненной ориентации молодежи занимает довольно скромное место. Однако реальное активное участие в спорте оказалось даже в несколько раз меньшее, нежели предполагаемое в высказываниях.

Анонимный анкетный опрос 3500 спортсменов-разрядников, мастеров спорта об их ценностных ориентациях выявил иерархию ценностей, реализуемых непосредственно в спортивной деятельности. (…)

Шкала ценностей спорта:  
Ø функциональное содержание спорта - 72,8% и 3,9 балла
Ø физическое «Я» - 69,8 и 3,9
Ø развитие волевых качеств - 64,9 и 3,8
Ø межличностное общение - 63,7 и 3,7
Ø самоактуализация, проявление своих достоинств - 42,9 и 3,3
Ø социальное признание - 35,3 и 3,1
Ø красота собственного тела - 31,8 и 3,1
Ø сексуальная привлекательность - 12,4 и 2,2

С повышением спортивной квалификации возрастает значение материального и денежного вознаграждения; возможности самопроявления, славы и социального признания как стимулов специализированной спортивной деятельности.

Такие же значимые в спорте ценности, как «обретение славы, престижа, авторитета», превосходство над участниками, сила воли, моральные ценности, чувство долга и ответственности перед коллективом, группой, командой, патриотизм имели, по мнению большинства опрошенных, минимальное значение в жизненных ориентациях молодежи.

Выяснилось, что если спортсмен не имеет возможностей достичь значимых для него личностных целей в спорте, то он теряет интерес к нему и соответственно своим склонностям или случайным обстоятельствам будет искать такие возможности в других сферах деятельности.

Приведенные выше данные социологических исследований 70-90-х гг. минувшего века во многом корреспондируются с материалами поздних исследований. Человечество вступило в III тысячелетие в обстановке глобальных динамических изменений в жизни общества:

- все возрастающее значение получает признание гуманистических ценностей - прав и свобод человека, гармоничного развития его духа и тела, солидарности и сотрудничества людей в осуществлении прогрессивной деятельности;

- создается, функционирует и развивается Всемирная информационная сеть и формируется глобальное информационное пространство;

- повсеместно утверждаются и крепнут свободные рыночные экономические отношения;

- наблюдается возрастание активной общественной роли молодежи.

Теоретические постулаты и рассуждения о важности и социокультурных, и социально-педагогических аспектов молодежного спорта нуждаются в эмпирическом подтверждении и экспериментальной проверке, прежде чем будут разрабатываться перспективные программы развития спорта в ХХI веке.

Исследования многих отечественных авторов позволили установить, что спорт (личные активные систематические тренировочные занятия ради достижения высокого технического и морального результата) занимает в ряду ценностных ориентации молодежи скромное место. Обычно, даже в период государственного и общественного стимулирования массового развития детско-юношеского спорта (70-80-е гг.), устойчивую личностную жизненную ориентацию на занятия спортом выражали не более 3-5 % детей и подростков. И хотя многие из них посещали спортивные школы, делали они это по ряду довольно прагматических причин (бесплатное обретение спортивного инвентаря и костюма, дополнительное питание в период тренировочных сборов, обеспечиваемое организациями пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях и поездки на соревнования и т.п.). В высший ранг общих жизненных ценностей юношей и девушек (старшеклассники и студенты) включены «материальное благополучие и разные льготы со стороны общества», «сексуальное желание быть привлекательным противоположному полу и обладание сексуальным потенциалом», «знания и ценности познавательного характера». На среднем уровне оказались ценности «физического Я», такие как здоровье, гармонически развитое тело, высокоразвитые физические и волевые качества, а также ценности социального общения с друзьями и самоактуализации.

Массовые обследования показали, что если спортсмен не имеет возможностей достичь значимых для него личностных целей в спорте, то он теряет интерес к нему. В таком случае молодой человек стремится искать, и находить другие увлечения и занятия в сфере свободного времени.

Опросы российской молодежи показали, что для наших современников витальные, гедонистические и эстетические ценности спорта отступили на задний план, уступив приоритетное место феноменам социального личностного самоутверждения, социальной адаптации и самореализации. (...)

Конкретные социологические исследования последних лет обозначили важный научный и социальный факт: подростки и молодежь, систематически и организованно занимающиеся спортом, испытывают и признают благотворное влияние таких занятий на развитие товарищеских взаимоотношений, коллективизма и солидарности.

Можно заключить, что для реального осуществления гуманистического воспитания молодежи целесообразно развивать в широких масштабах молодежный спорт, способствующий социализации, развитию коллективных форм взаимодействия и формированию высоких нравственных качеств личности. Гуманистическая нравственность спорта отражена в идеологии олимпизма, в практике Олимпийских игр современности, в международно признанных конвенциальных актах - Олимпийской хартии, в принципах честной игры - Fair Play, в манифестах ЮНЕСКО. Спортивные увлечения молодежи требуют надлежащего социально-педагогического и информационного обеспечения, развитие которого намечается в соответствии с государственной стратегией в молодежной политике и в физкультурно-спортивном движении России. (...)

Жолдак, В.И. Социология менеджмента физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. - М., 2003.

Вопросы

1. Какими объективными причинами вызван отток молодежи из спортивных секций?

2. Прокомментируйте содержание таблицы. Как оно обусловлено спортивной квалификацией респондентов?

3. Каково место спорта в системе ценностных ориентаций молодежи?

Наши рекомендации