Играизация как тип рефлексивной рациональности
Играизация — новый, формирующийся тип рефлексивной рациональности, позволяющий в предпринимательстве, политике, культуре и даже личной жизни противостоять давлению хаоса, становясь фактором социального порядка постмодернистского типа — порядка, порожденного из хаоса. Играизация как раз способствует тому, что она упорядочивает неопределенности, разумеется, до определенной степени — «умеренной надежды», «смутных» представлений, которые характерны для нелинейной динамики.
Играизация — специфический, гибридный тип рациональности. Так, играизация из практической рациональности берет прагматическое отображение повседневной реальности в виде «убегающего мира» и акторов, стремящихся к практическим целям, отрицая при этом нормативность средств их достижения. Из субстанциальной рациональности она заимствует некий набор ценностей — этику успеха и случая, становясь своего рода религией. Однако, если макдональдизация является «религией потребительства», то играизацию, полагаем, можно назвать религией успеха. Обе религии относительно самостоятельны. Но у них есть одно общее, связующее звено — развлечение. «Потребление все меньше и меньше имеет дело с приобретением товаров и услуг, — пишет Дж. Ритцер, — и все большее и больше с развлечением. В самом деле, о средствах потребления мы все чаще узнаем из шоу-бизнеса, ибо они становятся его частью». Поклонение успеху и счастливому шансу постоянно воспроизводится благодаря распространению игровых стоимостей, содержащихся во многих товарах и услуг.
Играизация весьма часто выступает и как гибрид рациональности и иррациональности, проявляясь в виде иррациональной рациональности. Значительная часть людей, участвующих в играизированной деятельности, по существу, низводится до технических ресурсов, что, так или иначе, способствует дегуманизации человеческих отношений. Играизации сопутствует регрессия: люди испытывают тягу к социальным действиям, связанным с повышенными рисками и мистикой, возрастающего влияния случая. Они полагают, что счастливый случай и рисковые игровые практики, услуги магов и экстрасенсов могут быстро решить их личные проблемы, избавить от невзгод и болезней.
Играизация находит свою нишу для сосуществования постмодернистскими типами рациональности, в частности, с макдональдизацией, постфордизмом, сникеризацией.
Играизацию подобно макдональдизапии можно измерить в соответствии с четырьмя критериями, предложенными М. Вебером для формальной рациональности — эффективность, калькуляция, предсказуемость и контроль.
Под эффективностью играизации понимается оптимальный, возможно быстрый способ достижения прагматической цели, осуществляемый с использованием нестандартных, эвристических приемов, влекущих нарушения общепринятых правил. Например, за деньги можно купить определенный статус — от водительских прав до графского титула. Для России особенно специфично то, что, используя такие средства как мигалки, спецномера, обеспечивающие индульгенцию от остановки автомобиля работниками автоинспекции, можно ехать, нарушая правила, и быстрее добраться до места назначения. Во всех этих и других подобных случаях эффективность налицо при очевидном умалении формальных бюрократических процедур.
Калькулируемостъпредполагает учет количественных и качественных затрат на реализацию конкретных прагматических стратегий. Можно, например, подсчитать временные затраты на ту или иную играизированную активность и сравнить полученные результаты с тем, сколько времени потребует достижение той же цели, если идти к ней строго по существующим правилам.
Предсказуемость означает сознательное принятие отсутствия принудительной каузальности, строгих правил деятельности, неопределенности и рисков, альтернативности и случайности. Но по совокупности случайных социальных практик вполне можно выявить их статистические причинности и общие, результирующие составляющие социальной жизни. Высшей детерминантой предсказуемости того, что может произойти, по существу, выступают типичные социальные практики, которые «одинаковы» в определенном времени и пространстве благодаря характерному общественному сознанию социальных акторов, их габитусу и рефлексивности.
Контрольздесь не прямой, а рефлексивный. Основной акцент делается на отслеживании перемещения реальных и виртуальных капиталов. Можно также проконтролировать и характер деятельности акторов с учетом игровых кодов и дискурсов, к которым они привержены. В итоге рефлексивный мониторинг позволяет актору, контролируя свою деятельность, соизмерять свои желания с возможностями в контексте взаимодействия с другими людьми.
Играизация, несомненно, оказывает общее рационализирующее влияние на социокультурное развитие современного общества. Она расширяет число благ и услуг, предоставляя их многомиллионным массам людей. Акторы играизации могут заниматься своей деятельностью вне зависимости от их местоположения и времени суток. Резко сокращается время для достижения желанных целей. Играизация способствует в относительно мягких формах утверждению таких защитных механизмов как вытеснение, отрицание и сублимация. Она, в частности, позволяет удалять из сознания мысли о рисках как о нечто враждебном.