Разнообразие методик изучения ценностей и социологический опыт исследований ценностных ориентаций молодежи в трудовой сфере.

Конечно, при изучении любых ценностей и ценностных ориентаций часто применяют общепринятые методы социологии: анкетирование, контент-анализ, метод фокус-групп, анализ документов и т. д.

Однако следует обратить внимание на наиболее существенные моменты исследований в области ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, как уже отмечалось выше, - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.[48] Из сказанного следует, что исследовать ценностные ориентации личности при помощи одного инструментария не совсем правильно, ведь общеизвестно, что выраженная словесно позиция человека по отношению к тем или иным ценностям далеко не всегда совпадает с реальным, фактическим его поведением. Следовательно, для изучения ценностных ориентаций личности необходимо использовать пакет инструментов, выявляющих когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие.[49] Только изучение этих трех компонентов ценностной структуры личности может дать более или менее объективную картину наличия или отсутствия ценностных ориентаций.[50] Разработка инструментария для исследования всех компонентов ценностных ориентаций личности - задача чрезвычайно сложная и трудоемкая, и, очень часто для ее решения используют определенный комплекс методов и методик.

Одними из самых распространенных методов изучения ценностных ориентаций личности являются методы ранжирования и сравнения, которые могут дать не только представления о жизненных приоритетах и предпочтениях личности, но и весьма значимую информацию о каких-то негативных или позитивных тенденциях ее развития.

Адекватного результата можно добиться, предъявляя ценности к сравнению парами. Метод парных сравнений лежит в основе методики изучения мотивационных тенденций личности А. Эдвардса.[51] В методике Эдвардса, которая носит название “Список личностных предпочтений”, респонденту предлагают попарно сравнить 15 мотивационных тенденций. После обработки получается проранжированный список из этих 15 предпочтений, позволяющий судить о структуре ценностных ориентаций респондента.

В методиках, применявшихся для исследований ценностей, также достаточно распространено использование метода оценки высказываний. Этот метод взят за основу в опроснике С. Морриса “Способы жизни”.[52] В опроснике представлены описания 13 способов жизни, и респондент должен оценить каждый из них по шкале от 1 до 7. (Например, “Этот способ мне очень не нравится” — “очень нравится”). После этого оценивается частота выбираемости тех или иных высказываний представителями определенных социальных групп.

Метод выбора из нескольких альтернатив лежит в основе другой группы исследований ценностей. Этот метод построен на процедуре, в процессе которой респондентам предъявляется материал в виде вопросов или ситуаций, имеющих несколько альтернативных решений. Каждый вопрос или ситуация олицетворяет ценностную дилемму или конфликт ценностей. Респондент должен сделать выбор, обозначая тем самым предпочитаемую им ценность. Этот метод используется в небезызвестном опроснике “Изучение ценностей” Г. Олпорта и др.[53]

Оригинальна методика, разработанная А.П. Вардомацким для выявления жизненных ценностей отдельных личностей или социальных групп, она носит название ”Аксиобиографическая”.[54] Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий, как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.[55]

К разряду комплексных следует отнести методику группы В. А. Ядова, построенную в соответствии с теорией о диспозиционной структуре личности. В ней поэтапно используются интервью, выбор из двух альтернатив и оригинальная методика ранжирования и оценки высказываний.[56]

Таким образом, мы видим, что в области изучения ценностей и ценностных ориентаций существует множество методов и методик, в которых используются и количественные, и качественные приемы. Все эти методики, так или иначе, используются и при изучении трудовых ценностных ориентаций молодежных групп.

Необходимость анализа положения молодежи в социальной структуре современного российского общества обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют достаточно большую часть трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они являются ресурсной группой, из которой будет пополняться социально-профессиональная структура общества. Молодежь, и, в частности студенты, во многом определяет политические, экономические и социальные подструктуры общества. Вместе с тем, она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране, в силу переходности своего социального статуса. Проблема трансформации трудовых ценностей занимает особое место в переходной экономике России. Переход к рыночным отношениям разрушил старую систему мотивации, а новая, "рыночная" система находится пока в стадии формирования.[57] Медленные, противоречивые институциональные изменения формируют среду, неблагоприятную для развития позитивной базовой мотивации, системы трудовых ценностей. Сегодня углубление социального расслоения общества, низкий уровень оплаты труда превращают труд по найму в средство выживания. Происходит углубление девальвации трудовых ценностей.[58]

Таким образом, особую остроту приобретает сегодня изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Поэтому в последние 10 – 15 лет изучением ценностей молодежи в сфере образования, труда и профессии занимается немало исследователей. Мы рассмотрим лишь некоторые исследования, которые были посвящены изучению ценностей и ценностных ориентаций молодежных групп (в том числе студенческой молодежи) в трудовой сфере.

· Трудовые ценности молодежи.

Наибольший интерес представляет изучение особенностей трудовых ценностей молодежи - как работающей, так и учащейся. Развитие экономики страны во многом зависит от того, кто приходит на смену старшему поколению.

Это исследование, проведенное в 2000-2001 годах в Иркутской области методом структурированного интервью, было посвящено проблеме исследования трудовых ценностей населения в период экономических реформ. В качестве объекта исследования исследователями были выбраны работающие по найму в различных отраслях хозяйства и студенты.

Результаты исследований свидетельствуют, что для работающей молодежи до 25 лет наиболее значимыми являются материальные и статусные трудовые ценности. В то же время, по сравнению с другими возрастными группами, для молодых работников ценность успеха и высокого положения в обществе наиболее значима. Ориентация на работу (в условиях полной материальной обеспеченности) снижается с возрастом, что вполне закономерно. Для молодых работников до 25 лет характерны, с одной стороны, высокая доля предпочитающих работать даже при условии отсутствия материальной необходимости, а с другой стороны, достаточно высокая доля (по сравнению со средней возрастной группой) тех, кто предпочел бы не работать или "скорее, не работать".[59] Таким образом, группа работающей молодежи по ценностным ориентациям в сфере труда неоднородна.

Результаты данного исследования показали, что материальные ценности для старших возрастных групп имеют большее значение, чем для молодежи. Таким образом, распространенный стереотип о "молодежной меркантильности" является явным преувеличением. Важной особенностью структуры трудовых ориентации молодых респондентов является стремление к стабильности ("работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии"), карьерный и профессиональный рост. Это связано с объективными причинами: безработица является преимущественно молодежной проблемой, поэтому факторы повышения конкурентоспособности и гарантии занятости имеют для молодых первостепенное значение.

Для большинства учащейся молодежи, которая участвовала в опросе, независимо от учебного заведения, характерна социально-статусная мотивация в сфере труда. Работа воспринимается студентами как средство добиться успеха в жизни, занять определенное положение в обществе. При этом важно не столько содержание работы, сколько то, какое место благодаря ней может иметь человек в социальной структуре общества.[60]

В случае мотивации профессионально-личностной самореализации будущая работа представляется молодыми людьми как средство развить свои способности в определенной сфере профессиональной деятельности, талант, реализовать себя, получить признание в обществе. Такой тип мотивации отмечается у трети студентов вузов и почти четверти учащихся профессионального училища.

В представлении определенной части респондентов данного исследования, работа - простая экономическая необходимость, не более чем источник средств к существованию (материальный тип мотивации).

Таким образом, сегодня молодые люди, как работающие, так и те, кто только завтра вступит в трудовую жизнь, демонстрируют ярко выраженную профессионально-личностную и социально-статусную мотивацию. Кроме того, для работающей молодежи характерна значительная ориентация на мотивы стабильности и защищенности.

Наши рекомендации